Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Исследование беспометной нотной графики и раскрытие теоретических основ знаменного пения

Тип: статья
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Описание правил, отражающих состояния знаменного пения. Изучение стилистических закономерностей демественного распева. Разработка вспомогательных дисциплин по музыкальной медиевистике. Сравнительное сопоставление пометных и беспометных знаменных строк.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Исследование беспометной нотной графики и раскрытие теоретических основ знаменного пения

Анатолий Павлович Мохонько

Певческие азбуки представляют собой одну из трех относительно самостоятельно существующих составных частей знаменного пения. Две другие его части составляют напев и знаменная нотация. Как и во всякой знаковой системе, в знаменном пении наиболее подвержен изменениям напев, точнее,-- его произносительная часть. В определенные моменты изменения напева начинают заходить за пределы возможностей их выражения в существующей графике, что влечет, в свою очередь, и к изменениям нотации -- той ее части, которая оказывается неспособной к изображению мелодических инноваций. Для разработки и описания новых правил, отражающих новые состояния знаменного пения, в певческих азбуках перерабатываются старые и создаются новые разделы.

Наиболее точную и объективную периодизацию знаменного пения позволяют сделать наблюдения над сменами простановок знамен в певческих рукописях, в сопоставлении с переменами редакций певческих азбук. Анализ же самого содержания всех редакций азбук помогает описать его историю.

Знаменное пение, имеющее более чем семивековую историю, возвращается в современную исполнительскую практику многих тысяч музыкальных произведений русского средневековья. Демественный распев является одним из древних видов знаменного распева. Первые упоминания о нем относятся к XI веку. Демественный распев получил широкое распространение в последующих XVI-XVII веках. Однако изучение стилистических закономерностей находится в поле зрения и современных исследователей.

Осуществленные ранее русскими и зарубежными исследователями отдельные публикации азбук заметно сказались на последующей теоретической разработке вопросов знаменного пения. Наибольшее влияние на становление науки о древнерусской музыке оказали, в частности, дореволюционные издания азбук И.П. Сахарова, В.М. Металлова, С.В. Смоленского. В наше время эта традиция была возобновлена В.В. Протопоповым, Э. Кошмидером, Г.А. Никишовым и М.В. Бражниковым [1].

Российскими учеными решаются и промежуточные задачи: разработка вспомогательных дисциплин по музыкальной медиевистике; выявление музыкально-теоретических основ знаменного пения среднего периода из сравнительного сопоставления пометных и беспометных знаменных строк; реконструкция его терминологии и музыкально-теоретических принципов путем исследования и публикации всех редакций певческих азбук.

Дальнейшим этапом стало рассмотрение древнерусского пения во взаимосвязи с теорией и практикой византийского пения. В этом ряду определённым достижением стоит работа доктора искусствоведения, профессора Д.С. Шабалина "Певческие азбуки Древней Руси" [2]. Эта работа может рассматриваться как прямое продолжение исследования М.В. Бражникова, изложенного им в труде "Древнерусская теория музыки" [3], благодаря восполнению отсутствующего в нем текстового материала из певческих руководств. Данная теоретическая концепция Д.С. Шабалина достаточно заметно отличается, однако, от системы взглядов на данную проблематику М.В. Бражникова и других исследователей. Исследование Шабалина излагается в виде относительно кратких положений, углубляющих и уточняющих те или иные воззрения предшественников, не указывая на них, и не вступая с ними в дискуссию. Такая форма выражения может показаться на первый взгляд чрезмерно гипотетичной и не достаточно обоснованной.

В исследовании представлены более 100 азбук -- практически все сохранившиеся тексты всех типов певческих руководств во всех редакциях. Для издания тексты азбук и их переводы тщательно выверены и отредактированы. Общая публикация всех разделов из всех певческих руководств делает, таким образом, доступным для широкого круга музыкантов, филологов, всех интересующихся историей русской культуры полное собрание специально обработанных, переведенных и прокомментированных учебно-теоретических материалов по древнерусской музыке. Поэтому так значительна актуальность сводной публикации всех рукописных материалов по древнерусской теории музыки, представленной Д.С. Шабалиным в обработанном для дальнейших исследований виде.

Шабалин Д.С. использовал тексты певческих руководств XV-XX вв., хранящиеся в рукописных отделах Российской государственной библиотеки (г. Москва), Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Государственного исторического музея (г. Москва), Института русской литературы (Пушкинский дом) АН РФ (г. Санкт-Петербург), авторскую коллекцию. знаменный пение демественный медиевистика

Впервые в одном издании, за немногими исключениями, опубликованы все музыкально-теоретические и учебные пособия по знаменному пению; выявлены азбуки, отражающие теорию музыки древнейшей эпохи, определены методы обучения по ним; опубликованы впервые самые ранние редакции пометных азбук, уникальный текст казанской азбуки и тексты оригинальных редакций многих других руководств; впервые в книге раскрывается происхождение киевского знамени; осуществлена заново и в расширенном виде типология певческих руководств; уточнены значения знамен, помет и признаков и показано их происхождение; в общем плане определена исходная ладовая система знаменного пения, выявлен механизм эволюции ладового осмогласия и его перехода в осмогласие попевочное; заново проведена наиболее объективная и точная периодизация знаменного пения; впервые устанавливается система музыкально-теоретической терминологии и выясняется механизм ее образования.

Таким образом, сберегая рукописные оригиналы, являющиеся бесценным национальным достоянием, исследование Д.С. Шабалина делает их тексты широкодоступными для изучения в курсах по теории и истории русской музыки и музыкального исполнительства, для исследований и популяризации отечественной музыкальной культуры, для привлечения, по мере распространения издания, все большего числа исследователей к решению проблем раскрытия беспометного знаменного пения.

Типология певческих руководств определила и структуру издания. Тексты азбук в книге сгруппированы по типам, хотя для поздних руководств такое разделение может выглядеть несколько искусственно. В них хронологически и типологически разнородные тексты срослись в целостные своды, так как создаваемые вновь типы азбук не вытесняли азбук-предшественников. Для сопоставительного изучения текстов певческих азбук публикация Д.С. Шабалина целесообразна и тем более их аналитическая публикация. Оригинальная последовательность разделов легко восстанавливается по приводимому в конце книги указателю рукописей: в круг задач составителя входило публиковать разделы-типы азбук из одних и тех же рукописей.

Родоначальником византийского осмогласного знаменного пения, по свидетельству передаваемой из века в век записи в певческий книге Октоих, является Иоанн Дамаскин. Сомневаться в этом нет оснований -- именно он, вероятнее всего, разработал в середине VIII в. на базе системы просодико-припевающего чтения осмогласную ладовую систему и столповую знаменную нотацию, установил композиционные правила составления песнопений, приспособив все это к восьминедельному певческому циклу воскресных служб. Во все времена для обучения нотной грамоте требуются специально составленные учебные пособия, не могло их не быть, поэтому, и в эпоху Иоанна Дамаскина.

Перевод во второй половине IX в. византийского пения на славянский знаменует собой, таким образом, рождение славянского, а в последующем -- и древнерусского столпового знаменного пения, нового и вполне оригинального вида церковной монодии. По сходным обстоятельствам к славянскому знаменному пению относятся переводы песнопений и других стилей византийского пения -- экфонетического и кондакарного.

Византийское пение периода от Иоанна Дамаскина до его перевода на славянский, считает Д.С. Шабалин, предысторией знаменного пения. Собственно же история древнерусского знаменного пения и, в частности, ее ранний период начинается со времени его перевода на славянский язык. До официального принятия Русью христианства знаменное пение применялось в богослужении болгарами и крещеными киевлянами. За столетие с небольшим, от перевода в IX в. и до крещения Руси в конце X в., существенных изменений оно претерпеть не могло.

Исследователь обозначил ранний период распространения знаменного пения, который продолжался от середины IX до середины XV вв. вместе с православием сначала по Болгарии, а затем -- и по Руси. За шесть столетий этого периода знаменное пение не могло не измениться, особенно в части напева, однако не столь значительно, как это может показаться, поскольку его устойчивость поддерживалась самой процедурой освоения, всегда стремящегося сохранить подлинность осваиваемого, а также освященностью византийским происхождением. Но, так или иначе, в напев включались более удобные для славянского произношения и более приемлемые для его слуха мелодические ходы голоса. Как правило, они не находили отражения в нотной записи -- переписывать целые книги на всем пространстве Руси для отражения каждого новонайденного мелодического оборота было бы слишком расточительно.

По мнению Д.С. Шабалина, средний период продолжался от середины XV до середины XVII вв. Это период дальнейшего и еще более бурного мелодического развития и утверждения в знаменном пении попевочного стиля. В этот период возникают новые виды знаменного пения -- путное, отличавшееся, если судить по позднейшим его напевам, мелизматическим стилем, и песенно-напевное -- красное -- демественное пение. Для их изображения был разработан на основе столпового знамени особый вид нотации -- путно-демественное (или казанское) знамя.

А п...

Другие файлы:

Формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения в культурно-досуговом учреждении
Исследование теоретических основ резонансной техники пения, основных физических свойств резонаторов голосового аппарата певца, их функций в певческом...

Азбука знаменнaго пѣнiя
Описание: "Азбука знаменного пения" (Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца (1668-го года)) - является обширным комментарием замеч...

Слово в защиту народности церковного пения
В настоящее время, среди исследователей русского церковного знаменного пения, а также и исполнителей оного, бытует следующее спорное мнение, что старо...

Партесное пение
В исторической науке XVII столетие принято называть «переходной эпохой», подготовившей реформы Петра Великого. Современники назвали свой век «бунташны...

Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения
Конец 80-х - начало 90-х годов минувшего XX-го века ознаменовано в России возвращением к Православию, православным традициям, после 70-летнего тяжелей...