Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Полифоническая техника в струнных квартетах Н.Я. Мясковского

Тип: автореферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Историческое значение струнных квартетов Н.Я. Мясковского. Хронология его квартетного творчества. Основные этапы эволюции полифонической техники в квартетах композитора. Фугированные формы: особенности, функции, типы. Особые виды полифонической техники.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

На правах рукописи

Зайцев Григорий Сергеевич

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Полифоническая техника в струнных квартетах Н.Я. Мясковского

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Москва - 2013

Работа выполнена в Российской академии музыки им. Гнесиных на кафедре аналитического музыкознания

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки им. Гнесиных Вязкова Елена Васильевна/

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Кузнецов Игорь Константинович;

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального искусства Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Заднепровская Галина Викторовна.

Ведущая организация: Воронежская государственная академия искусств

Защита состоится 18 июня 2013 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 210.012.01 при Российской академии музыки имени Гнесиных (121069, Москва, ул. Поварская 30/36).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАМ им. Гнесиных.

Автореферат разослан «____» мая 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета Пилипенко Нина Владимировна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Квартеты Н.Я. Мясковского занимают особое место в истории отечественной камерной музыки, являясь значительным явлением на пути от сочинений А.К. Глазунова и С.И. Танеева к квартетным опусам Д.Д. Шостаковича. Своим творчеством, музыкально-общественной и педагогической деятельностью Мясковский заложил школу квартетного письма, представленную как его произведениями, так и сочинениями его многочисленных учеников, в числе которых - Е.К. Голубев, Д.Б. Кабалевский, А.Л. Локшин, А.В. Мосолов, Н.И. Пейко, Л.А. Половинкин, М.Л. Старокадомский, А.И. Хачатурян, Б.А. Чайковский, В.Я. Шебалин и др.

В наши дни музыка композитора звучит по всему миру: от Японии до Соединенных Штатов Америки. В числе исполнителей произведений Мясковского - выдающиеся музыканты современности: Э. Акс, В.А. Гергиев, Йо-йо Ма, Г.Н. Рождественский, В.В. Репин, В.И. Федосеев, Н. Ярви и другие. Однако, несмотря на востребованность музыки Мясковского у исполнителей и слушателей, в музыковедении многие его сочинения недостаточно исследованы, что препятствует созданию целостного «портрета» композитора и заслуженной оценке значения его творчества в музыкальной культуре.

Степень разработанности темы исследования: к сфере малоизученных сочинений Мясковского относятся струнные квартеты и, в частности, полифоническая техника в них. Как известно, квартетный жанр, наряду с симфониями, занимает важнейшее место в творческом наследии этого композитора. Однако, до настоящего времени, в отечественной музыкальной науке квартетная полифония Мясковского была рассмотрена лишь выборочно, а в зарубежном музыкознании вовсе не освещалась.

Проблема полифонии в квартетах Мясковского была затронута в исследованиях, посвященных русской полифонии XX века: «История полифонии в ее важнейших явлениях» Протопопов Вл. История полифонии в ее важнейших явлениях. М., 1962. С. 228-249. В.В. Протопопова и «Полифония в русской музыке XX века» Кузнецов И. Полифония в русской музыке XX века. Выпуск 1: Учебное пособие. М. : "ДЕКА-ВС", 2013. С. 61-96. И.К. Кузнецова. В своей работе Протопопов рассматривает принципы большой полифонической формы (термин Вл. Протопопова) на примере избранных (преимущественно поздних) квартетов композитора. В новейшем исследовании Кузнецова (в котором рассматривается семь из тринадцати квартетов Мясковского) развиваются и обогащаются идеи Протопопова о большой полифонической форме и её роли в квартетах композитора. К названным работам примыкает и небольшая статья Г.И. Литинского Литинский Г. О полифонии Мясковского: Страницы монографии // Муз. академия. 2001. N 1. С. 47-54 ., кратко характеризующая общие принципы полифонической фактуры в квартетных сочинениях Мясковского.

Специальному исследованию полифонии в квартетах Мясковского посвящена всего одна крупная научная работа - диссертация Л.В. Решетняк Решетняк. Л. Полифония в квартетах Н.Я. Мясковского. Дисс… канд. иск. М., 1985. 145 с., в которой внимание исследователя сосредоточено на рассмотрении интонационного аспекта полифонического тематизма и крупных имитационных форм, таких как фуги и фугато. Остальные полифонические формы рассматриваются Решетняк выборочно или вовсе не рассматриваются. Таким образом, работы, посвященной целостному анализу полифонической техники в квартетах Мясковского на данный момент нет, а неизученность рукописей ранних квартетов оставляет открытым вопрос о степени позднейшего редактирования этих циклов, что создает трудности в понимании эволюции полифонического стиля композитора. По этой причине потребность в исследовании этого вопроса необходима, что и обусловливает актуальность настоящей работы.

Основная проблема диссертации - комплексное исследование полифонической техники Мясковского в контексте композиции его струнных квартетов.

Цель работы - характеристика особенностей полифонического мышления Мясковского на примере его струнных квартетов. Исходя из названной цели, предполагается решить ряд задач:

- исследовать полифоническую технику в квартетах с точки зрения приоритетности тех или иных форм полифонического изложения, выявить закономерности и специфику их использования;

- рассмотреть особенности полифонических явлений в их соотношении с гармонией, формой, инструментовкой;

- исследовать крупные полифонические формы (фуги и фугато), выявить их значение в цикле, а также рассмотреть особенности так называемой большой полифонической формы;

- уточнить хронологию создания квартетов композитора и сравнить полифоническую технику в сочинениях разного времени написания.

Задачами исследования определяются его методы. В качестве принципиально важного для работы использован традиционный для отечественной аналитической школы метод полифонического анализа (основы которого были заложены С.И. Танеевым и развиты С.С. Скребковым, В.В. Протопоповым, А.Н. Дмитриевым и др.). Этот метод является основополагающим в работах современных исследователей, таких как: Е.В. Вязкова, Ю.К Евдокимова, В.В. Задерацкий, И.К. Кузнецов, А.П. Милка, Н.А. Симакова, А.Г. Чугаев и др. Также в нашем исследовании широко использован метод структурно-функционального анализа. При рассмотрении отдельных произведений и связанных с ними исторических фактов нами был использован исторический подход, а также применен его компаративный аспект, позволяющий через сравнение (с другими сочинениями композитора и сочинениями его современников) выявить характерные черты полифонической техники Мясковского. В работе с архивными документами (для восстановления хронологии квартетов и наблюдения над процессом работы композитора) в необходимом для данного исследования объеме использовались методы текстологии.

Объектом исследования является квартетное наследие Мясковского, а предметом исследования - полифоническая техника в них. В связи с этим, материалом исследования стали все тринадцать квартетов композитора (op. 33 № 1-4, op. 47, op. 49, op. 55, op. 59, op. 62, op. 67 № 1-2, op. 77, op. 86), причем не только опубликованные их варианты, но и автографы (дирекционы Сокращенная партитурная запись (скоропись), как правило, записанная на двух, реже трех строчках. , клавиры, ранние версии партитур, наброски).

Научная новизна исследования: впервые полифоническая техника квартетов Мясковского рассмотрена как целостное явление, предложена периодизация квартетов на основе уточненной хронологии (воссозданной по черновикам квартетных партитур и иным документам композитора, хранящимся в архивах ВМОМК им. М.И. Глинки и РГАЛИ), рассмотрено применение нестандартных полифонических техник и разнообразные возможности применения большой полифонической формы.

На защиту выносятся следующие положения:

- полифоническая техника в квартетах Мясковского занимает важное место и во многом определяет их самобытность;

- в полифоническом письме композитора можно выделить некоторые инвариантные качества и типы техник, присущие квартетным сочинениям всех периодов творчества;

- наряду с чертами преемственности в области полифонической фактуры, в квартетных опусах Мясковского присутствует значительное число новаций, существенных для понимания его композиторской техники.

Теоретическая и практическая значимость исследования: материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории отечественной музыки, истории полифонии, истории струнно-смычкового исполнительского искусства, в курсе практической инструментовки и полифонии на кафедрах композиции (сочинения), а также на кафедрах камерного ансамбля.

Положения и результаты исследования прошли апробацию, неоднократно обсуждаясь на заседаниях кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, а также были представлены в виде докладов на научных конференциях:

· «Исследования молодых музыковедов» - РАМ им...

Другие файлы:

Третья симфония Н.Я. Мясковского. Космогония и драма
Мясковский Н.Я. как один из крупнейших композиторов ХХ века, основоположник советского симфонизма. Предпосылки трагедийной концепции симфонии Мясковск...

Устройство тросовых и струнных электропроводок
Понятие и основное назначение тросовых и струнных электропроводок: анализ конструкции, особенности монтажа, характеристика видов, примеры выполнения....

Джазовый коллаж. Эстрадные и джазовые пьесы для струнных, духовых и фортепиано
В сборник "Джазовый коллаж" вошли 8 эстрадных и джазовых пьес в переложении для струнных, духовых инструментов и фортепиано....

"Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе
Ознакомление с творчеством великого французского композитора Жана Франсе. Художественный и исполнительский анализ "Концерта для фагота и одиннадцати с...

Джудо
ВведениеОбучение падениямТехника в стойкеТехника Нагэ-вадза для 5 и 4 кюТехника борьбы в партереОрганизация тренировкиОшибкиЗаключение...