Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Акмеистское направление в русской поэзии начала ХХ века. Музыкальные акценты, расставленные Слонимским. Поэзия Ахматовой. Логика развития музыкальной ткани. Повторность мелодической линии. Предпосылки к открытой драматургии. Интонации городского романса.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Особенности музыкального воплощения «Шести стихотворений Ахматовой» в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского

Одесса 2011

Композитор Сергей Слонимский впервые обращается к поэзии А. Ахматовой уже в зрелом возрасте. После тонкой психологической лирики хоровых циклов, он решает обратиться к простым житейским ситуациям, и поэтому к интонациям городского романса. Это единственный его камерно-вокальный цикл, который был написан в 1970 году. В качестве литературной основы взяты 6 стихотворений из ранних сборников поэтессы, вышедших в первой четверти 20 века: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Anno domini». Сам композитор не считает их циклом, но его друзья признавали его таковым. Из раннего творчества Слонимский выбрал стихотворения, пронизанные в той или иной степени одной темой - о несовместимости роли женщины-Поэта с образом простонародной женщины в семье. Наличие этого объединяющего смыслового элемента и создаёт единую драматургию цикла.

Анна Ахматова представляет акмеистское направление в русской поэзии начала 20 века. Стихотворения раннего периода воплощают лирические чувства - речь в них идёт о неразделённой любви. «Четки» - интимные переживания героини. «Белая стая» - ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической. Белый цвет у Ахматовой - символ смерти, но так же и символ любви, олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белый дом и тихий сад». Тема любви-смерти проходит через весь цикл. Анализируя творчество определённого периода, можно отметить следующие закономерности. Ахматова не рассказывает, а показывает, чёткими штрихами и оттенками. В передаче чувств и эмоций участвуют не только слова, но и метроритм, рифма, общая композиция стиха. Поэтому не редко встречаются у неё в словесном тексте «паузы», или же она классические четыре строчки превращает в 2, тем самым скрывая внутри женскую рифму, наличие которой раскрывает конфликт. В некоторых случаях поэтесса как бы отстраняется от действия и привлекает поговорку. Но все эти приёмы «работают» на одну тематику: о неразделённой любви, которая и порождает внутренний конфликт и амбивалентность образов, столь присущих Ахматовой.

Стихотворения (1911-1916 годов) Слонимский располагает в обратном хронологическом порядке, как бы углубляясь в прошлое, обращаясь к памяти, которая у Ахматовой соотносится с чувством любви, что является центральной темой её творчества.

В цикле композитор выстраивает свою «временную» драматургию. В первых двух романсах - прошлое и настоящее время. В третьем - предчувствие страшного будущего. В четвёртом и, особенно, а пятом мысль также направлена в будущее. В шестом - снова возвращение в настоящее и прошлое.

Трагичность и напряжённость третьего романса («Я недаром печальной слыву») подчёркивается употреблением цвета «чёрный» (единственный раз зав весь цикл) в то время, как в других романсах (в №№ 1, 2, 5) в качестве символа упоминания о смерти служит цвет белый.

Расположение такого напряжённого, кульминационного романса в середине (даже в первой половине) цикла весьма существенно нарушает общее равновесие. Этому также способствует не совсем симметричная арочность. От второго романса к четвёртому - одна арка, первый, третий, пятый - другая. Эту симметрию нарушает шестой романс.

В пятом романсе автор стремится восстановить равновесие, но в последнем снова существенно его нарушает. Три строфы четырёхстрофного стихотворения складываются в трёхчастность. Четвёртая повторяется дважды, но текст при повторении неоконченный. Из всего стихотворения Слонимский акцентирует наибольшее внимание на фразе «Душный хмель!», на которой и останавливается, потом повторяет её ещё 3 раза. Это окончание можно назвать второй кульминацией. Повторение фразы «Душный хмель!» подчёркивает безысходность ей обречённого страдания. Слово «хмель» распевается и достигает ноты си-бемоль второй октавы (самой высокой в партии сопрано во всём цикле) на f. Для последнего повторения (ff) автор пишет ноты, под которыми ставит крестики. Это указывает на значительную степень напряжения, на невозможность разрешения конфликта, на роковую неизбежность и прочее.

К этой последней и самой сильной кульминационной точке автор подходит постепенно. Предчувствие неразрешимого конфликта и неоднозначность, амбивалентность состояния проявляются уже в первом романсе.

Рассмотрим стихотворения А. Ахматовой в том порядке, в котором они представлены в цикле.

1.«О том, что сон мне пел».

Бывало, я с утра молчу,

О том, что сон мне пел.

Румяной розе и лучу,

И мне - один удел.

С покатых гор ползут снега,

А я белей, чем снег,

Но сладко снятся берега

Разливных мутных рек,

Еловой рощи свежий шум

Покойнее рассветных дум.

У Ахматовой это стихотворение называется «Песенка». Этим названием она подчёркивает всю ироничность данной ситуации. Уже здесь мы сталкиваемся с несоответствием, в данном случае, названия стихотворения с его содержанием и, в последующем, музыкальном воплощением Слонимским. На трагизм сюжета указывают и такие словосочетания, как «белый снег», «мутных рек». (Напомним, что белый цвет у Ахматовой является символом смерти). Время происхождения событий здесь ещё не чётко акцентируется (встречается и настоящее, и прошлое, но чаще - неопределённое). 10 строчек записаны единой строфой (4+4+2), что делает композицию этого стихотворения цельной. Это проявляется и в форме романса. Преобладание существительных и прилагательных, малое количество глаголов указывает на отсутствие динамического движения.

Начиная таким завершающим стихотворением, Слонимский выстраивает особую драматургию цикла - он начинает с обобщения, как бы с конца. В этом отражается приём рефлексии. Автор призывает к глубокому осмыслению происходящего. Можно считать, что не случайно он берёт стихотворение, написанное позже всех остальных в цикле. Относясь внимательно к первому романсу, Слонимский снимает название «Песенка», дабы не вводить слушателя в заблуждение. Романс же он называет не по первым словам стихотворения, как обычно принято, а использует для этого вторую строчку, единственную строчку, отражающую события прошлого времени, указывая на заключительный характер этого романса, что противоречит его расположению в цикле. В этом так же воплощается амбивалентность, которая проявляется и в музыкальном тексте. Это - хроматические интонации, параллелизмы, залигованные сильные доли, указывающие на жанр органума, «противоречащего» с современным музыкальным языком. Большой мажорный септаккорд в конце романса создаёт аллюзию к барочной пикардийской терции, к просветлённому, обнадёживающему завершению.

2. «Лучше б мне частушки задорно выкликать».

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть!

И, уйдя, обнявшись, на ночь за овсы,

Потерять бы ленту из тугой косы.

Лучше б мне ребеночка твоего качать,

А тебе полтинник в сутки выручать,

И ходить на кладбище в поминальный день,

Да смотреть на белую божию сирень.

Это стихотворение у Ахматовой без названия. Слонимский же называет свой романс по первой строчке стиха, как обычно принято. 8 строк поделены на 4 самостоятельные строфы, но между ними, тем не менее, есть определённые арки - вторая половина стиха как инвариант первой. Простота выражения, частушечность и незамысловатость отражены и в музыкальном воплощении стихотворения. В тексте - это повторение слов: «Лучше б мне…», «А тебе…», в музыке - остинатное повторение звуков, простота и определённость тональности, прозрачность фактуры, дублирование в партии фортепиано звучания голоса. В музыке отражена и общая двухчастность стихотворения, лишь последние строчки каждой части разнятся. Но если форма стихотворения мыслится открытой (к нему ещё можно дописать некоторое дополнение), то музыкальный текст не даёт такой открытости - здесь мы и находим амбивалентность, противоречия. Слонимский как бы «закрывает» форму романса, повторяя последнюю строчку стихотворения. Не странно, что именно эту строчку он решил повторить - в ней единственной один раз за всё стихотворение употребляется словосочетание «белая сирень» - символ смерти, который словно лейтмотив, проходит через весь цикл. Так же неоднозначность проявляется в самом стихотворном размере и в рифме. Здесь использован хорей, но в некоторый строчках в середине встречается 2 безударных слога, что как бы делит строчку пополам, в результате чего образуется чередование женской и мужской рифм - это иллюзия диалога, ведь в сущности здесь монолог. Монолог обречённого человека, всё ещё на что-то надеющегося. Также симметричность и равновесие формы нарушает самостоятельная тема вступления, которая повторяется в середине романса, но не перед вторым куплетом, а перед последней строчкой первого куплета, оттягивая её. Таким образом, акцентированные последние строчки куплетов создаёт сюжетную канву этого романса, одновременно являясь связующим звеном всего цикла.

3. «Я недаром печальной слыву».

Как ты можешь смотреть на Неву,

Как ты смеешь всходить на мосты?..

Я недаром печальной слыву

С той поры, как привиделся ты.

Черных ангелов крылья остры,

Скоро будет последний суд,

И малиновые костры,

Сло...

Другие файлы:

Образ родины и средства его воплощения в лирике Есенина
Мир народнопоэтических образов в лирике Сергея Есенина. Мир русского крестьянства как основная тематическая направленность стихотворений поэта. Крах с...

Трагические коллизии истории России в операх Сергея Слонимского

Анализ стихотворений А. Ахматовой, посвященных А. Блоку
История написания стихотворения Ахматовой "Я пришла к поэту в гости", посвященного Блоку. Описание эмоционального впечатления от дружеского визита пис...

Общее и различное в стихотворениях А. Блока "В ресторане", А. Ахматовой "Вечером" и О. Мандельштама "Казино"
Сопоставительный анализ стихотворений А. Блока "В ресторане", А. Ахматовой "Вечером" и О. Мандельштама "Казино". Эпоха "Серебряного века" и характерны...

Феномен мелизматики в джазовой вокальной музыке ХХ века
Особенности написания, исполнения мелизмов в разные временные эпохи, причины возникновения мелизматики. Использование музыкального приема в вокальном...