Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Традиционные башкирские музыкальные инструменты

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Теоретическое исследование технических, выразительных и воспитательных возможностей традиционного башкирского инструмента курай. Патриотический потенциал курая в период войн, восстаний и кризисов. Современный репертуар кураиста-исполнителя Р. Юлдашева.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство культуры Республики Башкортостан

ГБОУ СПО Башкирский Республиканский Колледж Культуры и Искусства

Курсовая работа

по дисциплине: Народное художественное творчество

Традиционные башкирские музыкальные инструменты

Введение

Башкирская инструментальная культура - наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно, но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством этнических групп Поволжья и Урала, сумела сохранить этноним "башкорт" и своеобразное музыкальное искусство.

Влияние эволюционных процессов, смена культурных ориентиров в современных условиях развития общества актуализируют исследование областей, сохраняющих этническую специфику. Элементы этнической культуры, обладая ярко выраженными этническими чертами, служат основой этнической идентичности, являются значимым научным источником.

Продольная открытая флейта, к типу которой относится курай, имеет древнее происхождение и использовалась человеком для целей сигнализации. Различные типы флейт одинаково распространены на всех континентах. Свои музыкальные инструменты данного вида были известны у разных народов: на Руси кугиклы, в Поволжье и на Урале - башкирский курай, чувашская сурна, в Средней Азии - казахская сыбызгы, туркменский каргы-тюйдюк, на Кавказе - адыгский камыль, в Сибири - тувинский шоор, бурятский суур и т. д.

Роль и место данного музыкального инструмента в этнической культуре у разных народов имеют определенные различия, также отличаются технология его изготовления и исполнительские традиции

Актуальность. Исследование традиционной музыкальной культуры направлено на всестороннее изучение духовно-нравственного и творческого потенциала и наследия различных народов. Изучение традиционного башкирского музыкального инструмента курай связано с возросшим в последние десятилетия интересом к духовным ценностям своего народа, стремлением к сохранению этнической специфики.

В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: данный инструмент является важным элементом культуры, одним из символов не только башкирской культуры, но и самого народа, выполняя почти такие же функции, какие у европейских наций играют гимн, флаг, герб. Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Музыкальная культура башкир, включая игру на курае, развивалась в условиях длительных этнокультурных контактов с другими народами Евразии, тесного с ним взаимодействия и взаимообогащения.

Выявление специфических особенностей инструмента, его возможностей необходимо для правильного использования его потенциала в воспитании подрастающего поколения, формирования культурно-духовного начала, сохранения и дальнейшего развития культурных традиций и самобытных форм народного творчества, взаимодействия с другими видами искусства.

Проблема. Трансформация привычного образа жизни башкир, заимствование инородных форм культуры, интернационализация, привели к изменениям традиционного исполнительства на курае, развитию его новых форм, не всегда сохраняющих черты этнической специфики.

Данная проблема определила цель исследования: комплексное изучение курая как традиционного музыкального инструмента в системе культуры башкир с учетом исторических, природно-географических и культурных факторов.

Задачи:

- рассмотреть проблему истории появления и развития башкирского курая;

- выделить периоды в истории развития курая, систематизировать исторические данные, касающиеся башкирского курая, кураистов и мастеров-изготовителей.

- выявить и охарактеризовать особенности традиционного башкирского музыкального инструмента курай, функции народных музыкантов-исполнителей в социуме, их роль в сохранении и воспроизводстве музыкальных культурных традиций.

Объект: традиционная музыкальная культура башкирского этноса.

Предмет: курай как традиционный музыкальный инструмент в системе этнокультуры башкир.

Методы исследования:

-теоретические: изучение, сравнение, анализ литературных первоисточников;

-практические: сбор информации и музыкального материала, презентация.

1. Теоретическое исследование технических, выразительных и воспитательных возможностей традиционного башкирского инструмента курай, его значимость в культуре башкир

1.1 Исторические сведения о происхождении курая

Музыкальные инструменты типа продольной флейты были известны как инструменты древнетюркских скотоводов-пастухов. Изготовленный из стебля одноименного растения, курай первоначально использовался древними скотоводами для извлечения различных звуков, преимущественно похожих на крики птиц, в качестве сигналов, в последующем преобразовавшихся в мелодию. Структура курая и способ звукоизвлечения позволяют создавать орнитоморфные звукоподражания [Приложение 1].

О сигнальном характере происхождения мелодий курая свидетельствует генезис и этимология башкирского слова «кюй» (мелодия), восходящего к древнетюркскому языку («кю» - «молва, весть, слава»). В пользу данной версии говорит сохранение до настоящего времени в башкирском музыкальном фольклоре около 20 наигрышей с названиями птиц, а также наличие в народном эпосе сведений об извлечении кураистами звуков, подражающих крикам птиц[12,с.66-68].

Термин курай входит в общий корпус названия растений у тюркских народов Южной Сибири, что позволяет связать происхождение инструмента с территорией прародины тюркских народов. Из ареала своего происхождения курай вместе с создателями инструмента в эпоху Великого переселения народов (II-VII вв.) стал перемещаться на запад в ходе миграции древних тюрок.

На территорию Южного Урала курай был привнесен в середине - второй половине I тыс. н. э. древне-башкирскими племенами усерган и тангаур, бурзян и тамьян и др. в процессе их миграции на современную территорию расселения. Для производства инструмента в данном регионе в большом количестве имелось сырье - растение курай. Средневековые башкиры, основным занятием которых являлось кочевое и полукочевое скотоводство, в своей жизни и деятельности активно использовали данный инструмент. Его характерные черты - простота в изготовлении, легкость транспортировки, всегда под рукой, хорошо подходит для небольшой аудитории - способствовали сохранению курая в культуре башкир в течение многих столетий [Приложение 1].

Игра на курае часто сопровождается горловым пением «узляу», своим происхождением связанным с Южной Сибирью и Алтаем, где горловое пение использовали шаманы. Более чем двухвековая традиция исполнительства на курае, известная по описаниям в различных источниках, предполагает обязательное бурдонирование (гортанное узляу). Близкое сходство курая с музыкальными инструментами народов Южной Сибири и Алтаем показывает также анализ аэрофонов народов, расселенных на территории прародины тюрок.

Таким образом, проведенное исследование указывает на древнетюркские корни башкирского курая, своим происхождением, связанного с регионом Южной Сибири и Алтая.

Музыкальная культура тюрок находилась в соприкосновении с иранской, арабской, монгольской, китайской, славянской культурами. У башкир встречается древний иранский термин «най», означающий флейтовый инструмент. По одной из версий термин «курай» образовался путем слияния слова «кура» (стебель растения) и «най», в новое слово кура+(н)ай, с последующей элизией звука «н» .

Близость этнических связей башкир с тюркскими народами Средней Азии стала основой сходства курая с аналогичными среднеазиатскими духовыми инструментами туркмен (каргы-тюйдюк), казахов (сыбызгы), киргизов (чоор). Подтверждением данной идеи служит также схожесть сюжетов народных легенд о происхождении башкирского курая и туркменского каргы-тюйдюк.

Исследование истории происхождения башкирского курая требует установления примерного возраста создания музыкального инструмента. В решении этой проблемы может помочь теория искусствоведа В.М. Беляева линейных обмеров духовых инструментов, позволяющая определить тип и происхождение инструмента. Суть этой теории заключается в определении масштабов, которые лежат в основе духовых инструментов. Масштабы, полученные при обмерах инструментов, способствуют определению системы мер, использовавшейся древними мастерами при изготовлении духовых музыкальных инструментов. Данный метод заключается в измерении расстояний от места вдувания воздуха в инструмент (его верхней части) до центра каждого отверстия, нижнего конца трубки инструмента.

Проведенные на основе данного метода обмеры 8 кураев позволили установить вероятный возраст инструмента примерно в 5 000 лет, что чуть меньше времени возникновения скотоводства (VII-IV тыс. до н.э) [9,С.36].

1.2 Виды кураев и технологии их изготовления

Известн...

Другие файлы:

Башкирские музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты средневековой Скандинавии и Британии. Инструменты, явившиеся прототипом современной казахской домбры. Разновидности сыбызгы, с...

Музыкальные инструменты
Казахские национальные струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты, идиофоны. Описание устройства, применение и звучание кобыза, домбыры, скри...

Карточки Домана "Музыкальные инструменты. Язычковые"
Развивающие карточки на тему "Язычковые музыкальные инструменты". Подборка состоит из 17 карточек с фотографиями различных инструментов. Подписи сдел...

Армянские музыкальные инструменты