Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Выработка основных показателей певческого голосообразования и тренаж соответствующих мышц при помощи упражнений. Упражнения для освобождения скованной челюсти, способствующее расширению диапазона, помогающие непроизвольному равномерному выдоху.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Вокальная методика

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок»

Это узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач. «…Единственное, что может делать педагог в вокально-педагогическом взаимодействии - это организовать процессы самонаблюдения, самоанализа и самоимитации ученика. Самоанализ, самонаблюдение - это смещение внимания с акустических каналов восприятия своего голоса на не акустические: ощущение вибрации, давления и работающих мышц, превращение их в «регулировочный образ» своего голоса .

Методика предусматривает выработку основных показателей певческого голосообразования и тренаж соответствующих мышц при помощи упражнений.

1. Упражнение для освобождения скованной челюсти:

2. Упражнение, способствующее расширению диапазона

3 Упражнения помогающие непроизвольному равномерному выдоху.

4 Упражнения позволяющие прочувствовать регистры.

Цель упражнений цикла - выработка навыка произвольного управления лицевой мускулатурой, опоры звука, равномерности выдоха.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания направлена на комплексное развитие всех музыкальных способностей, заложенных в человеке и формирование у учащихся навыков произвольных координированных движений, способности согласованно управлять и голосовым аппаратом, и руками, и всем телом. (Д. Е. Огороднов)

(В основе его взглядов учение И. Павлова, П. Ухтомского, которые установили важное значение мышечной деятельности и для развития эмоций. «Весь мир, который человек носит в себе, он носит в двигательной коре. Существует моторный, двигательный стержень эмоций». Федор Шаляпин говорил: «Жест - это не движение руки, а движение души».

Алгоритм соединяет в себе одновременную работу сразу над несколькими певческими навыками: дыхание, интонация, артикуляция, динамика, опора звука.

Движения при восприятии музыки- этот вид художественных движений аналогичен пластическому интонированию - свободным движениям головы, корпуса, рук при исполнении музыкальных упражнений. Главное условие при этом - соответствие движений характеру музыки и содержанию музыкального образа. Известно и доказано практически, что развитие голоса способствует развитию творческих способностей личности, формированию психического и физического здоровья.. Данная методика своей главной, принципиальной задачей ставит прежде всего бережное воспитание голоса каждого учащегося, постепенное выявление и обогащение его естественного тембра, выносливость и на этой основе -- комплексное развитие всех музыкальных и всех творческих способностей человека . В ней удачно соединились вокальное воспитание не только с речевым, но и с обще музыкальным. Все упражнения построены на музыкальной основе. В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Человек начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой.

Кроме того, мышечное раскрепощение тела, воспитание пластичности двигательного аппарата, умения произвольно управлять им при работе по методике облегчает учащемуся также овладение хореографическими навыками и в конечном счёте -- благоприятно воздействует на здоровье. Все дети могут научиться красиво и правильно петь и ясно, артистично, полнозвучно говорить. У всех детей без исключения есть музыкальные данные, надо лишь правильно их развить. Физиологически оправданное, своевременное и полноценное развитие голосового аппарата оказывает положительное влияние на весь организм человека в целом, на его физическое здоровье, открывает перспективу нового совершенствования многих сторон личности. Вокальные и речевые навыки воспитываются посредством использования психофизиологической связи и согласования между голосом, слухом, жестом и зрительным контролем.

Ещё одно достоинство методики в том, что рефлекторное запоминание и заучивание (которое не способствует развитию мышления), заменяется осознанной работой, работой от души.

Дети не просто разучивают материал (песни, стихи и т.д.), а они учатся с интересом постигать новое и более сложное. Ученик начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой.

Другим важным обстоятельством, способствующим выработке непринужденной манеры пения, является активная, свободная артикуляция.

Выстраивая ход уроков, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного существования в процессе музыкальной деятельности: · снятию внутренних зажимов. · постановки дыхания, опоры звука· двигательному раскрепощению.

Дыхание, эмоциональное состояние и физическое здоровье неразрывно связаны между собой.

Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.

Подготовленные упражнения для распевания должны разогреть голосовой аппарат и подготовить его к работе, и привить определенные навыки вокального исполнительства, искоренить имеющиеся недостатки. Каждое распевание должно иметь определенную цель, а весь комплекс упражнений следует строить по принципу от простого к сложному, от узкообъемных звукорядов к более широким. Распевания лучше подбирать недлинные и легко запоминающиеся. Это могут быть мотивы из изучаемых произведений или незнакомые исполнителям попевки. Нет смысла менять упражнения к каждому занятию, если намеченная цель не достигнута. Необходимо, чтобы упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

При работе над распеванием нужно обращать внимание на правильное дыхание, звукообразование, на сохранение высокой позиции, хорошей дикции. Избегайте громкого "форсированного" пения. Важно поставить перед певцами цель - ощутить "опору" звука. С этого момента начинает распеваться голос, начинает работать грудной резонатор.

существуют разные пути к истине, и каждый путь индивидуален для каждого характера в отдельности. Научиться дышать так, что бы почувствовать себя лучше, что бы избавиться от психологических проблем и болезней возможно и даже необходимо, но самое главное - вера и осознание своей силы и свободы.

А.Лоуэн в книге «Психология тела», рассказывая о методике Вильгельма Райха, пишет:

«Основным усовершенствованием техники, возникшим из наблюдений и размышлений, …., было использование дыхания в лечебном процессе. Анализ на соматическом уровне выявил, что пациенты задерживают дыхание и втягивают живот, дабы подавить страх и другие чувства. Выяснилось, что такое поведение свойственно практически всем. Как детям, так и взрослым. В ситуациях, вызывающих испуг и боль, человек затаивает дыхание, напрягает диафрагму и брюшные мышцы. Уходит напряжение - он выдыхает. Если такая схема приобретает хронический характер, то грудь поднимается и остаётся в положении на вдохе, дыхание делается поверхностным, живот твёрдым. Сокращение дыхания уменьшает количество поступающего в организм кислорода и соответственно, вырабатываемой через метаболизм энергии. Результатом является снижение эмоционального тонуса и утрата стремлений.»

Райх выявил связь мышечного напряжения с эмоциональной блокировкой, что явилось великим открытием в психологии.

Приступая к практике вокала, несомненно, сталкиваешься с воздействием эмоционального состояния на исполнительское мастерство. Прежде всего, это проблемы связанные с недостаточно свободным дыханием, с напряжением, зажатостью.

В своей психологической практике Райх добивался успеха в лечении пациентов психопатического или невротического характера, применяя практику свободного и глубокого дыхания.

Пожалуй, что многим начинающим исполнителям, учитывая ритм современной жизни и стрессогенность городского пространства, просто необходимо начинать своё обучение именно с практики глубокого спокойного дыхания, освобождения от подавленных эмоций и релаксации. Лишь после того, как только человек, обучающийся вокальному мастерству, почувствует мышечную свободу и научится дышать глубоко и спокойно, ему можно будет приступать к следующим дыхательным методикам и занятиям вокалом.

Александр Лоуэн в книге «Психология тела» пишет: «Глубоко дышать- означает глубоко чувствовать ….. Сдерживая глубокое дыхание, мы тормозим некоторые чувства, связанные с животом. Одним из этих чувств является грусть, так как живот принимает участие в глубоком плаче ….. Дети рано понимают, что посредством втягивания и напряжения живота можно избежать проявления болезненных чувств грусти и печали». « При других заболеваниях дыхания грудная клетка движется мало, дыхание главным образом диафрагмальное, с некоторым расширением брюшной полости. В этом случае грудная клетка слишком раздута, временами настолько, что напоминает на вид бочку. Такой внешний вид может показаться мужественным, но приводит к эмфиземе. Постоянное, слишком сильное наполнение воздухом грудной клетки растягивает и надрывает нежную ткань лёгких, в результате чего кислорода в кровь поступает недостаточно, несмотря на болезненные усилия вдохнуть побольше воздуха. Даже если такое состояние имеет менее выраженную форму, это создаёт опасность для здоровья, так как неподвижность грудной клетки является большой нагрузкой для сердца».

Основными задачами правильного певческого дыхания являются: экономное расходование дыхания (т.е. воздуха набранного при вдохе), создани...

Другие файлы:

Использование физических упражнений для укрепления здоровья детей
Наиболее эффективные формы и методы организации проведения физического воспитания, физических упражнений. Педагогические средства обеспечения успешнос...

Клинико-физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
Механизм тонизирующего и трофического влияния физических упражнений. Процесс нормализации функций для восстановления здоровья и работоспособности посл...

Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Психологические особенности и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Оценка возрастных особенностей слуха и голоса де...

Роль устного счета в процессе формирования устных вычислительных навыков младших школьников
Серия задач и упражнений для изучения приемов устных вычислений, направленных на формирование вычислительных навыков в начальной школе. Использование...

Разработка и классификация упражнений, направленных на формирование грамматических навыков
Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков китайского языка. Отбор продуктивной и рецептивной грамматики. Этапы работы над грамматиче...