Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Оркестровая практика трубача

Тип: контрольная работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Работа в оркестре как вершина карьеры музыканта-духовика. Характеристика аспектов подготовки к оркестровой деятельности. Основное назначение мундштука. Особенности распределения сил во время игры. Труба как основной инструмент симфонического оркестра.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

оркестр музыкант труба

Работа в оркестре является вершиной карьеры музыканта духовика, особенно исполнителя на медном духовом инструменте. Во многом это связано с небольшим (сравните со скрипичным!) и достаточно специфическим репертуаром, техническими возможностями инструмента. Лишь единицы духовиков, таких как М. Андре, П. Бауманн, В. Марсалис, С. Накаряков, К. Линдберг, Б. Слокар, занимают заслуженные места на исполнительском Олимпе, среди пианистов, скрипачей и немногочисленных виолончелистов. Даже такие мастера как Д. Брайан, П. Дамм, Т. Докшицер, Дж. Алесси, много выступавшие и выступающие как солисты и активно работающие для грамзаписи, не порывают с оркестром. Налицо экономический фактор: спрос на хороших оркестрантов есть всегда, а рынок солистов невелик и насыщен. Но и творческий аспект важен: в оркестре, за четыре века его существования, скопился огромный, разнообразный и интереснейший материал для творческой реализации. Азы оркестровой игры, в отличии от западных коллег , мы начинаем постигать очень поздно. Подчас это происходит уже внутри коллектива, куда молодой музыкант принят по конкурсу. В западноевропейском образовании существует разделение на исполнительскую и оркестровую деятельность во время обучения. Где студент занимающийся исполнительской деятельностью в занятиях с педагогом уделяет внимание на сольную карьеру. В оркестровом классе увеличены объемы изучения оркестровых партий и оркестровых часов что благоприятно сказывается на становление оркестрового музыканта.

Не в пример европейскому музыкальному образованию, изучению оркестровых партий в наших вузах отведено очень мало времени, и молодой музыкант часто "набивает шишки", начиная деятельность оркестранта.

На нескольких аспектах подготовки к оркестровой деятельности мы и остановимся.

Изучение оркестровых партий

Далеко не каждое произведение, которое предстоит исполнять, содержит трудные сольные фразы, "открытые места", широкие интервальные скачки и прочие вещи, достойные подробного изучения. Подчас партия трубы состоит из педалей, простеньких сигналов и аккордов в tutti. Качественное исполнение такого материала зависит от технологической и музыкальной подготовки трубача.

Три основные задачи в оркестровых партиях - нюанс, интонация и штрих. Наиболее распространенная ошибка - играть второстепенный материал громко, "заметно". Правда, порой играть тихо трудно, но это совершенно необходимо. Иначе звучание оркестра теряет прозрачность (например, в симфонии Моцарта или аккомпанементе) и обрастает ненужными "подробностями". Проверить себя нетрудно.

Во первых, необходимо слышать мелодию.

Во вторых, как правило, в классических симфониях трубы играют вместе с валторнами и литаврами. Нельзя играть громче литавр, и нужный нюанс соблюден.

Вопрос интонации, надо было поставить на первое место, ибо нет ничего ужасней фальшивого звучания. Следует помнить, что оркестр звучит не темперированно, и некоторые навыки игры с фортепиано придется пересмотреть. Нельзя стесняться лишний раз проверить строй. В домашней работе над оркестровой партией поможет тюнер, аппарат, показывающий правильность интонации. Во время игры в оркестре частенько приходится подстраиваться под общий строй оркестра, в частности под струнные, имеющих тенденцию завышать общий строй. Под понятием "штрих" в данном случае подразумевается не только правильное извлечение звука, но и его ведение и снятие.

Пример 1

Рис.

В примере 1 указаны наиболее частые ошибки

Разучивание отрывков из оркестровых партий или "оркестровых трудностей", должно быть рутинной ежедневной работой, наряду с упражнениями, гаммами и этюдами. Разделенный на маленькие фразы, превращенный в мини этюды отрывок становится с каждым проигрыванием проще, удобней.

Пример2а.

Рис. М. Мусоргский, инструментовка М. Равеля. "Картинки с выставки", "Прогулка".

Пример 2б

Рис.

Б. Барток. "Концерт для оркестра", фрагмент финала взят из «Rob Roy McGregor, Audition and Performance Preparation for Trumpet; Orchestral Literature Studies, Volume III, Balquhidder Music».

Следует остерегаться проигрывания с ошибками, ошибки заучиваются быстрее.

Выбор инструмента

Основным инструментом современного симфонического оркестра является труба in С.

Законодателями в этом вопросе были французские и американские трубачи. Даже Германия и Англия, страны, традиционно использовавшие в оркестре трубы in Bb, с середины 60_х годов также стали использовать трубы in С. Действительно, диапазон оркестровых партий, за редким исключением, простирается не ниже ноты "соль" малой октавы. Конечно, труба in Bb, основной инструмент при обучении, игре соло, в духовых и эстрадных оркестрах, не остается без внимания и тоже используется в симфоническом оркестре.

Но удобства игры на трубе in С в оркестре очевидны: более собранный звук, сливающийся с деревянными духовыми, практически всегда более удобная аппликатура.

Пример 3

Рис. П. Чайковский. Симфония № 5, фрагмент финала

Даже корнеты, традиционно настроенные in Bb, многие исполнители заменяют на корнеты in С. Прекрасные корнеты in С изготавливают фирмы "Schilke", "Getzen", "Bach".

Пример4а

Рис.

С. Прокофьев. Фрагмент балета «Ромео и Джульетта». Партия записана in Bb. При игре на корнете in C надо транспонировать на тон вниз.

Пример 4б

Рис. П. Чайковский. Фрагмент симфонической поэмы "Франческа да Римини"

Первая нота при игре на корнете in С - "фа". Ее легче подстроить с помощью триггера первого крона. Лучше всего разучивать оркестровые партии на трубах разных строев. Подчас приходится играть одно и то же произведение то на одном, то на другом инструменте. (Программа концерта может строиться так, что менять инструменты некомфортно, также не всегда есть возможность брать много инструментов на гастроли.)

Трубы in Eb и in D также стали применяться в оркестре, особенно четырех клапанные модели фирм "Schilke", "B & S", "Yamaha", "Smith & Watkins" (четвертый клапан позволяет получить весь диапазон трубы in Bb).

Пример 5а

Рис. П. Чайковский. Балет "Щелкунчик", № 12. Этот отрывок удобно играть на трубе in Eb.

Пример 5б

Рис. М. Равель. Фрагмент Концерта для фортепиано G dur

Этот отрывок удобно играть на трубе in D. Труба piccolo занимает особое место в оркестровой практике. Партии месс и кантат И.С. Баха, ораторий Г. Генделя - это материал абсолютно сольный ничем не отличающийся от труднейших концертов для трубы Г.Ф. Телеманна, Й. Фаша, Й. Мольтера, Л. Моцарта.

Пример 6

Рис. И.С. Бах. Рождественская оратория № 64. Фрагмент

Есть несколько произведений в музыке XX века, где труба piccolo является оригинальным инструментом.

Пример 7а

Рис. М. Равель. Болеро.Фрагмент партии трубы in D piccolo

Несмотря на нотацию in D, эта партия исполняется на трубе piccolo in Bb.

Пример 7б

Рис.

И. Стравинский. Фрагмент музыки балета "Весна Священная". Основные удобства труба пикколо сулит во фрагментах произведений, где приходится долго играть в высоком регистре.

Пример 8

Рис.

М. Мусоргский, инструментовка М. Равеля. "Картинки с выставки", "Два еврея - богатый и бедный". Этот отрывок удобно исполнять на piccolo in A (читать как в басовом ключе). Для "страховки" в местах, требующих особой точности.

Пример 9а

Рис. Л. Бетховен. Симфония № 7. Скерцо, фрагмент. Партию первой трубы в этом месте удобно играть на piccolo in A.

Пример 9б

Рис.

П. Чайковский. Симфония № 4, I часть. Piccolo in Bb даст вам возможность в любой ситуации (усталые губы, игра "с дороги") чувствовать себя уверенно. Существует мнение, что такого рода использование пикколо обедняет звучание, но, неточная игра и вовсе сводит на нет ваш труд и усилия всего оркестра.

Есть еще один инструмент, который стоит упомянуть. В 60_е годы XX века американский мастер Б. Тотлл (B. Tottle) на базе трубы in С фирмы "V. Bach" изготовил несколько инструментов в строе in С, но с возможностью перестраиваться в in D. Этими инструментами активно пользовались трубачи Бостонского симфонического оркестра Армандо Гиталла и Роже Вуазен. Трубы такой конструкции изготавливает швейцарский мастер Рене Спада (модель так и называется "Tottlephone"). Вот пример использования такого инструмента: фрагмент из оперы "Золотой Петушок". Вступление играется in D

Пример 9с.

Рис.

После вступления практически всю оперу удобно играть на трубе in С. Неудобство только одно: при переключении в строй in D можно чисто играть лишь с помощью первого и второго вентиля. Третий крон намного длиннее и пользоваться им in D невозможно.

Сурдины

В основном, в оркестре используются сурдины, которые называют "простыми". Их ит...

Другие файлы:

Система комплексных упражнений трубача
Ежедневно перед каждым трубачом возникают вопросы: «С чего начать свои занятия». «Как построить их сегодня», «Сколько времени заниматься н какой учебн...

Эннио Морриконе (Ennio Morricone)
Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме, Италия, в семье трубача. В 1938 году он начал заниматься в консерватории святой Цецилии по классу...

Луи Армстронг. Американский гений
Автор книги - известный американский исследователь и историк джаза. В монографии, посвященной творчеству выдающегося американского музыканта Луи Армст...

Поняття діяльності та практики
Виробнича практика. Поняття "практика". Форми і рівні діяльності. Структура практики. Практична діяльність у людському суспільстві. Практика як критер...

Основы оркестровки с партитурными образцами(Том 1-2)
59 МбВ книге изложены основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений Н. А. Римского-Корсакова : Общий обзор оркестровых групп (...