Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Формирование русской светской хоровой культуры

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Развитие светской хоровой культуры. Бесплатная музыкальная школа. Хор Московского университета. Расцвет творчества Кастальского и композиторов Нового направления. Повышение качества образования хоровых дирижеров. Массовое обучение детей хоровому пению.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

«Формирование русской светской хоровой культуры»

Содержание

Введение

1. Бесплатная музыкальная школа

2. Хор Московского университета

3. Хор А. А. Архангельского

4. Синодальный хор. Творчество А. Д. Кастальского

5. Хоровые жанры:

6. Подготовка хоровых дирижеров

7. Массовое обучение детей хоровому пению

Заключение

Список литературы

Введение

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка. Во второй половине XIX века развивается культура камерного ансамбля и светского хорового пения, хоровая исполнительская культура выдвигается на первое место в мире. Россия всегда поражала иностранцев великолепными хорами, преимущественно церковными (т.е. мужскими или состоящими из мужчин и мальчиков), однако светское хоровое пение долгое время оставалось в тени.

Очень важную роль в развитии светской хоровой культуры сыграла русская опера: уже у Глинки хор сразу же занял выдающееся положение в драматическом действии. Серов во всех своих операх тоже отвел хору едва ли не главное место. Ораториальный стиль «Юдифи», естественно, того требовал. Жанровые же хоровые сцены во «Вражьей силе» были и остались смелой и выдающейся попыткой реалистической трактовки массового действия -- попыткой внедрить на сцену хор как действующую живую толпу. Римский-Корсаков в своей «Псковитянке» (вече и встреча Грозного) и «Снегурочке», Мусоргский в обеих своих операх -- народных драмах, Чайковский в «Опричнике» и «Чародейке» (первый акт), Бородин в «Князе Игоре» -- все дружными усилиями, в течение 70-х и 80-х годов, подняли значение оперного хора на недосягаемую высоту, в чем проявилась одна из отличительных особенностей стиля русской оперы. К их завоеваниям необходимо присоединить и достижения Рубинштейна как в его духовных операх и ораториях, написанных с большим размахом и подъемом (например, «Вавилонское столпотворение»), так и в его операх, особенно в «Маккавеях», где хоры трактуются в генделевском масштабе. Требования, предъявляемые к оперному хору русскими композиторами, были так разнообразны по содержанию музыки и манере письма, что естественно вели за собою к заметному увеличению и улучшению состава певцов и техники пения.

Вслед за эпохой патриотических ораторий, кантат и песен, вызванных национальным подъемом, стали во множестве появляться хоровые переложения народных песен, повсеместно возникали хоровые коллективы. Наряду с хорами, оплачивавшимися из средств государства, существовало большое число частных хоров, содержавшихся меценатами из дворян и буржуазии: хор князя Голицына, капелла графа Шереметьева, хор Дубенского, капелла Ф.Иванова (100 мальчиков), хор А.Архангельского, хор

И.Юхова, хоры учебных заведений, Бесплатной музыкальной школы. Это в столицах. На периферии также существовало множество хоров. В Нижнем Новгороде выделялся хор Рукавишникова, в Пензе - А.Касторского, в Архангельске - хор военных кантонистов, портовых певчих, военных песенников.

Вторая половина XIX века, особенно 60-е годы, отмечены стремлением передовой русской интеллигенции отдать свои знания во всех областях науки и искусства благородному делу просвещения народа. Бывшее ранее привилегией высших слоев музыкальное просвещение распространяется в разных кругах общества. В эти годы открывается много воскресных бесплатных школ.

1. Бесплатная музыкальная школа

В области музыки первой такой школой была Бесплатная музыкальная школа, организованная выдающимся русским композитором М. А. Балакиревым и известным русским хоровым дирижером Г. Я. Ломакиным.

Будучи одним из представителей передовой демократической интеллигенции 60-х годов, Ломакин всей душой стремился отдать свои знания и талант делу широкого музыкального просвещения народа. Он с энтузиазмом реализовал мысль, поданную его учеником - впоследствии известным оперным певцом Мельниковым, - об организации хорового класса в Бесплатной музыкальной школе.

Желание быть полезным большому общественному делу - распространению музыкальной культуры - побудило Ломакина с радостью принять это предложение, «прельщаясь, - как он пишет, - надеждою привлечь в эту школу массу народа со свежими голосами, дать возможность талантам из бедных людей учиться бесплатно и, дав им музыкальное образование, составлять из них огромные хоры». Ломакин, несмотря на все трудности, упорно добивался осуществления поставленной цели. Финансовые трудности, отсутствие помещения для репетиций не смущали его. Пользуясь расположением к себе Шереметьева, он добился разрешения на публичный концерт Капеллы, весь сбор с которого пошел на открытие Бесплатной музыкальной школы. Он добился также разрешения репетировать в певческой зале Капеллы. Сам он писал, что граф Шереметев с ужасом смотрел из окна своего дворца, как целые толпы народа направлялись на репетицию хора Бесплатной музыкальной школы. Состав школы в большей своей части состоял из рабочих, служащих и учащейся молодежи.

В первый год (1863) существования школы, когда ею руководил Ломакин, вся его деятельность сводилась к подъему искусства хорового пения. Не прошло и шести месяцев после организации Школы, как в открытом концерте хор любителей, в составе 300 человек, с частичным участием Капеллы Шереметева, под управлением Г. Ломакина исполнял сложнейшие хоровые произведения. Среди них были хоры Иомелли, Генделя, Гайдна, Мендельсона, Вебера и других.

С 1863 года значительно больше времени и внимания работе школы начинает уделять М. Балакирев. Он становится во главе оркестра Школы и оказывает сильное влияние на работу хора. Это отразилось на репертуаре хора. Хор Бесплатной школы становится горячим пропагандистом гениальных творений Глинки, Даргомыжского, Кюи, Римского-Корсакова, Мусоргского, Шумана, Берлиоза и других. Хор школы был передовым не только по репертуару, но и по стилю исполнения. Пение хора воплощало лучшие национальные реалистические певческие традиции. Значительная часть музыкальных кругов России того времени была настроена консервативно и всячески противодействовала прогрессивным начинаниям Бесплатной музыкальной школы. Борьба за утверждение национального стиля в исполнении приобретала крайне острый характер. Но усилиями талантливых руководителей Школы этот стиль находил все более яркое воплощение в ее музыкальных коллективах (оркестре и хоре). Передовые черты исполнительства, утверждавшиеся хором и оркестром Бесплатной школы, имели огромное значение для музыкальной культуры России. Исполнение хора представляло образец сочетания высокой технической выучки и художественных национальных певческих традиций. «Естественность и благородство пения русской школы, - писал Даргомыжский своей ученице Кармалиной, - не могут не произвести отрадного впечатления посреди вычур нынешней итальянской, криков французской и манерности немецкой школы…»

2. Хор Московского университета

Необычайный расцвет русской музыкальной культуры во второй половине XIX - начале XX века не мог не отразиться на судьбе крупнейшего любительского хорового коллектива России - хора Московского университета. В этот период с хором сотрудничали многие известные музыканты: М. М. Ипполитов-Иванов, Н. А. Маныкин-Невструев, В. М. Орлов, Н. С. Кленовский, К. К .Альбрехт, П. И. Бларамберг, С. Н. Василенко.

Выступления хора становились популярными и пользовались неизменным успехом. «Московские ведомости» в номере за 23 ноября 1885 года свидетельствовали: «... концерт оркестра и хора студентов Московского университета дает право на самые лучшие ожидания ... стройностью отличался хор студентов, управляемый талантливым дирижером Московского хорового общества В.С.Орловым». А в декабре 1889 года «Московские ведомости» писали о чрезвычайной популярности хора среди московских любителей музыки: «Студенческие концерты, с самого своего возникновения, всегда пользовались большой симпатией среди москвичей. В те дни, когда они начинались, вся Москва спешила в зал Благородного собрания. Еще далеко до начала публика наполнила все помещение собрания. В зале не оказалось ни одного свободного места: за колоннами теснились ряд за рядом, образуя густую массу…». 16 ноября 1890 года та же газета сообщала: «Студенческий концерт 14 ноября прошел с громадным успехом и переполнил громадную залу Благородного собрания и соседние с ней помещения такою массою посетителей, что пришлось к началу концерта прекратить продажу билетов при входе ... Чрезвычайно стройно было пение хора (196 человек), которым управлял В.Г.Мальм» .

Одна из самых ярких страниц в истории коллектива связана с творчеством П.И.Чайковского. В 1874 году Петр Ильич обработал для мужского хора Университета знаменитую студенческую песню « Gaudeamus». В декабре 1887 г. он написал и посвятил хору Московского университета произведение «Блажен, кто улыбается» на стихи вел. кн. К.Романова. Впервые это произведение прозвучало в зале Дворянского Собрания 8 марта 1892 года, а впоследствии надолго вошло в концертный репертуар коллектива.

В 1890г. в хор был зачислен студент юридического факультета Леонид Собинов. Все четыре года своего обучения в Университете Собинов пел в этом коллективе.

Впоследствии, будучи известным певцом, Леонид Витальевич неоднократно выступал с хором, давал (в 1903 - 1917 г.г. - ежегодно) концерты в пользу Общества помощи нуждающимся студентам Московского ун...

Другие файлы:

Хоровая литература
Учебное пособие, охватывающее всю программу курса хоровой литературы в музыкальном училище.В нем рассматриваются произведения русских, советских и зар...

Западноевропейские языки в русской культуре XVIII века
В монографии впервые на материале западноевропейских языков задается оригинальная норма культурологического (семиотического) описания языковых и внеяз...

Духовные сочинения С.В. Рахманинова в контексте русской православной хоровой культуры первой половины ХХ века
Комплексный анализ историко-культурных, мелодико-гармонических и исполнительских аспектов хоровых духовных сочинений С.В. Рахманинова – "Литургия св....

Очерки по истории русской культуры
Второй том "Очерков по истории русской культуры" П.Н. Милюкова посвящен развитию "духовной" стороны русской культуры. Анализ очерка по исследованию ис...

Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)
Научные подходы к изучению общей культуры в семье. Особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности. Тради...