Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Мировоззренческие установки панк-культуры и специфика их реализации в тексте группы "Элизиум"

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Мировоззренческо-эстетический комплекс, на котором базируется панк-культура. Эстетические приоритеты панк-культуры и их воплощение в тексте группы "Элизиум". Мировоззренческие установки данной культуры, затрагивание в текстах песен любовной тематики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Исследованием рока и всех его разновидностей как явления занимались раньше и не перестают заниматься и сегодня. И особенность в том, что это явление не одностороннее в своём содержании. Сами исследователи эстетики рока, в частности русского, не раз замечали в нём одну особенность: фактически равноценными и равнозначными являются музыкальный и поэтический тексты. «Рок как художественный феномен принадлежит как минимум двум видам искусства - музыке и литературе» [1, с. 7].«Литературная составляющая рока, традиционно называемая “рок-поэзией”, во всех отношениях (теоретически, исторически) входит в систему литературы. Это не означает некого “примата” или “диктата” литературы над музыкой в русском роке. Литературная полноценность не означает музыкальной неполноценности. Но нас интересует сейчас именно вербальность рок-текста, системное описание которой возможно только на основе системного же понимания контекстов, в которых рок-песня нашла свое место, - прежде всего, контекстов историко-эстетических и историко-поэтических» [1, с. 7].

Несмотря на всё вышесказанное, стоит отметить, что «…литературность рок-традиции ограничена тем, что рок-песенность не претендует на отождествление с литературой, не позиционируется как ее равноправная альтернатива, как ее инобытие, не старается скрыть свою песенную природу»[1, с. 12]. По этой причине и существует такое понятие, как рок-поэзия.

Особенность состоит в том, что если мы рассматриваем рок-поэзию, то «здесь мы сталкиваемся с «комбинированным авторством», когда у рок-песни как бы два создателя: автор и исполнитель. Понятно, что при непосредственном исполнении песни (а это, напомним, единственная «естественная среда» бытования рок-текста) авторство как бы «смещается», то есть у неискушенного слушателя возникает ощущение, что автор рок-композиции именно исполнитель. К тому же, в роке очень частотным становится отождествление автора и героя (то есть лирического субъекта). Для большинства рядовых поклонников рок-искусства нет различия между героем «сценического мифа», лирическим субъектом и самим певцом (а, отмечалось, текст может и вовсе не принадлежать исполнителю)» [2,с. 25-26]. Немаловажным является и то, что «рок-поэзия - явление звуковое, поэтому при ее анализе мы не можем обратиться к графике и пунктуации, что порой «размывает» границы слова, его смысл, восстановить который порой можно только из контекста» [2с. 28].

Представление о том, что такое рок-поэзия, важно при рассмотрении такого явления, как русский рок. Русским роком называется «рок-музыка из России и/или на русском языке. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием западной музыки и по сей день существует в России и странах СНГ» [3] . Рок был распространён по всему СССР. Во многих городах существовали коллективы (вокально-инструментальные ансамбли или самодеятельные группы), которые и занимались созданием музыки и продвижением её, так сказать, «в массы». Но позже, ко времени расцвета рока, особенно к 80-м годам, начали формироваться центры рок-движения. Они заметно отличались друг от друга, что было видно и в их стиле, и в особенностях их организации.

«Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград(Санкт Петербург). В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли группы «Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Мифы», «Бригадный подряд»,«Кино», «Алиса» и «ДДТ». Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х. В то же время для ленинградских рок-групп был характерен большой интерес к другим видам искусства -- литературе, театру и кинематографу.

Москва. Известнейшие московские группы: «Машина времени», «Воскресение», «Звуки Му», «Бригада С», «Крематорий», «Браво». Для столичной рок-музыки (особенно её первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как «Тайм-аут», «Несчастный случай», «Дюна» и др.

Урал и Свердловск (Екатеринбург). Известные группы из региона: «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи». Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 70-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок». [3]

«Панк-культура началась с музыки в середине 70-х г. прошлого века. Панк-рок как стиль появился несколько раньше - ещё в начале 70-х подобную музыку играли в Нью-Йорке «Ramones» и «Television» … Этих артистов потом окрестили «протопанками» … Протопанковская сцена долго оставалась популярной лишь у узкого круга фанатов. Продолжалось это до тех пор, пока в Англии не появилась и не стала скандально известной группа Sex Pistols[4, c .166-167].

«Панк-рок является частью мировой музыкальной культуры, которая представляет собой подобие процесса «прививки, когда что-то новое, возникшее в одной стране и характерное сперва лишь для одного народа, постепенно приспосабливается, осваивается и переосмысляется в других странах». [5, с. 89] Именно так и приспосабливался и переосмыслялся панк-рок в СССР. «Первые панк-группы в СССР появились в Москве, Ленинграде и Сибири. Часто первой советской панк-группой называют «Автоматические удовлетворители». [4, с. 174] «В середине 80-х г. количество панков и панк-групп начало расти ударными темпами… После крушения советской системы …одни группы по-прежнему играли политизированный и идеологический панк, но появилось и много таких, для кого панк был просто формой… К концу90-х панк-движение практически разделилось на 2 части. С одной стороны - коммерческий поп-панк, либо вообще не имеющий ничего общего с идеологией, либо использующий протестную форму в коммерческих целях. С другой стороны - малочисленная DIY-тусовка» [4, с. 176-177], которая имела свою идеологию и политику.

DIY (аббревиатура от англ. Do It Yourself) -- общее название для музыкальных коллективов, не сотрудничающих с лейблами и продюсерами [6].

Со времени своего основания и до сегодняшнего дня панк-рок (не только как музыка, но и как явление) претерпел различные изменения. В первую очередь произошло разделение на подгруппы внутри панк-рока, то есть на субкультуры, которые не просто отличаются подходами, музыкой и стилем одежды. Некоторые из этих групп являются антагонистическими по отношению друг к другу. К таким субкультурам относятся анархо-панк, фолк-панк, глэм-панк, Oi!, поп-панк, ска-панк, скейт-панк и многие другие. Одной из групп, несущих в себе мировосприятие, характерное для панк-движения, является группа «Элизиум», на примере которой будет рассматриваться специфика картины мира в данной работе. Выбрана была эта группа потому, что она в своих текстах не только затрагивает актуальные темы, касающиеся политики, экологии, отношения человека к окружающей действительностью, а также во многом является новатором, так как раскрывает целый ряд новых тем и рассматривает вопросы, которые ранее не осмыслялись в творчестве остальных панк-коллективов (во всяком случае, хорошо известных).

Так как существует такое явление, как панк-рок, существуют и те, кого оно интересует. Об этом можно судить исходя из того, что за время существования панк-рока уже написано множество книг и статей, посвящённых его осмыслению и изучению. Так, например, в своей статье «Панк - манифест» Грег Граффин (американский панк-рок музыкант, вокалист группы Bad Religion) решил «попытаться дать определение социальному феномену, называемому панком, и по возможности защитить его» [7].

Крейг О'Хара издал книгу под названием «Философия панка: больше, чем шум», которая очень чётко и доступно дает представление о том, чем является современное панк-движение».

Учитывая то, что «Элизиум» - сравнительно молодой музыкальный коллектив, в пространстве ни музыкальной, ни тем более литературной критики еще не появилось работ, посвящённых рассмотрению особенностей данной группы, специфики музыкальных и вербальных составляющих ее текста. Можно говорить лишь об отдельных комментариях по отношению к группе и её творчеству в средствах массовой информации. Об «Элизиуме» говорят, что «их музыкальные амбиции достигли поистине гаргантюанских размеров. Им мало быть просто веселой панк-командой и удовлетворять страсть брутальных фанатов. Они выдали новую программу, где ска-задор смешали с ностальгической мелодикой советских времен»[8]. Анализом творчества группы «Элизиум» до настоящего времени никто не занимался, поэтому можно сказать, что специфика произведений этого коллектива изучена не была, что и подтверждает новизну данной работы. Актуальность работы заключается в том, что песни этой группы являются популярными и вызывают интерес у публики, тексты затрагивают проблемы современности и...

Другие файлы:

Тупой панк-рок для интеллектуалов
Дмитрий Спирин – человек с богатым музыкальным опытом. Бас-гитарист не существующей ныне группы «Четыре таракана» и кавер-группы «Приключения электрон...

Панк как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве
Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии: 24.00.01 – Теория и история культуры.Цель данной работы состоит в том, чтобы ввести в...

Славянские и общекультурные символы в песенном тексте (на материале текстов песен группы "Калинов мост")
Символ в песенном тексте, в филологии, философии, культурологии. Соотношение символа с художественными приёмами. Представление о славянской символике....

Анализ функционирования категории эмотивности в художественном тексте путем анализа реализации эмотивно-прагматической установки
Подходы к изучению эмоций в языке. Реализация категории эмотивности в различных текстотипах на примере романа А. Мердок "Черный принц". Различия реали...

Интертекстуальность в художественных текстах и особенности ее реализации
Определение интертекста и интертекстуальности. Анализ маркеров интертекстуальности. Источники интертекстов и специфика их функционирования в художеств...