Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Джакомо Пуччини – опера "Турандот"

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Биография и творчество композитора Джакомо Пуччини. История создания оперы "Турандот" под влиянием впечатления от драматического спектакля в театре Макса Рейнгардта. Действующие лица и содержание оперы. Музыкальная драматургия и образы главных героев.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

1. Сведения о композиторе

2. История Создания

3. Действующие лица

4. Содержание оперы

5. Музыкальная драматургия и образы главных героев

6. История постановок оперы «Турандот»

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

1. Сведения о композиторе

Пуччини родился в городе Лукка, в музыкальной семье, одним из семи детей. Династия музыкантов в семье Пуччини была основана в Лукке прапрадедушкой Джакомо. После смерти отца Микеле Пуччини в 1864, пятилетнего Пуччини отправили на учение к его дяде Фортунато Маджи, который считал его плохим, недисциплинированным учеником. Впоследствии Пуччини получил место церковного органиста и хормейстера. Оперным композитором ему захотелось стать, когда он впервые услышал представление оперы Джузеппе Верди «Аида» в Пизе.

Пуччини говорил: «Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра»».

В течение четырёх лет Пуччини занимался в Миланской консерватории. В 1882 году участвовал в конкурсе одноактных опер. Не получившая первый приз, его опера «Виллисы» поставлена была в 1884 году в Teatro dal Verme. Опера эта привлекла внимание Джулио Рикорди, главу влиятельного издательского дома, специализирующегося на издании партитур. Рикорди заказал Пуччини новую оперу. Ею стал «Эдгар».

Третья его опера, «Манон Леско», законченная в 1893 году, имела огромный успех. Несмотря на явное влияние Рихарда Вагнера, талант Пуччини проявился в этой опере в почти полном своем блеске. Эта же опера знаменует собой начало работы Пуччини с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Следующая опера Пуччини, «Богема» (написанная по мотивам романа Анри Мюрже), принесла Пуччини мировую славу. Одновременно оперу с тем же названием и по тому же роману писал Руджеро Леонкавалло, вследствие чего между двумя композиторами возник конфликт, и они перестали общаться.

За «Богемой» последовала «Тоска», премьера которой состоялась на рубеже веков, в 1900 году. Под давлением со стороны примадонны Ла Скала Дарклэ, исполнявшей главную роль в этой опере и настаивающей на наличии у главной героини арии, которую можно было бы исполнить в концерте, Пуччини дополнил второй акт оперы, написав знаменитую сегодня «Vissi d'arte». Также, он позволил Дарклэ, блондинке, не надевать парик (в тексте либретто Тоска -- брюнетка).

17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан) («Madama Butterfly», по мотивам пьесы Давида Беласко). Несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился. Маэстро чувствовал себя раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать своё произведение, а на главную партию пригласить Соломею Крушельницкую. 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешии состоялась премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй», на этот раз -- триумфальная. Публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену.

В 1903 году Пуччини, заядлый автомобилист, попал в аварию, после этого новые оперы стали появляться реже.

В 1912 году умер издатель Пуччини, Джулио Рикорди, сыгравший огромную роль в продвижении композитора к известности.

Тем не менее, в 1910 году, Пуччини заканчивает оперу «Девушка с Запада», о которой впоследствии говорит, как о самом сильном своем опусе. Попытка написать оперетту (очевидно из-за неимоверной в то время популярности жанра, в котором тогда главенствовали Франц Легар и Имре Кальман) окончилась неудачей. В 1917 году Пуччини заканчивает переработку своей оперетты в оперу («Ласточка»).

В 1918 году состоялась премьера оперы «Триптих». Эта вещь состоит из трёх одноактных опер (в парижском стиле, известном как гранд-гиньоль: ужасы, сентиментальная трагедия, и фарс). Последняя, фарсовая, часть, под названием «Джанни Скикки», получила известность и иногда исполняется в один вечер с оперой Масканьи «Сельская честь», либо с оперой Леонкавалло «Паяцы».

В конце 1923 года Пуччини, начал жаловаться на хронические боли в горле. У него был диагностирован рак гортани и доктора порекомендовали ему новое экспериментальное лечение, радиотерапию, которое предлагали в Брюсселе. Ни сам Пуччини ни его жена не знали об остроте болезни.

Пуччини скончался в Брюсселе 29 ноября 1924 года.

Последний акт его последней оперы («Турандот») остался незавершенным. Есть несколько версий концовки, чаще всего исполняется версия, написанная Франко Альфано. На премьере этой оперы дирижёр, близкий друг композитора, Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где начиналась часть, написанная Альфано. Положив палочку, дирижёр обернулся к публике и сказал, «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить». http://ru.wikipedia.org/

2. История создания

Идея создания оперы «Турандот» на сюжет сказки Гоцци родилась у Пуччини в 1919 году под влиянием впечатления от драматического спектакля в театре Макса Рейнгардта.

Получив согласие либреттистов Адами и Симони на переработку пьесы, он приступил к работе и сам. При этом он не ограничился только сочинением музыки, в его письмах зафиксированы многочисленные указания либреттистам о содержании оперы.

Работа композитора над «Турандот» длилась с лета 1920 года до самой смерти композитора в 1924 году. За это время он успел написать около трёх четвертей предполагаемого объема оперы, не завершив последнего дуэта Турандот и Калафа из заключительной сцены III акта. В настоящее время опера известна в версии, оконченной усилиями младшего друга Пуччини Франко Альфано. Он написал заключительный дуэт Калафа и Турандот на основе черновиков автора. Однако, эта версия окончания оперы не является единственной. Свои собственные варианты предложили также композиторы Лучано Берио и Хао Вейя.

«Турандот» не является типичной оперой для Пуччини. Как отмечал в 1963 году музыковед И. Нестьев, в этом произведении композитор «резко нарушил традицию строгой камерности, лирической интимности, преобладавшей в большинстве его прежних опер: он словно воскресил здесь на новом этапе забытый тип opera seria с громадными хоровыми массивами ораториального плана».

Аналогично сюжетным линиям, исследователи видят в «Турандот» соответствующие основные музыкальные темы: «ледяную» тему самой принцессы, «героическую» тему Калафа, «комическую» и «циничную» тему министров, «романтическую» тему Лиу, а также тему народа (массовые хоровые сцены). Музыковед Джордж Марек не исключает, что эта «народная тема», не свойственная другим произведениям композитора, могла появиться в «Турандот» под влиянием оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». И. В. Нестьев Джакомо Пуччини. -- М., Музгиз, 1963. -- 168 с.

3. Действующие лица

· Принцесса Турандот - сопрано

· Альтоум, ее отец, китайский император - тенор

· Тимур, свергнутый татарский царь - бас

· Неизвестный принц (Калаф), его сын - тенор

· Лиу, молодая невольница - сопрано

· Пинг, великий, советник - баритон

· Панг, великий прорицатель - тенор

· Понг, великий повар - тенор

· Мандарин - баритон

· Персидский принц - немая роль

· Палач - немая роль

· Императорская гвардия, придворные, слуги палача, дети, восемь мудрецов, служанки, тени умерших, толпа. http://ru.wikipedia.org/

4. Содержание Оперы

Опера в трех действиях (пяти картинах).

Действие происходит в Пекине в сказочную пору.

Действие первое.

Шумные толпы народа окружают древние стены императорского дворца в Пекине. Люди взволнованы -- вновь, в который уже раз, они слышат голос Мандарина, торжественно объявляющего указ Сына неба, императора Альтоума: каждый, кто желает добиться руки его дочери, прекрасной принцессы Турандот, должен суметь правильно ответить на три ее загадки. Неудачника неминуемо постигнет суровая кара -- смерть; его отрубленная голова прибавится к тем, что уже украшают стены дворца... Многие смельчаки поплатились жизнью из-за прихоти жестокосердной Турандот. Но нет им конца; наслышавшись об ослепительной красоте дочери китайского императора, юноши один за другим прибывают в город -- и гибнут... Вот и сейчас: только лишь первые лучи восходящего солнца обагрят крыши старинных пагод, будет обезглавлена очередная жертва -- юный персидский принц.

Толпа приходит в движение. С минуты на минуту ждут появления Турандот; тогда-то и разыграется кровавая сцена. В начавшейся сутолоке сбивают с ног слепого, немощного старика. Его спутница, молодая девушка, громко взывает о помощи. И эта помощь незамедлительно является в виде решительного и сильного юноши. Нетрудно себе представить удивление и радость Калафа -- таково имя спасителя, -- когда в упавшем он неожиданно узнает своего отца, татарского хана Тимура! Свергнутый с трона коварными недругами, несчастный старик уже несколько лет скитается па чужбине. Единственным его подспорьем до сегодняшнего дня была одна лишь преданная невольница Лиу. Девушка с восторженной почтительностью приветствует принца Калафа -- в ее сердце никогда не угасала любовь к нему...

Другие файлы:

Опера Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly)

Великие композиторы (Коллекция издательства «Комсомольская Правда»). Том 24. Пуччини
Много лет назад Господь коснулся меня своим мизинцем и сказал:«Пиши для театра, только для театра». И я следовал этому высшему совету(Джакомо Пуччини)...

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини

Великие композиторы. Выпуск 24. Пуччини
24-й том коллекции посвящён одному из величайших оперных композиторов в истории музыки Джакомо Пуччини (1858-1924), считающимся продолжателем традиций...