Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

История музыкального керамического инструмента - окарины, его современные формы и звучание

Тип: научная работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
История появления окарины как духового инструмента. Особенности его конструкции и настройка. Энергоинформационное влияние его звуков на окружающее пространство и живые организмы. Творчество Андрея Задерия в области изготовления керамических окарин.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Омский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Высшая школа народных искусств (институт)»

Научно-исследовательская работа

Тема: «История музыкального керамического инструмента - окарины, его современные формы и звучание»

Автор: студент 3 курса группы 31 ДПИ

Борисов Владислав Вячеславович

Омск - 2014

Введение

В данной работе рассматривается актуальная проблема изучения истории возникновения и трансформации форм декоративно-прикладного искусства и его интеграции с культурой музыки. Исследуется история музыкального инструмента - окарины и её развития на протяжении всего периода развития духовых инструментов. Также приводятся интересные факты положительного и гармонизирующего воздействия звуков на окружающее пространство, в том числе на животные организмы и человека.

Работа содержит исследовательский материал в области истории возникновения древнейших музыкальных духовых инструментов. Охвачен большой временной промежуток. Рассмотрено происхождение данного инструмента у разных народов. Использованы опытные знания в области технологии изготовления музыкальных инструментов.

Актуальность темы обоснована возрождающимся интересом к этническим музыкальным инструментам ручной работы, а именно к окарине, имеющей особую мелодичность, эстетическую привлекательность и художественную ценность.

Задачи:

ћ Ознакомиться с историей возникновения окарины.

ћ Изучить особенности конструкции окарины.

ћ Проанализировать технологию изготовления окарин в зависимости от особенностей звучания.

ћ Изучить творчество современных художников в области изготовления керамических окарин.

ћ Определить сферы его функциональности в современном мире.

окарина духовный инструмент энергоинформационный

1. Определение «окарина»

Окарины - это музыкальный инструмент, имеющий тональный строй, где каждое отверстие выдаёт определённую ноту. Они легко сочетаются с традиционными муз. инструментами, т.е. они предварительно настроены.

Изначально окариной (Ocarina -- от ucarina -- уменьшительно-ласкательное именование гуся в болонском диалекте итальянского языка, что можно перевести на русский как «маленький гусь» или «гусик») называлась созданная Джузеппе Донати в середине XIX-го века глиняная свистковая флейта в форме вытянутого яйца с носиком, в котором располагался канал для вдувания воздуха. Вдохновением для Донати послужили популярные у детворы простенькие глиняные свистульки в форме птичек, способные издавать три-пять тонов. Джузеппе нравилось их звучание, но совершенно не удовлетворял маленький диапазон и плохой строй. Результатом работы Донати стал инструмент с прекрасным строем и диапазоном чуть больше октавы. Настоящее новаторство Донати заключалось в создании целого оркестра из пяти (а позже из семи) строящих между собой окарин, охватывающих диапазон, достаточный для исполнения популярной оперной музыки. В 70-х годах XIX-го века его оркестр «I Celebri Montanari degli Appennini» (знаменитые горцы Апеннин) успешно гастролирует по Европе, заражая любовью к окарине все больше и больше слушателей, а последователи Джузеппе открывают мастерские в Милане, Париже и Лондоне. Благодаря им окарина из детской игрушки превращается в неотъемлемую часть истории европейской музыки. Кстати, созданный Донати оркестр, сменивший состав и переименованный в «Gruppo Ocarinistico Budriese» (группа окаринистов Будрио) не только еще тридцать лет держался в «хит-парадах» Европы, но и прекрасно чувствует себя по сей день.

2. История появления

На многих сайтах, посвященных истории окарины, дается весьма смелая информация о возрасте первого окариноподобного инструмента: его возраст оценивается в 12 тысяч лет. Еще более смелые источники добавляют, что это возраст первой керамической окарин. Возраст старейших образцов керамических изделий действительно достигает даже не 12-ти, а 13-ти тысяч лет. Такие артефакты найдены в Японии и, чуть более молодые, на Дальнем Востоке, в Китае и Корее, но ничего похожего на музыкальные инструменты среди них не было обнаружено. Более того, примитивность этих изделий и низкое качество материала заставляют сомневаться в способности их авторов выполнить тонкую работу по созданию флейты, используя известную им технологию. Правда, в Европе найдены интересные предметы времен палеолита из фаланг оленей с проделанным в них отверстием, которые можно использовать как свисток, но в их назначении исследователи сомневаются. Именно с развитием керамики окарина вписывает себя в историю. Возраст древнейшего экземпляра китайской бессвистковой окарины сюнь, имеющего всего одно игровое отверстие, насчитывает семь тысяч лет. На тысячу лет меньше ученые дают найденной в Македонии трехтоновой флейте, а румынский двухтоновый свисток датируется 4500 годом до нашей эры. С течением времени человечество продолжало успешно осваивать керамику, и гончары все чаще обращались к этому материалу для создания музыкальных инструментов. Окарины разных форм и диапазона находят на территории Индии, Египта, Средней Азии, Японии и многих других регионов. Отдельно стоит упомянуть о глиняных флейтах индейцев древней Месоамерики. Народы этого региона поздно вошли в неолит, но скорость, с которой развивалось их музыкальное искусство и производство окарин, просто поражает. Первые американские керамические флейты появились не раньше 3-х тысяч лет назад, а уже к 600 году до н.э. диатонические окарины майя имели полноценное свистковое устройство и позволяли извлекать пять нот. Более того, многочисленные находки глиняных флейт с аналогичным строем в Колумбии позволяют утверждать, что уже в те времена существовала общепринятая интервальная система, позволявшая делать инструменты звучащие друг с другом в гармонии. Дальнейшее развитие глиняных флейт привело к созданию двух- трех- и даже четырехкамерных инструментов с одним каналом для вдувания воздуха и несколькими свистками, позволяющих играть аккордами, а однокамерная окарина ацтеков -- уилакапицли -- времен расцвета империи, имеющая четыре отверстия, была способна воспроизвести диатонические и хроматические гаммы в диапазоне октавы. Некоторые источники утверждают, что именно окарины ацтеков, привезенные в Европу вынужденным прибыть на королевский суд Фернандо Кортесом, сделали популярными те самые свистульки, вдохновившие Донати на создание его инструмента.

3. Применение окарин

Применяются окарины в основном из пластичной жирной глины, в США и Европе сейчас популярны окарины, сделанные из пластика -- ABS или поликарбоната. Использование полимеров и современных технологий обработки позволяет сделать окарины недорогими и при этом весьма качественными, очень хорошо держащим музыкальный строй.

Окарины используют в оркестрах, как ведущий духовой инструмент, так же её можно использовать дома. Один из популярнейших, на данный момент оркестров оркестр «I Celebri Montanari degli Appennini» успешно гастролирует по Европе, заражая любовью к окарине все больше и больше слушателей. Данный оркестр полностью состоит из окарин.

Окарина широко применяется в фолк - рок-музыке, как и ведущий, так аккомпанирующий инструмент.

4. Технология изготовления

Окарины бывают разных размеров и различаются по количеству камер, сложность изготовления напрямую зависти от размера камеры. Большой размер потребует ещё и недюжинную силу лёгких, но громкость, пронзительность будет сильней. Изначально создаётся замкнутый объём, вручную или, лучше, с помощью отливки из глины в гипсовой форме. Следующий, наиболее ответственный шаг - прорезка отверстий, для свисткового устройства, которые надо сделать согласно простых акустических законов. Основной принцип звукоизвлечения - расщепления воздуха язычковым расщепителем (лабиумом). Первое отверстие, язычковое, делается насквозь, чуть ниже намеченного поступательного отверстия. Далее делается поступательное отверстие по стенке камеры до язычковой дыры. После вдоль язычкового отверстия формируется сам лабиум. Именно он расщепляет воздух и, по сути, является главной составляющей окарины. Далее делаются отверстия в корпусе, которые изменяют звучание в сторону более высоких нот. Отверстия делаются небольшими, для дальнейшей настройки инструмента. Изготовить две одинаковые по звучанию окарины - не возможно, в этом, может, и заключается индивидуальность и непредсказуемость каждого отдельного инструмента. Обжигается окарина, стандартно, как и любая керамика, вот только коэффициент спекания глины тоже повлияет на звук - более спекшийся череп окарины зазвучит более динамично.

5. Декор

Декорировать окарины можно по-разному. Все зависит только от фантазии самого мастера. Но в основном в декоре применяются этнические и народные мотивы. Помимо декорирования орнаментом и цветом, частью декора может служить сама форма окарины. Очень удачно смотрятся окарины, стилизованные под животных или растения. При декорировании в этническом стиле лучше всего применить технологию молочения или чернения, либо вощения. Так же имеет место быть орнаменталика и глазуровка с ангобированием, но в данном случае это может быть опасным для жизни.

6. Настройка

Окарина, в силу изменчивости объёма и формы инструмента при сушке и температурной обработки, настраивается уже после обжига и декорации. Распальцовка из-за особенностей инструмента (замкнутость...

Другие файлы:

Тромбон
История тромбона - медного духового музыкального инструмента басово-тенорового регистра; его разновидности, диапазон звуков, основные сферы использова...

Разработка Web-сервиса "Выбор музыкального инструмента"
Проблема выбора товара в Интернете. Типы и свойства онтологий как части концепции Semantic Web. Разработка web-приложения для выбора музыкального инст...

Проектирование организации производства керамического кирпича
Описание и характеристика кирпича керамического. Производственные площади и специальное оборудование предприятия. Технологический процесс изготовления...

Разработка технологической линии по производству керамического умывальника литьевого формования
Обоснование выбора способа производства керамического умывальника. Порядок приготовления шликерной массы. Выбор и расчет количества оборудования. Сост...

Разработка модели оценки уровня качества при производстве кирпича керамического
Определение основных требований к сырью для производства керамического кирпича. Состав и физико-химические свойства самой продукции, особенности управ...