Музыкальное мышление Артура Онеггера
Краткое сожержание материала:
Размещено на
27
Курсовая работа
Музыкальное мышление Артура Онеггера
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Артур Онеггер и его творческий путь
1. Детские и юношеские годы композитора
2. Первый период творчества (1916-1930). Группа «Шестёрка»
3. Период творческого расцвета (30-е годы)
4. Последний период творчества (1940-1955)
Глава II. Анализ музыкального произведения композитора Третья симфония («Литургическая»)
Заключение
Список литературы и источников
Приложение
Введение
В современном мире до сих пор остаются актуальными проблемы морали и нравственности, патриотизма, добра, гуманизма в жизни человека. Именно поэтому в нашем исследовании мы обратились к творчеству Артура Онеггера (1892 - 1955), французского композитора ХХ века, который затрагивает и раскрывает в своих произведениях аспекты человеческой жизни. Главное, что отличает этого композитора, - высокое этическое звучание его сочинений. Именно стремление к воплощению идеалов добра, нравственной чистоты, самопожертвования побудило Онеггера обратиться к античным, библейским и средневековым сюжетам, аккумулировавшим в себе вечные, общечеловеческие ценности. Онеггер - художник-мыслитель высокой принципиальности и честности, которого волновали проблемы войны и мира, будущее цивилизации, перспективы развития современного искусства.
Оставаясь тесно связанным с идеями и запросами современников, он сохранял уважение к гуманистическим проблемам, ставил и решал их в своём искусстве. Исходным моментом его эстетических взглядов является мысль о социальном предназначении музыки. Он был глубоко убеждён в общественной значимости музыки как искусства и верил в её облагораживающее воздействие на людей. Композитор ставил перед собой цель в создании музыки, доступной человеку с улицы и интересной знатоку.
Творчество Онеггера обширно и разносторонне; он оставил около 200 сочинений, и почти половина из них в крупных формах. Одинаково высокое и своеобразное, рано достигнутое мастерство он проявляет в самых различных жанрах (от вокальной миниатюры до монументальной оратории), но более всего тяготел к масштабным сочинениям - носителям ярких мыслей и значительных идейных концепций. Онеггер возродил на французской почве ораторию и поднял на уровень мирового значения французскую симфонию.
Философская значительность и психологическая глубина, склонность к монументальным замыслам, полифоничность мышления, сквозное развитие идеи-концепции, драматическая конфликтность и целеустремлённость развития в произведениях Онеггера заставляют вспомнить немецких мастеров: Баха, Генделя, Бетховена.
Но главное, Онеггер - необычайно искренний художник, глубоко чувствующий острые противоречия современной действительности в их самой сокровенной сущности, что для нашего исследования является актуальным.
Объектом исследования нашей курсовой является творчество композитора.
Предмет нашего исследования - музыкальный язык.
Цель исследования заключается в изучении творчества, исследовании музыкального мышления композитора, анализе его произведений.
Основными задачами в нашем исследовании являются:
- описать творческий путь композитора;
- определить вклад композитора в историю музыки;
- раскрыть музыкальный язык, мышление композитора на примере произведения.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
теоретические - анализ и синтез научной литературы, сравнение с другими авторами, произведениями;
эмпирические - прослушивание и изучение произведений композитора.
В ходе нашего исследования мы выбрали музыкальный материал для подробного анализа - Третья симфония («Литургическая»).
В данной работе мы опирались на теоретические положения, исследования и труды Г.Т.Филенко, Г.Е.Калошиной, И.А.Гивенталь и других учёных.
Глава I. Артур Онеггер и его творческий путь
1. Детские и юношеские годы композитора
Богатая и разнообразная музыкальная жизнь Франции привлекает в ХХ столетии пристальное внимание музыкантов всех стран. Именно из Парижа в течение многих лет шли новые творческие идеи, оказавшие существенное влияние на формирование эстетических вкусов молодых поколений. Среди музыкантов Франции, сложившихся в годы первой мировой войны, привлекших общественное внимание и выдвинувшихся в 30-е годы ХХ века, раньше других завоевал широкое признание и занял особое положение Артур Онеггер.
Композитор родился 10 марта 1892 года в Гавре. Родители его были уроженцами Швейцарии из Цюриха, где оставались их многочисленные родственники, с которыми семья Онеггера поддерживала тесные связи. Отец будущего композитора, тоже Артур Онеггер,- процветающий коммерсант, занимался импортом кофе, мать Жюли Ульрих, хорошая пианистка, воспитанная на классике музыкантша, посвятила себя дому и детям. Дети обучались музыке; Артур, одновременно с занятиями в лицее, по выбору матери учится игре на скрипке. Впоследствии композитор вспоминал, что семье он обязан унаследованными от швейцарских предков исключительным трудолюбием и самодисциплиной, протестантскими традициями и типично французским воспитанием. [1; 140].
Наиболее яркие впечатления детства - море и музыка. «Влияние моря на мое духовное развитие было огромно: оно как бы расширило мой детский кругозор», - говорил он много лет спустя. Еще более сильное влечение он испытывал к музыке.
В семье часто музицировали, изредка бывали в опере и на концертах заезжих гастролёров. Но при всем этом к музыке и в семье, и в лицее, где учился Артур, относились не более как к развлечению. Поэтому музыкальное развитие мальчика шло поначалу стихийно. Артур самостоятельно выучился читать ноты. «Усвоив некоторые основы, я сразу принялся за читку бетховенских сонат, которые помогли мне познакомиться поближе с принципами ладотональной гармонии». Результатом самообучения явились первые композиторские опыты юного музыканта: сонаты для скрипки и фортепиано и для двух скрипок с фортепиано. Восхищенный спектаклями «Гугенотов» Мейербера и «Фауста» Гуно, девятилетний Артур решает писать оперу. По совету матери он занимается музыкальной грамотой и гармонией у Робера-Шарля Мартена, органиста местной церкви Сен-Мишель. В пятнадцать лет он впервые услышал две кантаты Баха, исполнявшиеся в протестантской церкви под управлением приехавшего из Парижа дирижера и композитора Андре Капле, что способствовало окончательному выбору профессии музыканта. Это встретило решительное противодействие со стороны отца, который считал вполне возможным совмещать музыку с профессией продавца кофе. [2; 335].
В 1909 году во время летнего отдыха в Цюрихе Артур показывает свои первые сочинения директору местной консерватории Фридриху Хегару, другу и поклоннику Брамса.
Хегар находит у него композиторский дар и советует отцу предоставить сыну возможность развивать его. Родители оставляют Артура на два года в Цюрихе в семье дяди для занятий в Консерватории с Вилемом де Боэром по скрипке, ЛотаромКемптером по гармонии и Хегаром по композиции. В 1911 году Артур получает у отца разрешение поступить в Парижскую консерваторию, куда он каждую неделю ездит из Гавра для занятий. Он записывается в класс к Люсьену Капе, но уроки прославленного французского скрипача не делают его виртуозом. Онеггера влечет сочинение. Он изучает контрапункт и фугу под руководством Андре Жедальжа, затем композицию в классе Ш.-М. Видора и дирижирование - у д'Энди. Среди своих учителей Онеггер особо выделяет Жедальжа, который вооружил его свободным и разносторонним владением полифоническим письмом и давал ему ценные советы, способствовавшие развитию его композиторской техники.
Позднее Онеггер писал: «Франция озарила меня светом своего блистательного разума, она утончила мои духовные и музыкальные запросы». В Париже он полнее и глубже познакомился с творениями Дебюсси, Форе, Равеля, которые оказались «весьма полезным противовесом по отношению к классикам и Вагнеру». [5; 149].
Близким другом Онеггера в консерватории стал его соученик ДариусМийо. Он ввёл Артура в музыкальные салоны, познакомил его с творчеством виднейших современных поэтов - Валери, Аполлинера, Жакоба, Клоделя, Жамма, Кокто. Беседы и споры с Мийо, дерзновенные балетные партитуры Стравинского, атональная музыка Шёнберга, оркестровая динамика Шмитта- вот наиболее яркие впечатления молодого музыканта в предвоенные годы.
Первая мировая война прервала учебу в консерватории. В 1914 году Артура вызывают в Цюрих для прохождения военной службы. Два года он служит в пограничных войсках, а в 1916 году возвращается в Париж и возобновляет занятия в консерватории.
2. Первый период творчества (1916-1930). Группа «Шестёрка»
Творческое формирование композитора проходило в сложной и противоречивой художественной атмосфере Парижа конца 10-х и начала 20-х годов, когда взаимодействовали, боролись, а п...
Некоторые оссобенности формообразованияи ладогармонического языка в цикле "Романская тетрадь" Артура Онеггера
Среди композиторов, начавших свою творческую деятельность в "Шестерке", Онеггер получил особенно широкое признание. Ему была присуща независимомть эст...
Особенности регулирования интеллектуальных прав на музыкальное произведение, размещённое в открытых информационных системах
Субъекты прав на музыкальное произведение и основные способы его использования. Правовое регулирование сети Интернет, как способа размещения музыкальн...
Музыкальное образование в Республике Татарстан как часть культурной политики России XX-XXI вв.
Культурная политика России XX-XXI веков. Становление музыкального образования в России. Музыкальное образование в Республике Татарстан и его значение...
Существовал ли король Артур
Исследование вопроса о существовании короля Артура путем изучения валлийской поэзии, исторических трудов, легендарной и куртуазной литературы. Сюжет л...
Хрестоматия для блокфлейты. Пьесы и ансамбли
В настоящей Хрестоматии собраны произведения, представляющие интерес с точки зрения учебно-воспитательного процесса. Нотный материал, построенный по п...