Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Исследование системы знаков Божественного присутствия в симфонии Мессиана "Турангалила"

Тип: дипломная работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Симфония "Турангалила" Оливье Мессиана как средоточение знаков Божественного присутствия: её гармонический, мелодический, тембровый и оркестровый язык описывают миф о Вечной Любви, миф о Тристане и Изольде, прославляющий Божественное через любовь.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Оливье Мессиан утвердил себя как один из крупнейших композиторов Франции XX века. Всё его творчество направлено на познание Божественного, на постижение теологических тайн, что соответствует религиозной направленности его мышления. Среди источников его вдохновения исследователи отмечают григорианский хорал, ритмические и мелодические формы древней индийской музыки, пение птиц, таинства католической веры. Все эти разнообразные аспекты постижения мироздания (и проявлений Бога в нём) Мессиан гармонично сочетает в своём творчестве, создавая красочные полотна своих произведений, поражающие утончённостью гармонического письма, колористичностью оркестровки и продуманностью использования выразительных средств. Соразмерность применения выразительных приёмов композитор сочетает с яркой индивидуальностью гармонического, тембрового и ритмического мышления, применяя в своих произведения собственные открытия в области гармонии, ритма, мелодии, зафиксированные в двух научно-теоретических трактатах («Техника моего музыкального языка» и «Трактат о ритме, цвете и орнитологии»).

Данная работа посвящена проблеме исследования знаков Божественного присутствия в творчестве Оливье Мессиана.

Актуальность работы обусловлена тем, что к настоящему времени возникли необходимые условия для исследования этой проблемы: накоплен достаточно обширный пласт исследований, посвященных внемузыкальным основам творчества Мессиана; происходит расширение области исследованных аспектов творчества композитора; повышается интерес к личности Мессиана, чьё творчество прошло проверку временем.

На данный момент накоплена обширная литература, посвященная исследованию различных аспектов творчества Оливье Мессиана: написаны монографии К. Л. Мелик-Пашаевой, В. А. Екимовского, всесторонне исследованы гармоническая и ритмическая системы композитора Ю. Н. Холоповым, изучены отдельные стороны композиторского мышления В. В. Задерацким, Р. И. Куницкой, М. Г. Горбенко, Т. В. Цареградской, О. Ю. Осадчей. Вопрос о теологической основе творчества Мессиана исследовался К. В. Зенкиным, Т. В. Цареградской, французским музыковедом Клодом Самюэлем и др.

Прежде и детальнее всего изучены гармоническая и ритмическая системы Мессиана, его тембровое мышление и своеобразие ладогармонического языка. Кроме того, значительное внимание уделено истокам творчества Оливье Мессиана, европейским и неевропейским влияниям, которые композитор испытывал на протяжении своей жизни, многочисленным образным и творческим сферам, которые были им преломлены в музыке и научно-исследовательской деятельности. Однако на данный момент не существует исчерпывающего и комплексного исследования, посвященного проблеме исследования знаков Божественного присутствия в творчестве Мессиана.

Объект исследования - знаки Божественного присутствия в творчестве Оливье Мессиана.

Предмет исследования - проявление знаков Божественного присутствия в творчестве Оливье Мессиана на примере симфонии «Турангалила».

Цель - исследовать систему знаков Божественного присутствия в симфонии Мессиана «Турангалила».

Для этого предполагается решить следующие задачи:

1) определить истоки Божественного, повлиявшие на развитие проблематики творчества Оливье Мессиана и особенностей его творческого мышления;

2) проследить проявление знаков Божественного присутствия в различных аспектах творческого мышления композитора, преломленных через гармоническое, тембровое, мелодическое и ритмическое мышление композитора;

3) исследовать конкретные проявления знаков Божественного присутствия в симфонии «Турангалила»;

4) изучить концептуальную основу симфонии «Турангалила», выявляющую отдельные уровни постижения Божественного через идеи симфонии;

5) определить художественные выразительные средства, которыми пользуется композитор, запечатлевая Божественное присутствие в своих произведениях.

Данная работа состоит из введения, двух глав, в первой из которых исследуется проявление знаков Божественного присутствия, характерных для творческого мира Мессиана, а во второй изучается конкретное выражение подобных знаков в десятичастной симфонии «Турангалила». Кроме того, в диплом входят заключение, библиографический список и приложения.

ГЛАВА 1. Знаки Божественного присутствия в творчестве Оливье Мессиана

1.1 Истоки Божественного в творчестве Мессиана

Рассуждая об истоках Божественного в творчестве Оливье Мессиана, необходимо ответить на ряд вопросов. Первый из них связан с тем, как осмысливает проблему присутствия Бога в своём творчестве сам композитор. С одной стороны, устремлённость к божественному может проявляться «косвенным путём: через художественную форму как таковую, через её гармонию, совершенство, через открытость Высшему Свету и Высшему Благу» [Зенкин, ст. Слово в муз мире… стр 2]. С другой стороны, само смысловое содержание произведений, их порграммность может прямо говорить о Высшем мире. Мессиан в своём творчестве проявляет обе эти тенденции, утверждая идею Божественного и с помощью «формы» (в широком смысле слова, то есть - через совокупность художественных выразительных средств), и с помощью «содержания» (идей произведения, его общей концепции, смысловых пространств затрагиваемых проблем).

Отражая Божественное прямо и косвенно в своих произведениях, Мессиан словно проходит несколько стадий его постижения, которым соответствует смена парадигмы художественного мышления, изменение проблематики творчества, обновление музыкального языка. При этом феномен Божественного Мессиан - художник и учёный - старается увидеть каждый раз с новой стороны. По словам композитора, в его музыке «сочетается католическая вера, миф о Тристане и Изольде и весьма широкое использование пения птиц» [Клод Самюэль, стр 2]. Этим трём областям творчества, трём сферам претворения идеи Божественного соответствют три этапа жизненного пути Мессиана.

Первый период (10-е - 30-е гг.) характеризуется преобладанием теологических идей в творчестве композитора. По свидетельству Мессиана, католические истины усваивались им прежде всего, в семье, где царил дух веры и поклонения искусству. И естественно, что духовный мир Мессиана сложился под эгидой религиозного чувства - вера стала для него основным и неиссякаемым источником вдохновения. Данный факт нашёл своё отражение в творческих исканиях композитора. В беседах с Клодом Самюэлем Мессиан говорит: «Первая мысль, которую я хотел выразить, мысль самую главную, потому, что она стоит превыше всего, это существование истин католической веры. Я имею счастье быть католиком: так случилось, что тексты священного писания потрясли меня с самого детства. Поэтому некоторое число моих произведений посвящено тому, чтобы пролить свет на некоторые теологические истины католической веры» [К. Самюэль «Беседы с Оливье Мессианом» с 2]. К произведениям, написанным на религиозную тематику, относятся органные сочинения «Рождество Господне» (1935), «Тела нетленные» (1939), «Квартет на конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1941), «Образы слова Аминь» для двух фортепиано, «Три маленьких литургии для хора с оркестром» (1944), «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944).

«Священное Писание» для музыки композитора - мощнейший источник идей, которые проявляются в духе христианского мироощущения, восхищения перед любым Божьим творением и бесконечного смирения перед величием Божьих деяний. Среди текстов Библии главное место принадлежит Новому Завету и более всего - «Откровению Иоанна Богослова», что нашло отражение в труде Мессиана, «Трактате о ритме, цвете и орнитологии». Идеям вечности Бога Мессиан находит подтверждение в Псалтири и других книгах Ветхого Завета. Помимо собственно Священного Писания, мы находим у композитора следы влияния францисканской литературы. По выражению Т. В. Цареградской, для Мессиана особенно важными были «деяния Св. Франциска и его братьев или так называемая “цветочная литература”, в рамках своего жанра являющаяся наиболее художественной и индивидуализированной» [Цареградская, с 85].

Среди источников идей для композитора можно также назвать Фому Аквинского и его трактат «Сумма теологий». Постоянные ссылки в музыкальном творчестве Мессиана и в его исследовательских трудах говорят о том, что композитор так или иначе воспринял такое влиятельное религиозно-философское течение XX века как неотомизм, содержащий возможность сочетания веры как главной опоры человеческого духа и самого широкого познания. Мессиан не просто верующий католик, но и религиозный мыслитель.

По своим религиозным взглядам Мессиан был неотомистом, но весь стиль его художественного мира, как и характер программ его сочинений, по мнению Зенкина [Зенкин слово как знак бож, с 2] выдают близость линии христианского неоплатонизма. Многовековая традиция этой линии была в ХХ веке подытожена и фактически завершена монахом Андроником, утверждавшим, что проявлением Бога в сотворённом мире являются символ, ритм и симметрия. Все эти три категории для музыки Мессиана имеют колоссальное, поистине основополагающее значение.

Ритм понимался Мессианом как основа всей музыки: «Для ритма звук -- музыкальный или нет -- часто только его окраска: она стоит последней в ряду Длительностей, Числа и их восприятия» [Цареградская Т.В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М., 2002,]. Несомненно, что увлечение числом для Мессиана -- не только проявлением конструктивизма, но прежде всего религиозного символизма. По мнению Цареградской, композитор-католик знал восходящую к Августину (стоявшему у исто...

Другие файлы:

Знаки божественного в творчестве Оливье Мессиана на примере симфонии "Турангалила"
Истоки божественного в творчестве композитора. Особенности музыкального языка в аспекте божественного. Интродукция "Турангалилы". Тема Статуи и Цветка...

Разработка системы для автоматического анализа цифровых изображений номерных знаков автомобилей
Исследование вертикальных проекций яркости и размаха яркости. Программная реализация алгоритма автоматического анализа цифровых изображений номерных з...

Величие Бога
По мнению автора этой книги, современные христиане утратили понятие о величии Бога, лишившись тем самым и религиозного благоговения, и ощущения Божест...

Формы авторского присутствия в ранней драматургии Н.В. Коляды (на материале сборника "Пьесы для любимого театра")
Проблема авторского присутствия в драматическом произведении. Творчество Н.В. Коляды в зеркале критики. Внесубъектные и субъектные формы авторского пр...

Третья симфония Н.Я. Мясковского. Космогония и драма
Мясковский Н.Я. как один из крупнейших композиторов ХХ века, основоположник советского симфонизма. Предпосылки трагедийной концепции симфонии Мясковск...