Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Ф. Шопен Баллада №2 F-Dur op.38

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Изучение эпико-драматического жанра в творчестве Ф. Шопена на примере Баллады №2 ор.38. Анализ драматургии баллады, исследование ее композиционного строения. Использование элементов музыкального языка: мелодии, гармонии, аккордики, метроритма, фактуры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство культуры Омской области

Бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Омской области

«Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина»

Курсовая работа

Ф. Шопен Баллада №2 F-Dur op.38

Выполнила студентка II курса

Специальности «теория музыки»

Гуляева Екатерина

Руководитель: Ливинская Л.М.

Омск -2013

Введение

Цель:

* Изучение эпико-драматического жанра в творчестве Ф. Шопена на примере Баллады №2 ор.38

Задачи:

* Проследить драматургию баллады;

· Исследовать композиционное строение баллады;

* Рассмотреть особенности использования и применения таких элементов музыкального языка как: мелодия, лад, гармония, аккордика, метроритм, фактура.

В фортепианном наследии Ф.Шопена четыре баллады занимают важное место. Фортепианные баллады Шопена - вершина развития лирико-эпического жанра, восходящего к славянским думам, характеризующимся сочетанием лирического запева с драматическим повествованием Прототипом баллады можно считать думу, которая существовала как в музыке, так и в поэзии. Выращивание музыкальной идеи и формы из внемузыкального объекта характерно для романтической эпохи в целом. Название «баллада» пришло в музыку из народной поэзии и художественной литературы. В дословном переводе это «пляска». Как поэтический жанр баллада возникла еще в средние века и сначала была хороводной плясовой песней. Но со временем балладный жанр изменился, превратился в сюжетное произведение эпико-повествовательного склада, насыщенное драматическими эпизодами, с неожиданной роковой развязкой. Наиболее характерные образы баллад - сказочные и легендарные, таинственные и фантастические, переплетающиеся с реальностью (Гете «Лесной царь», баллады Жуковского). В XIX веке балладная поэзия переживала бурное возрождение. Этот жанр был необычайно распространен в романтической поэзии (в Англии к нему часто обращались поэты-лейкисты Кольридж, Саути, Вордсворт; в Германии - Гейне, в России Жуковский, в Польше Немцевич, Мицкевич). В обращении к балладе отразился интерес романтиков к историческому прошлому, к народному творчеству, фантастике.

В музыке баллада появилась сначала как жанр вокальный. Его основоположником по праву считается Шуберт. Шопен же явился создателем фортепианной баллады. Романтическое содержание, драматизм коллизий (острые ситуации, разительные контрасты, трагические развязки), лирическая насыщенность (субъективно-эмоциональная окраска событий, идущая от «рассказчика») и жанровая многоплановость (лирика, эпос, драма, фантастика, картинная изобразительность) -- все эти черты баллады не могли не привлечь композитора. Чутьем истинного драматурга он угадал скрытые возможности этого жанра в инструментальной области. Его интерес к балладному жанру вполне закономерен.

В польской литературе XIX века баллада была связана с патриотическими, революционными настроениями. Таковы баллады Немцевича, Мицкевича, созвучные содержанию шопеновского творчества. Существует ряд исследовательских версий, согласно которым сюжеты шопеновских баллад связаны с определенными балладами Адама Мицкевича. Однако, в построении своих баллад композитор никогда не следовал за сюжетными линиями каких-то конкретных литературных первоисточников. Музыка баллад лишена описательности, хотя вполне оправдано сопоставление их идейных мотивов с освободительным пафосом баллад Мицкевича.

Обращение к жанру баллады открывало простор композиторской фантазии. В выборе музыкальной формы Шопен был здесь гораздо свободнее, чем в скерцо, полонезах или сонатах, конструкция которых освящена традицией. Драматургия всех четырех баллад Шопена развертывается не в рамках традиционной формы. Композиция каждой неповторима, обусловлена природой музыкальных образов и, возможно, скрытым программным замыслом. Все баллады Шопена написаны в новаторских для своего времени формах, получивших название свободных. Это одночастные произведения, в которых свободно сочетаются признаки сонатности, вариационности, рондообразности, трехчастности.

Каждая из 4-х баллад Шопена отличается индивидуальным обликом. Вместе с тем, в их драматургии есть нечто общее, обусловленное опорой на основные черты поэтической баллады:

- повествовательность, связанная с образом рассказчика, народного сказителя. Многие темы имеют речевой характер, напоминают рассказ о каких-то событиях. Во всех балладах Шопена, несмотря на отсутствие поэтического текста, сохранился тот особый характер взволнованного повествования, который создаст специфику этого жанра в поэзии;

- переплетение лирических, эпических и драматических элементов;

- рост напряжения к концу произведения, последовательная драматизация образов. Как правило, от повествовательности и лирики экспозиции, через обнажение конфликтов (в разработке), развитие устремлено к драматизированной репризе и трагической коде;

- яркая контрастность образов;

- прием неожиданной развязки. Особенно ярко он проявляется в трагедийных 1- й и 4 -й балладах. 2-я баллада F-dur в этом плане стоит особняком. Трагическая развязка предчувствуется в ней с самого начала. Здесь 2 контрастных образа - идиллически безмятежный и бурный, беспокойный. Эти два образа сталкиваются дважды, и первый, лирический, полностью подчиняется драматизму второго.

Основное содержание шопеновских баллад связано с главной темой всего его творчества - темой Родины. Это мысли о Польше, тоска по ней, думы о ее судьбе.

Основная часть

шопен баллада музыкальный язык

Баллада ор.38 F- dur (соч.в 1836-1837 годах, опубл. В 1840 году. Посвящена Роберту Шуману)По свидетельству Шумана баллада первоначально заканчивалась в фа мажоре. Яхимецкий даже надписывает над последними тактами баллады заключительные слова баллады Мицкевича: «А кто девушка?..Я не знаю»

Баллада Шопена необычайно жизненно-конкретна по своему содержанию, она и без объявленной программы на каждом шагу порождает живые ассоциации с образами реальной действительности, с особой силой действует на воображение слушателей. Иначе говоря, музыка Шопена действительно пронизана скрытой программностью. Баллада №2 относится к «сюжетному» типу программности - настолько музыка её изобразительно красочна, а драматизм «театрален». Баллада №2 даёт возможность судить о шопеновских принципах музыкального воплощения программных замыслов. Шопен говорил Шуману, что его первая и вторая баллады созданы под впечатлением поэм (народных баллад)Адама Мицкевича. Другие источники дают более точные сведения: первую балладу связывают с поэмой «Конрад Валленрод», вторую- с поэмой «Свитезянка».

Шопен во второй балладе создаёт самобытную чрезвычайно органическую и стройную форму- сложную двухчастную, с резким расчленением частей и с яркими элементами разработки в репризе. Тональный план - широкое терцовое объединение мажоро-минорных тональностей. (F-dur- a-moll- F-dur- d-moll - a-moll). Драматургия цельная, основана на контрастах(спокойно- «объективная» песенность 1 части и ярко выраженный драматизм 2 части).Четко выражены признаки волновой драматургии(3 кульминации -Presto con fuoco a-moll (В), Presto con fuoco d-moll (В1), кода- Agitato, каждая из которых ярче предыдущей).Следуя основным чертам поэтической баллады, перечисленным ранее, Шопен использует прием неожиданной развязки(на «пике» генеральной кульминации-в коде- музыкальная мысль внезапно обрывается и звучит «краткое послесловие» в ля-миноре на основе темы Andantino.)

Сюжет:

У озера Свитезь юноша-охотник встретил неведомую девушку; не раз он виделся с ней в лунные ночи в лесу на берегу Свитези и клялся ей в любви и верности; однако не сдержал юноша клятвы: пленился волшебной красавицей, выплывшей из вод Свитези; лишь очутившись в волнах он узнал в ней девушку из леса; жестоко отомстила за измену прекрасная свитезянка - безжалостно увлекла она юношу на дно озера.

Начало баллады- спокойно- «объективная» песенность, плавно текущая на тонах тоники F-dur (F-dur, a-moll, C-dur). Ивашкевич метко сравнивает тему «с невозмутимой, будто зачарованной тишиной».Первая тема баллады №2 производит впечатление самостоятельной части циклического сочинения: она завершена тонально и отделена от следующей темы длительной ферматой. Впечатление самостоятельности первой темы укрепляется с появлением второй темы, которая контрастирует первой общим характером, темпом (presto), фактурой и, наконец, тональностью. И только тогда, когда первая тема возвращается, становится ясно, что она представляет собой несамостоятельную часть цикла, а один из контрастных образов одночастного сочинения.

Первая часть сложной двухчастной формы - идиллическая, безмятежная музыка, с очень простой, почти наивной неторопливой мелодией, которой предшествует октавный унисон.

Слушая эту музыку, легко представить первые строки поэмы Мицкевича (перевод Б. Турганова):

Кто там мелькает в лунном сиянье,

Кто там идёт, - отзовитесь!

Юноша с девой ходят в молчанье

Берегом озера Свитезь.

Он ей цветы в венок собирает

На луговинах зелёных,

Дева малиной его угощает, -

Знать, это пара влюблённых.<...

Другие файлы:

Фридерик Шопен
В книге в увлекательной форме рассказывается о жизни, творчестве и произведениях великого польского композитора Фридерика Шопена (1810 - 1849). Повес...

Баллада: возникновение и развитие
Истоки жанра. Традиция баллады в истории Европы. Влияние испанского романса на развитие жанра баллады. Баллада в эпоху Возрождения и в Новое время. Ра...

Фредерік Франсуа Шопен
Фредерік Франсуа Шопен — найвидатніший польський композитор та піаніст. Дитинство і юність видатного композитора. Кар'єра Ф. Шопена в Парижі. Сімейні...

Рассвет национальной польской школы первой половины XIX века
Особенности польской музыки начала XIX века. Шопен, Глинка, Лист – зачинатели движения за создание национальных школ. Шопен как самый яркий представит...

Баллада об ушедших на задание
В книге две повести: «Дот» и «Баллада об ушедших на задание». Обе повести рассказывают о героических подвигах советских воинов во время Великой Отечес...