Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Особенности сонаты №3 Александра Журбина "Прогулка по Нескучному саду"

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Определение значения сочинений композитора Александра Журбина для баяна. Раскрытие особенностей формы и тематического развития в сонате №3 А. Журбина "Прогулка по Нескучному саду". Анализ образного строя произведения и его музыкальной выразительности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

5

Размещено на

1

Реферат

По специальной дисциплине

«Музыкальное исполнительство и педагогика»

Особенности сонаты №3 Александра Журбина «Прогулка по Нескучному саду»

План

Введение

I. Александр Журбин: Штрихи к портрету

II. Прогулка по нескучному саду: к вопросу об интерпретации

Заключение

Список литературы

Введение

Искусство всегда служило человечеству для постижения мира абстрактных идей, помогало уйти от обыденности окружающей действительности. Самым абстрактным искусством является музыка, ведь живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства гораздо более конкретны. Но, как бы ни было абстрактно искусство, оно часто служит зеркалом развития общества.

История XX века была крайне бурной и противоречивой, и одним из способов ее изучения может служить такой гносеологический метод: изучение основных музыкальных идей того или иного периода.

В истории культуры XX века обычно различают массовое и элитарное искусство. В большей степени это относится к музыке. К музыкантам элитарным обычно относят С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, С. Прокофьева, А. Шнитке - продолжателей традиций классической музыки прошлых веков, перенесенных в реалии культуры XX века.

К массовой музыке обычно относят такую музыкальную форму, как рок-музыка, поп-музыка и другие проявления эстрадного музыкального искусства. Но грань между массовостью и элитарностью здесь тонка. Многие считают, что в этой музыке много поверхностного и непрофессионального, но есть и множество ярких, интересных идей.

Новейшая музыка, то есть музыкальные произведения последней четверти ХХ века, постепенно входит в толщу потока музыкальной практики, становится эстетически приемлемой для слушателя.

Как отмечает В. Ценова: «Мы переживаем очевидный факт: новые музыкально-эстетические парадигмы распространяются и укрепляются в общественном сознании. Но это означает лишь то, что происходят какие-то коренные перемены не только в содержании музыкального творчества, но в критериях музыкальной красоты и ценности, в психологии восприятия, в самой человеческой психологии, в самом человеке. Музыка лишь зеркало, которое показывает нам эту эволюцию на своем невербальном, звуко-чувственном языке» Ценова В. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века. Интернет-ссылка: http://www.kholopov.ru/prdgm.html.

Интересен тот факт, что в музыке второй половины XX века гармонично сосуществуют две тенденции:

1)многие знаменитые эстрадные музыканты получили классическое музыкальное образование и их сочинения, несмотря на новизну внутреннего содержания: образов, музыкального языка, средств выразительности, облачены в классические музыкальные формы;

2)многие профессиональные музыканты работают в сфере эстрадной музыки. Не будем забывать о том, что Д. Шостакович часто обращался к музыки для театральных спектаклей и кино. Следует отметь, что данная сфера музыкальных ориентиров стала необычайно востребована музыкантами второй половины XX века. К таким музыкантам можно отнести и популярнейшего советского композитора Александра Журбина.

Творческая жизнь Александра Журбина складывалась параллельно в двух направлениях. С одной стороны, он успешно работал в так называемых «серьезных, академических жанрах», где им сочинено немало произведений. А с другой - в жанре легкой эстрадной музыки. Его перу принадлежит множество песен («Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка - жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго» и т.д.

Одним из интереснейших произведений Александра Журбина для баяна является соната №3 «Прогулка по Нескучный саду». Это произведение написано по инициативе ярчайшего баяниста Фридриха Липса. Нескучный сад - это часть Центрального парка им. Горького в Москве, одно из излюбленных мест отдыха москвичей. По идее исполнителя, воплощенной композитором, гуляющая публика должна встречать то духовой оркестр, то ансамбль цыган, то шарманку...

Целью данной работы является рассмотрение особенностей сонаты №3 Александра Журбина «Прогулка по Нескучный саду» в контексте творчества композитора. Задачами работы являются:

1)определение места и значения сочинений композитора для баяна;

2)раскрытие особенностей формы и особенностей тематического развития в сонате №3;

4)рассмотрение образного строя произведения и средств музыкальной выразительности;

5)выявление исполнительских задач, определенных творческим замыслом композитора.

Работа состоит из Введения, двух разделов, заключения, и списка литературы. В первом разделе дан обзор творческого облика Александра Журбина. Второй раздел посвящен исполнительскому анализу сонаты «Прогулка по Нескучному саду» и задачам интерпретации данного сочинения.

образный строй соната композитор Журбин

I. Александр Журбин: штрихи к портрету

Известный российский композитор Александр Журбин успешно сочетает работу в жанре камерно-инструментальной музыки и сочинения популярной эстрадной музыки. Александр Журбин является автором первой рок-оперы в СССР «Орфей и Эвридика».

Александр Журбин, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов, Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей и Союза писателей, родился через 4 месяца после окончания Великой Отечественной войны - 7 сентября 1945 года в городе Ташкенте в семье инженеров: Бориса Марковича Гандельсмана и Ады Александровны Литвак-Журбиной. Александр Борисович окончил Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку имени В. А. Успенского в 1963 году, Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем - Московский институт им. Гнесиных по классу композиции и аспирантуру Ленинградской консерватории (диссертация о поздних симфониях Густава Малера). Его учителями были: Н. Пейко, Г. Литинский, А. Хачатурян, С. Слонимский, Ю. Кон.

С 1970 года Александр Журбин является членом Союза композиторов. Его творческая жизнь складывалась параллельно в двух направлениях.

1.«Серьезные, академические жанры»: три симфонии (1969 г., 1970 г., 1995 г.), концерт для фортепиано с оркестром (1972 г.), для альта с оркестром (1974 г.), для виолончели с оркестром (1994 г.), для скрипки с оркестром (1999 г.), два квартета, фортепианный квинтет, сонаты, камерная музыка, вокальные циклы, оратории, кантаты.

2.Эстрадная музыка. Особый интерес для А. Журбина всегда представляла область музыкального театра. Он написал шесть опер («Орфей и Эвридика», «Разбитое зеркало», «Луна и детектив», «Нетерпение», «Фьоренца», «Good health to the Tzar». Написано три балета - «Красная птица», «Женитьба», «Западня»; шестнадцать мюзиклов: наиболее известные - «Пенелопа», «Мымра», «Стакан воды», «Биндюжник и король», «Блуждающие звезды», «Камера обскура».

Александр Журбин - автор музыки более чем к пятидесяти художественным фильмам. Наиболее известные - «Эскадрон гусар летучих», «Лес», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Мелодия на два голоса», «Биндюжник и король», «Блуждающие звезды», «Солнце в авоське», «Бедная Маша», «Женатый холостяк».

С 1990 года Александр Журбин живет с семьей в Нью-Йорке. Там он продолжил заниматься творчеством, открыв в себе новые возможности. В 1992 году он организовал первый русско-американский театр «Блуждающие звезды». За шесть лет существования театр осуществил девять постановок, большинство из них - с музыкой А.Журбина.

Первый спектакль - «Молдаванка, Молдаванка» Журбин осуществил и как режиссер. В 1995 году состоялся «Вечер музыки Александра Журбина» в Карнеги-Холл (Weill Recital Hall). В 1997 году он был художественным руководителем концерта в Карнеги-Холл, посвященном 850-летию города Москвы.

Александр Журбин невероятно энергичен и разнообразен. Многие газеты мира, включая «Нью-Йорк Таймс», сравнивали его с Леонардом Бернстайном. Он умудряется жить в Америке, но часто бывать в России, при этом путешествуя по всему свету. Его музыка звучит сегодня повсюду, как серьезная, так и легкая. Его рок-опера «Орфей и Эвридика» выдержала 2500 представлений подряд, а запись ее была продана в количестве более двух миллионов экземпляров. Сегодня несколько американских продюсеров сотрудничают с Александром и собираются реализовать его театральные произведения в США. В 1991 году с большим успехом в крупнейшем театре Филадельфии (Walnut Street Theatre) шел его мюзикл «How it was done in Odessa» (по Исааку Бабелю, либретто Асара Эппеля).

В своем поколении, и в своем жанре А.Журбин и по сей день остается ведущей и лидирующей фигурой, композитором, чья музыка любима многими во всем мире. Он - лауреат нескольких международных и всесоюзных премий, включая «Star of the year», Великобритания. «Его увлечения книги, - в основном серьезные философские труды русских и зарубежных авторов. Он собирает картины современных художников (Г.Гликман, А. Белкин, А. Зверев), имеет большую коллекцию звукозаписей и нот. Равнодушен к рыбалке, спорту и охоте» Интернет-ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/Журбин_Александр_Борисович...

Другие файлы:

Л. Ван Бетховен. Соната для фортепиано и скрипки ля минор ор. 23. Особенности драматургии цикла
Характеристика истоков жанра сонаты и пути, пройденного до возникновения классической сонаты. Сонаты Бетховена в контексте его скрипичного творчества....

Людвиг ван Бетховен. Ранние сонаты
Эволюция жанра сонаты в творчестве Бетховена. Значение жанра фортепианной сонаты для творчества Й. Гайдна, В.А. Моцарта. Фортепианная соната - "лабора...

Эволюция жанра сонаты в творчестве Бетховена
Характеристика, значение и место жанра фортепианной сонаты в творчестве Й. Гайдна и В.А. Моцарта. Стиль, особенности и новаторские черты бетховенских...

Неформальный Петербург. Прогулки по культовым местам
Уникальный, совершенно неформальный путеводитель по живому, непарадному, нескучному Петербургу. Открывает город с новой, необычной стороны. Здесь есть...

Музыкальная эвритмия. "Видимая (зримая) речь" – как элемент развития современного искусства
Стилистические особенности фортепианных произведений Хиндемита. Элементы концертности в камерном творчестве композитора. Определение жанра сонаты. Инт...