Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Жизнь и творчество Бориса Тищенко

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Понятие интерстилевого диалога в композиторской поэтике ХХ столетия. Жизненный путь народного артиста России Бориса Ивановича Тищенко. О некоторых тенденциях в творчестве композитора. Черты театральной драматургии в инструментальных сочинениях Б. Тищенко.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Жизнь и творчество Бориса Ивановича Тищенко

9 декабря стало чёрным днём в мире классической музыки - в Санкт-Петербурге после продолжительной болезни умер Борис Тищенко - один из видных музыкантов советской композиторской школы.

Народный артист России Борис Иванович Тищенко родился 23 марта 1939 года в Ленинграде. Вся жизнь музыканта была связана с этим городом - здесь он окончил Музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова и Ленинградскую консерваторию по классу Галины Уствольской. В консерватории Тищенко помимо композиции также учился как пианист (у А. Логовинского), по классу композиции у В. Салманова, затем -- В. Волошинова и О. Евлахова, в аспирантуре -- у Дмитрия Шостаковича, с которым позже сложились дружеские отношения. Именно ему автор посвятил Третью и Пятую симфонии - последняя была написана уже после смерти Шостаковича.

Изданная Борисом Тищенко переписка с Шостаковичем рассказывает о многих интересных моментах их общения, в том числе споров. Влияние Шостаковича на творчество Тищенко было значительным, но не подавляющим - Борис Иванович смог выработать свой собственный, узнаваемый стиль в музыке. Важнейшим источником творческих исканий Тищенко были культуры восточных стран - Индии, Китая, Японии, а также фольклор, - в годы обучения в консерватории композитор принимал участие в фольклорных экспедициях.

Борис Иванович достаточно рано оказался, как он сам говорил, в «большой музыке». В 1963 году по просьбе Мстислава Ростроповича он написал Первый виолончельный концерт, который завоевал I премию на международном композиторском конкурсе «Пражская весна--1966». С 1965 года Тищенко начинает преподавать в Ленинградской консерватории, с 1974 ведет класс композиции. Тищенко воспитал огромное количество учеников, в Петербурге его считали преемником Д.Д. Шостаковича - педагогические занятия проходили в той же аудитории, где до этого преподавал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Среди учеников Тищенко немало известных композиторов.

Сочинения Тищенко звучали и продолжают звучать в исполнении лучших коллективов города. В 1974 году режиссером Юрием Любимовым в Ленинградском Малом Театре была осуществлена постановка балета Бориса Тищенко «Ярославна» по сюжету «Слова о полку Игоревом» - после премьеры этого балета Борис Иванович стал признанным классиком советской музыки. Главными жанрами в его творчестве были симфония и инструментальный концерт, однако композитором написано много и камерной музыки для разных составов - вокальные циклы, фортепианные сонаты, музыка к различным театральным постановкам и кинофильмам.

Борис Иванович Тищенко - один из видных советских композиторов послевоенного поколения.

Он автор известных балетов "Ярославна", "Двенадцать"; сценических произведений на слова К. Чуковского: "Муха-цокотуха", "Краденое солнце", "Тараканище". Композитором написано большое количество крупных оркестровых произведений - 5 беспрограммных симфоний (в т.ч. на ст. М. Цветаевой), "Sinfonia robusta", симфония "Хроника блокады"; концерты для фортепиано, виолончели, скрипки, арфы; 5 струнных квартетов; 8 фортепианных сонат (в т.ч. Седьмая - с колоколами); 2 скрипичные сонаты и др.

К области вокальной музыки Тищенко относятся Пять песен на ст. О. Дриза; Реквием для сопрано, тенора и оркестра на ст. А. Ахматовой; "Завещание" для сопрано, арфы и органа на ст. Н. Заболоцкого; кантата "Сад музыки" на ст. А. Кушнера. Им оркестрованы "Четыре стихотворения капитана Лебядкина" Д. Шостаковича. Перу композитора принадлежит также музыка к кинофильмам "Суздаль", "Гибель Пушкина", "Игорь Саввович", к спектаклю "Собачье сердце".

Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию (1962-1963 гг.), его учителями по композиции были В. Салманов, В. Волошин, О. Евлахов, в аспирантуре - Д. Шостакович, по фортепиано - А. Логовинский. Сейчас он сам профессор Ленинградской консерватории.

Тищенко сложился как композитор очень рано - в 18 лет написал Скрипичный концерт, в 20 - Второй квартет, вошедшие в число лучших его сочинений. В его творчестве наиболее рельефно выделились народно-старинная линия и линия современной эмоциональной экспрессии.

По-новому освещая образы древнерусской истории и русского фольклора, композитор любуется колоритом архаики, стремится передать веками сложившееся народное миросозерцание (балет "Ярославна" - 1974, Третья симфония - 1966, части Второго (1959 г.), Третьего квартетов (1970 г.), Третьей фортепианной сонаты - 1965 г.).

Русская протяжная песня для Тищенко - и духовный, и эстетический идеал. Постижение глубинных пластов национальной культуры позволило композитору в Третьей симфонии создать новый тип музыкальной композиции - как бы "симфонию наигрышей"; где оркестровая ткань сплетается из реплик инструментов. Проникновенная музыка финала симфонии ассоциируется с образом стихотворения Н. Рубцова - "тихая моя родина".

Примечательно, что древнее миросозерцание привлекло Тищенко также и в связи с культурой Востока, в частности благодаря изучению средневековой японской музыки "гагаку". Постигая специфические черты русского народного и древнего восточного миросозерцания, композитор выработал в своем стиле особый тип музыкального развития - медитативную статику, при которой изменения в характере музыки наступают очень медленно и постепенно (длительное соло виолончели в Первом виолончельном концерте - 1963 г.).

В воплощении типичных для XX в. образов борьбы, преодоления, трагического гротеска, высшего духовного напряжения Тищенко выступает как продолжатель симфонических драм своего учителя Шостаковича. Особенно ярки в этом отношении Четвертая и Пятая симфонии (1974 и 1976).

Четвертая симфония чрезвычайно масштабна - она написана для 145 музыкантов и чтеца с микрофоном и имеет протяженность более полутора часов (т. е. целый симфонический концерт). Пятая симфония посвящена Шостаковичу и непосредственно продолжает образность его музыки - повелительные ораторские провозглашения, лихорадочные нагнетания, трагедийные кульминации и наряду с этим - долгие монологические размышления. Она пронизывается мотивом-монограммой Шостаковича (D-(e)S-С-Н), включает цитаты из его сочинений (из Восьмой и Десятой симфоний, Сонаты для альта и др.), а также из сочинений Тищенко (из Третьей симфонии, Пятой фортепианной сонаты, Концерта для фортепиано). Это своеобразный диалог младшего современника со старшим, "эстафета поколений".

Впечатления от музыки Шостаковича сказались и в двух сонатах для скрипки и фортепиано (1957 г. и 1975 г.). Во Второй сонате главный образ, начинающий и завершающий произведение, - патетическая ораторская речь. Соната эта очень необычна по композиции - она состоит из 7 частей, в которых нечетные составляют логический "каркас" (Прелюдия, Соната, Ария, Постлюдия), а четные - экспрессивные "промежутки" (Интермеццо I, II, III в темпе presto). Балет "Ярославна" ("Затмение") написан по мотивам выдающегося литературного памятника Древней Руси - "Слова о полку Игореве" (либр. О. Виноградова).

Оркестр в балете дополнен хоровой партией, усиливающей русский интонационный колорит. В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина "Князь Игорь", композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска. Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные "завывания" у оркестра ("Степь смерти"), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

Особый замысел имеет Первый концерт для виолончели с оркестром. "Нечто вроде письма к другу", - говорил о нем автор. В композиции осуществлен новый вид музыкального развития, подобный органическому росту растения из зерна. Концерт начинается с одиночного звука виолончели, который далее разрастается "отрогами, побегами". Словно сама собой рождается мелодия, становящаяся авторским монологом, "исповедью души".

Вслед за повествовательным началом автор излагает бурную драму, с острой кульминацией, сменяющейся уходом в сферу просветленного размышления. "Первый виолончельный концерт Тищенко я знаю наизусть", - говорил Шостакович. Как все композиторское творчество последних десятилетий XX в., музыка Тищенко эволюционирует к вокальности, которая восходит к первоистокам музыкального искусства.

Творчество Бориса Ивановича Тищенко

В панораме современного искусства произведения Бориса Ивановича Тищенко занимают уникальное положение. Вряд ли стоит напоминать о том, насколько сложным оказалось развитие музыки в ХХ веке. Наверное, самое главное испытание, которое ей суждено было преодолеть - это стремление к радикальному новаторству, которое нередко оборачивалось почти полной потерей индивидуальности стиля. Сочинения Тищенко обладают редким свойством моментальной узнаваемости - буквально по первым нотам и тактам. Они образуют мир, властно утверждающий свои законы и требующие от слушателя максимальной концентрации мысли. Цельность, емкость художественных проблем, постоянное ощущение творческой ответственности - вот лишь самые главные координаты личности композитора.

Вся жизнь Бориса Тищенко связана с Петербургом, где он родился 23 марта 1939 года, именно здесь началось его становление как музыканта. В первую очередь, здесь следует вспомнить о годах обучения в Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, в котором Тищенко занимался по фортепиано у В. Михелис и композицией в классе Г. Уствольской. Ее воздействие оказалось мощным и плодотворным - не случайно авторский голос Тищенко зазвучал в полную силу уже в ранних произведениях (среди них - фортепианные Вариации, с которыми он поступил в кон...

Другие файлы:

О музыке Бориса Тищенко
Книга посвящена творчеству ленинградского композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Бориса Ивановича Тищ...

Фортепианные сонаты Бориса Тищенко (исследовательский очерк)
Творчество Б.И. Тищенко — крупнейший вклад в современную отечественную культуру. Пристального внимания заслуживают произведения композитора во всех жа...

Жизнь и творчество Бориса Михайловича Кустодиева
Краткая биографическая справка из жизни Бориса Кустодиева. Роль художника в истории искусства. Творчество: живопись, театральные работы. Краткий анали...

Вокальное творчество Бориса Темирканова
Роль династии Темиркановых в музыкальной жизни современной Кабардино-Балкарии. Становление Бориса Темирканова как музыканта, дирижёра и композитора. О...

Творчество Бориса Ручьева
Детские годы Бориса Александровича Ручьева. Обучение в школе крестьянской молодежи. Становление поэта. Пейзажные зарисовки из стихотворений. Летописец...