Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Инструментальная музыка XVII века. Оперная реформа

Тип: шпаргалка
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Процесс размежевания светской и церковной профессиональной музыки, рождение оперы в XVII веке. Симфонические полифонические средства музыкально-драматической характеристики оперной драматургии в произведениях Бетховена, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Генделя.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Билет 1

1. Опера 17 века. В 17 веке завершается длительный процесс размежевания светской и церковной профессиональной музыки, благодаря чему сделалось возможным рождения оперы. Опера - вид синтетического искусства - объединяет театр, поэзию, танец, музыку. Слово опера в переводе с итальянского означает «труд», «сочинение». Первые оперы появились в Италии, во Флоренции. Создавалась опера в Италии, Франции, Германии, Англии. Слово опера в переводе с итальянского означает «труд», «сочинение». Первоначально музыкальный спектакль называли «dramma per musica» - «драма на музыке» или «музыкальная драма», к чему добавляли - опера, то есть труд такого-то композитора. Первые оперы появились в Италии, во Флоренции на рубеже XVI - XVII столетий. Их авторы Джованни Барди и Якопо Корси. Кружок флорентийской камераты Члены камераты были большими поклонниками античного искусства и мечтали возродить древнегреческую трагедию. По сохранившимся описаниям они знали, что во время представления трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида актеры не проговаривали, а пропевали текст, и что там участвовал поющий и танцующий хор. Однако какова была музыка в древнегреческом театре, они не имели ни малейшего представления, поскольку никакого документального материала у них не было (немногие сохранившиеся записи еще не были расшифрованы). Тем не менее, из высказываний античных философов и поэтов они сделали вывод, что манера исполнения античных актеров представляла собой нечто среднее между пением и обычной речью, и попробовали создать мелодию такого же типа. Результатом их экспериментов было создание речитатива - речевой мелодики. Это была вокальная мелодия полунапевного, полудекламационного характера, предназначенная для сольного исполнения с инструментальным сопровождением. Первая опера, созданная во Флоренции, не сохранилась. Две другие появились почти одновременно и были написаны на один и тот же сюжет известного мифа об Орфее. Обе оперы назывались одинаково - «Эвридика». Музыку одной из них написал Якопо Пери, а другой - Джулио Каччини. Автор текста - поэт Ринуччини. Для первых флорентийских опер было характерно: господство речитатива, отсутствие арий и ансамблей, статичность действия, первые классические произведения. Их автором стал Клаудио Монтеверди. (1567-1643) - итальянский композитор, опера превратилась в произведение музыкальное: музыка стала занимать не подчиненное, а главное место., Монтеверди создал остро напряженный, драматический речитатив - с внезапными сменами темпа и ритма, выразительными паузами. в кульминациях своих опер он включал арии, где мелодия носила уже не декламационный, а певучий характер. ярко раскрывать внутренний мир своих героев.Первые оперы Монтеверди - «Орфей» и «Ариадна» «Коронация Поппеи», в Риме, кардинал Барберини построил первый специально оперный театр. Католическая церковь вообще покровительствовала новому жанру, преследуя религиозно-пропагандистские цели. сюжеты римских опер - жития святых и нравоучительные повести о раскаявшихся грешниках.. Среди римских композиторов выделяются Стефано Ланди и Лоретто Виттори, которому принадлежит одна из лучших опер этой школы «Галатея». Опера в Венеции. За короткое время в городе появилось несколько общедоступных городских театров. Венецианские театры были не только очагами культуры, но и коммерческими предприятиями, главная цель которых - делать сборы. В связи с этим опера стала зависеть от вкусов широкой публики. Опера должна была увлекать, не утомлять излишней серьезностью, быть жизненной и понятной простым венецианцам. С этой целью стали впервые печатать в специальных маленьких книжечках краткое содержание опер (такие книжечки назывались либретто - в переводе «книжечка»). Оперные сюжеты насытились захватывающими приключениями (внезапными нападениями, землетрясениями, дуэлями, погонями). Среди композиторов венецианской оперной школы следует выделить последователей Монтеверди Франческо Ковалли и Марка Антонио Чести. К концу XVII века - сложилась оперная школа в Неаполе, Она сразу заявила о себе как произведение, в котором ведущей силой является не поэзия, а музыка, пение. Именно в Неаполе утвердился тот вид оперного пения, который получил название bel canto (прекрасное пение). Под ним понимается умение плавно, красиво исполнять певучую мелодию широкого дыхания (кантилену), причем сохранять эту плавность постоянно. Стиль бельканто требует от певца высшего мастерства: виртуозного владения дыханием, ровного звучания голоса во всех регистрах, блестящей техники. Пение это вызывало заслуженные восторги у слушателей. Стиль bel canto способствовал расцвету арии, получившей явный перевес над речитативом. Неаполитанцы ввели в практику типовые арии, которые долгое время господствовали на оперной сцене. По форме арии XVII века представляли собой тип da capo, состоящий из трех частей. Третья часть, реприза, как правило, украшалась певцами всевозможными руладами. Композиторы неаполитанской оперной школы четко определили и разграничили назначение основных оперных форм - арии и речитатива: ария концентрировалась на выражении какого-то определенного чувства, выражая отношение действующих лиц к происходящему, речитатив же развивал действие в диалоге или повествовании о каком-либо событии.В рамках неаполитанской школы, в творчестве Аллесандро Скарлатти, сложился новый оперный жанр - опера-seria (итальянское seria - серьезная). Типовыми особенностями этого оперного жанра были: мифологический или историко-легендарный сюжет с запутанной, нередко малоправдоподобной интригой и обязательной счастливой концовкой; знатное Речитатив же постепенно всё более терял свое значение; господство пения и отступление драмы (того, что происходит на сцене) на задний план, то есть безразличное отношение к содержанию. Роль оперы-seria в развития оперного жанра чрезвычайно велика: именно с ее появления начался подлинный расцвет оперного жанра, как произведения прежде всего музыкального. В противовес опере-seria в 30-х годах следующего, XVIII века, в Неаполе возникла опера-buffa - комическая, причем родилась она внутри серьезной оперы из так называемых интермедий - тех забавных комедийных сценок, которые вставлялись в оперу-seria для развлечения публики. Начало жанру положила «Служанка-госпожа» Перголези. Успех этой веселой интермедии был настолько сенсационным, что она совершенно затмила серьезную оперу, в рамках которой исполнялась, в результате ее стали давать отдельно, как самостоятельное произведение. Мастерами buffa были Галуппи, Пиччини, Паизиелло, Чимароза. Из Италии опера очень быстро распространилась в других европейских странах, став уже к середине XVII века одним из самых популярных жанров. С трудом пробивала себе дорогу НЕМЕЦКАЯ ОПЕРА. Первая немецкая опера «Дафна» появилась в 1627 году. Ее автором был Генрих Шютц, Лишь с 60-х годов XVII века начинается новый этап становления оперного искусства в Германии. В крупных немецких городах - Дрездене, Гамбурге, Лейпциге - открываются оперные театры, в которых, однако, прочно обосновываются итальянские оперные труппы, ставящие итальянские оперы. Единственное исключение - Гамбург, где оперному театру некоторое время удается сопротивляться итальянскому господству. Только там ставятся оперные спектакли на родном немецком языке. Немецкий композитор Рейнгарда Кайзера, произведения которого пользовались небывалым успехом. Среди его лучших опер - «Октавия», «Нерон», «Лейпцигская ярмарка».

Особая судьба постигла оперу в Англии. Первая английская национальная опера - «Дидона и Эней» - принадлежит Генри Пёрселлу. «Дидона» строится на чередовании отдельных номеров - сольных, ансамблевых, хоровых (такая структура называется номерной). Вместе с тем, в ней налицо стремление объединить номера в сцены. Единственной страной, которая в XVII веке сумела оградить себя от влияния итальянского оперного театра, была Франция. Первую попытку создания французской оперы предприняли поэт Пьер Перрен и композитор Робер Камбер. По их предложению в Париже был открыт публичный оперный театр Grand Opera. Однако подлинным творцом французской оперы считается Жан Батист Люлли, создавший эталон французского музыкального стиля.Композитор называл свои оперные сочиненияи «лирическими трагедиями» (буквально: трагедия под лиру, то есть поющаяся, музыкальная). Среди опер Люлли наиболее известны «Ариадна», «Атис», «Армида», «Ацис и Галатея», «Тезей». Опера Люлли - по форме монументальный спектакль из 5 актов с обязательным прологом (итальянская серьезная опера была трехактной). По стилю оперы Люлли тесно связаны с национальными традициями французской культуры, в первую очередь - с французским драматическим театром.

2. И.С Бах. Органное творчество. Токката и фуга ре-минор. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах -- непревзойдённый мастер полифонии. Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений.

Органное творчество:

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токк...

Другие файлы:

Музыка и её типы
Вокальная, инструментальная и вокально-инструментальная музыка. Основные жанры и музыкальные направления вокально-инструментальной музыки. Популярност...

Таможенная реформа XVII века
Экономическое состояние Русского государства в начале XVII века, внутренняя политика. Причины экономических преобразований. Таможенная реформа царя Ал...

Инструментальная музыка барокко

Культура России XVII века
Семнадцатый век в истории России феодального периода. Культурные достижения XVII века. Материальная культура, ремесленничество. Устное народное творче...

Роль музыки в организации празднеств и развлечений в XVII-XX веках
Музыка с точки зрения ее значения в мероприятиях развлекательного характера и празднествах. Роль музыки в развлечениях XVII-XIX веков. Досуговые занят...