Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Жанровые особенности произведений А. Чайковского "Царь Никита и сорок его дочерей" и "Мотя и Савелий"

Тип: дипломная работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Творчество Александра Владимировича Чайковского. Истории создания комической оперы "Мотя и Савелий". Сравнение сказки А. Пушкина и либретто оперы А. Чайковского "Царь Никита и сорок его дочерей". Жанровые особенности. Творчество ансамбля "Терем-Квартет".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Александр Владимирович Чайковский - талантливый и неординарный российский композитор А.В. Чайковский родился 19.02.1946 в Москве, в музыкальной семье. Его отец окончил Московскую консерваторию как пианист (1941), после Великой Отечественной войны он заведовал музыкальной частью Московского театра киноактёра, с конца 1950-х гг., в течение 20 лет, был директором Московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, консультантом по вопросам музыкальных театров в Министерстве культуры РСФСР. Автор ряда оперных и балетных либретто. Владимир Александрович Чайковский - Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия. Известный композитор Борис Александрович Чайковский - дядя А.В. Чайковского. Последний окончил Центральную музыкальную школу, затем Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по фортепиано (класс Г.Г. Нейгауза, затем Л.Н. Наумова) и композиции (класс Т.Н. Хренникова).. В конце уходящего века он написал две оперы - «Царь Никита…» (1997) и «Мотя и Савелий» (1999), которые стали значимыми вехами на его восходящем творческом пути О значимости фигуры А. Чайковского свидетельствует хотя бы тот факт, что его опера «Один день Ивана Денисовича» номинировалась на Национальную премию «Золотая маска» (2010). Сегодня он работает над оперой «Оливер Твист» по заказу Детского музыкального театра им. Н. Сац, «Шахматной новеллой» по С. Цвейгу для Московской консерватории, вокально-симфоническим циклом на стихи А. Ахматовой, А. Блока, З. Гиппиус, С. Есенина о Первой мировой войне по заказу правительства города Липецка, над кантатой о художнике В. Сурикове по заказу города Красноярска. Недавно в Московском камерном театре с успехом прошла премьера его оперы «Альтист Данилов» по повести В. Орлова с Ю. Башметом в главной роли. В приложении 1 имеется фотография композитора. См. Иллюстрацию 1.. Оба названных сочинения прошли проверку временем: прозвучав сразу же после создания, они в дальнейшем неоднократно привлекали к себе внимание постановщиков и слушателей. Однако пока не удалось обнаружить ни одной крупной музыковедческой работы, ни об этих произведениях, ни об их авторе. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучить эти два опуса. Их необычность заключается уже в том, что главным участником исполнения является ансамбль русских народных инструментов - известный петербургский «Терем-Квартет» Фотографии «Терем-Квартета» см. в Приложении 1, Иллюстрации 2, 3. Кроме того, представляется, что названные оперы обладают художественной ценностью и интересны как образцы современного решения жанра.

Творчество А. Чайковского обширно. Оно охватывает и крупные (опера, балет, симфонические произведения, концерты), и камерные (трио, квартеты, квинтеты, сонаты) жанры. С самого начала своего творческого пути он заявил о себе как о независимом, самобытном художнике. Не только его жизненная позиция, но и идейно-содержательная сторона создаваемых им произведений, сама манера письма отличают его от других композиторов.

Объединяет оба сочинения один автор литературного первоисточника. Для написания А. Чайковским либретто первой оперы «Царь Никита…» была избрана одноимённая сказка А. Пушкина, а основу для второй - «Мотя и Савелий» - составила его же маленькая трагедия - «Моцарт и Сальери».

Цель дипломной работы - на основе разностороннего изучения произведений А. Чайковского «Царь Никита и сорок его дочерей» и «Мотя и Савелий» определить их жанровые особенности.

Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:

- изучение научной литературы по заявленной проблематике;

- поиск, обобщение и систематизация информации об истории создания произведений, о дальнейшей судьбе постановок;

- ознакомление с творчеством «Терем-Квартета»;

- сравнение литературных первоисточников и либретто опер;

- выявление признаков комического, присутствующих в операх А. Чайковского.

Материалами для работы послужили две оперы А. Чайковского - «Царь Никита и сорок его дочерей» и «Мотя и Савелий» (партитуры, клавир, аудиозаписи Записи опер «Царь Никита…» и «Мотя и Савелий» сделаны в Камерном зале Московской филармонии 17 января 2010 года.). Существенную пользу принесли беседы с композитором (2012-2014) Одна беседа с А. Чайковским, состоявшаяся 28 октября 2012 года, оформлена в виде интервью. Оно размещено в Приложении 3., а также с исполнителями-инструменталистами. Важная информация почерпнута из документов, предоставленных секретарём ансамбля (фотографии титульного листа, программы премьерного спектакля и история постановок оперы «Царь Никита…», репертуарный список «Терем-Квартета») Имеющиеся материалы представлены в Приложениях 1, 4..

Методологическая и источниковая база. Важные наблюдения о современной опере содержатся в книгах А. Баевой [6, 7], Е. Долинской [27, 28], А. Селицкого [75] и др. Для знакомства с историей комической оперы изучены работы В. Брянцевой [16, 17], Т. Крунтяевой [43], В. Тимохина [87]. Для определения критериев комической оперы основой послужили теоретические положения работ Д. Бонфельда [12, 13], Б. Бородина [15], С. Гончаренко[25], Л. Данько [26], И. Лихачёвой [47], О. Степанова [84], Э. Филькенштейна [91].

Основные общие принципы исторического и теоретического музыкознания почерпнуты в трудах Л. Мазеля [50, 51], В. Холоповой [94]. С целью более углублённого изучения научной категории «жанр» привлечены научные позиции М. Арановского [4], А. Коробовой [41], М. Лобановой [49], Е. Назайкинского [58], О. Соколова [79], А. Сохора [83]. Важная информация была почерпнута из работ: о тематизме - В. Бобровского [11] и Е. Ручьевской [74], ритме - В. Холоповой [93], фактуре - Т. Красниковой [42], стиле - М. Михайлова [55], музыкальном содержании - Л. Казанцевой [35]. По проблеме взаимодействия слова и музыки полезно было ознакомиться с позициями В. Васиной-Гроссман [20].

Анализ комического потребовал привлечения литературы о важнейшем пласте русской культуры - скоморошестве (М. Бахтин [8], А. Белкин [10], З. Власова [23], Л. Ивлева [29], Э. Мусина [57], Т. Попова [68], О. Соломонова [82]), а также о самой эстетической категории комического (Ю. Борев [14]).

Использование в партитурах изучаемых опер русских народных инструментов побудило к проработке литературы, связанной с исследованием истории, теории, функционирования названных инструментов (О. Васильев [19], В. Гребенников [109], М. Имханицкий [30, 31], А. Фаминцын [89]).

Отсутствие крупных трудов об А. Чайковском нацелило внимание автора настоящей работы на дипломные исследования И. Бадретдиновой [5], М. Никитиной [59], выполненные на кафедре истории музыки, а также материалы электронных ресурсов [111, 108, 118]. Подобный поиск был проведён и по отношению к ансамблю «Терем-Квартет» [1, 61, 64, 77].

Некоторые положения дипломной работы прошли апробацию в виде докладов на конференциях (Шаляпинские чтения - 2010 [32], III Всероссийская научно-практическая конференция молодых учёных «Наука об искусстве в XXI веке. Инновационные формы научно-исследовательской презентации» - 2014).

Дипломная работа состоит из Введения, основной части, включающей две главы, Заключения, Списка использованной литературы (118 наименований) и четырёх Приложений.

Во Введении обосновывается выбор темы, её актуальность, формулируются цель и основные задачи. Взаимодействие А. Чайковского с ансамблем «Терем-Квартет» в период создания обеих опер потребовало более пристального знакомства с историей коллектива и его репертуарным списком, что изложено в лаконичной статье в конце Введения. Первая глава посвящена истории создания, краткому историческому обзору литературного первоисточника, сравнению сказки А. Пушкина и либретто оперы А. Чайковского «Царь Никита и сорок его дочерей» и обнаружению в ней признаков комического жанра. Во Второй главе также рассмотрены истории создания маленькой трагедии А. Пушкина и собственно оперы, выявлены особенности работы А. Чайковского над либретто, проанализированы свойства «Моти и Савелия» как комической оперы. Работа может быть использована в курсах истории современной отечественной музыки на музыковедческих и исполнительских отделениях ВУЗов, музыкальной литературы (современного этапа), истории исполнительского искусства на народных отделениях ВУЗов и ССУЗов, а также в дальнейших исследованиях творчества А. Чайковского и современного состояния оперного жанра.

Прежде, чем рассказать об истории создания двух исследуемых опер А. Чайковского, необходимо дать некоторую информацию о коллективе «Терем-Квартет».

«Терем-Квартет» до появления опер А. Чайковского «Царь Никита…» и «Мотя и Савелий» как целостный коллектив уже имел свою историю. Совместное сотрудничество композитора и исполнителей было обусловлено обстоятельствами, назревшими в деятельности ансамбля. В тоже время длительный период работы инструменталистов позволил им набрать весомые аргументы в пользу того, чтобы стать полноправными исполнителями названных произведений.

Первые шаги ансамбля «Терем-Квартет» относятся к 1986 году. Тогда группа студентов кафедры народных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова проходила службу в одной части В воинской части 73866 Кировского военного комиссариата города Ленинграда в период со 2 июля 1983 по 31 мая 1985 года проходили службу трое будущих участников «Терем-Квартета»: М. Дзюдзе, А. Константинов и И. Пономаренко. А. Смирнов, в будущем один из начинателей ансамбля, из-за осеннего призыва попал в тот же район, но другую часть под номером 3526. Его пер...

Другие файлы:

"Русский титул" или без цензуры
Описание:Из песни слов не выкинешь, - замечает издатель. - "Неприличности" занимают очень малое место в пушкинском наследии, но гений Пушкина проявляе...

Симфоническая музыка Чайковского: Избранные произведения
Описание: Книга известного советского музыковеда посвящена истории создания, характеристике образного содержания и музыкальной формы избранных симфони...

Балеты П.И. Чайковского
Осуществление реформы и создание русской балетной классики. Истоки балетов Чайковского. Краткая характеристика и специфика структуры, композиция и поп...

Некоторые особенности переложения симфонических произведений для оркестра русских народных инструментов на примере финала второй симфонии П.И. Чайковского
Биография П.И. Чайковского. Творческий портрет композитора. Детальный разбор финала Второй симфонии в контексте предстоящей переинструментовки для орк...

Биография и творчество Петра Ильича Чайковского
Краткие биографические сведения о жизненном пути великого русского композитора, дирижёра, педагога П.И. Чайковского. Характеристика личности и особые...