Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Гармония как средство характеристики музыкальных образов (на примере трех сказок ор. 51 Н.К. Метнера)

Тип: доклад
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Н.К. Метнер как один из ярких композиторов рубежа XIX–XX веков, оценка его вклада в развитие музыкального искусства. Выявление стилистических особенностей гармонии как средства обрисовки музыкальных образов. Изучение соотношения диатоники и хроматики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Доклад

Гармония как средство характеристики музыкальных образов (на примере трех сказок ор. 51 Н.К. Метнера)

Введение

Николай Карлович Метнер - один из ярких композиторов рубежа XIX-XX веков. Когда-то его имя начинало блистать в русских музыкальных кругах как звезда первой величины. Его произносили вместе с именами Рахманинова и Скрябина. Вместе с тем судьба этих крупнейших современников сложилась по-разному: если Рахманинов и Скрябин прочно вошли в историю русской музыки, то Метнера долгое время воспринимали как композитора второго ряда и потому не уделяли ему должного внимания. Однако в последнее время вновь пробудился интерес к его творчеству. Тем не менее до сих пор не получила подробного освещения характеристика его гармонического языка и наша работа является попыткой восполнить этот пробел (на примере анализа трех сказок из ор. 51). Это определяет и актуальность данной работы, и её цель.

Объектом работы является гармонический язык этих пьес.

Предметом исследования - выявление стилистических особенностей гармонии как средства обрисовки музыкальных образов.

Задачи данной курсовой работы:

· выявить особенности звуковысотной организации лада и тональности;

· определить функциональные связи аккордов;

· исследовать структуру аккордовых вертикалей;

· проанализировать соотношение диатоники и хроматики;

· выявить стилистические различия гармонических средств в обрисовке контрастных образов.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и нотного приложения.

Во введении раскрывается актуальность данного исследования, определяются объект, предмет, цели и задачи курсовой работы.

В первом разделе - «О гармонии в книге Метнера «Муза и мода»» - раскрываются основные эстетические взгляды и установки композитора (в отношении гармонии).

Во втором разделе определяется значение жанра сказки в творчестве Метнера, а также проводится подробный анализ сказок (№1, №2, №3) ор. 51.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по данной теме.

В списке использованной литературы 15 позиций. В приложении помещены нотные примеры.

1. О гармонии в книге Н.К. Метнера «Муза и мода»

диатоника хроматика музыкальный гармония

Прежде чем приступить к непосредственно гармоническому анализу цикла сказок op.51, целесообразно осветить отношение самого Н.К. Метнера к гармонии. Основным материалом для этого стала книга Метнера «Муза и мода», над которой композитор работал в течение 1933/34 года.

В этой книге Николай Карлович не только изложил свои творческие принципы, но и выразил глубокое неприятие модернистских путей развития музыки. «В защиту основ музыкального искусства» - таков подзаголовок книги. Данный труд отнюдь не посвящен творчеству самого композитора, а концентрируется исключительно на вопросах музыкальной эстетики и творчества.

Книга «Муза и мода» состоит из двух частей. В первой части нашли отражение эстетические взгляды композитора на музыкальный язык и его важнейшие элементы, такие как лад, гармония, мелодия, ритм, форма и т.д. Во второй части композитор изложил «дополнительные мысли» (по выражению самого автора), направленные на решение многих вопросов, связанных с творчеством и исполнительством. Эта часть, в отличие от «серьезной» первой, написана в достаточно юмористической лаконичной форме с характерными названиями глав: «Авантюризм и героизм в искусстве», «Влияние и подражание», «Привычка и навык», «Любопытство и внимание», «Труд и дело», «Подражание гениям» и другие.

Основные элементы музыкального языка композитор называет «музыкальными смыслами».

Одним из важнейших «музыкальных смыслов» Метнер считал гармонию, которой определял центральное место среди других музыкальных дисциплин. Композитор писал: «Она [гармония] является одновременно и фундаментом, и цементом в музыкальном построении». Метнер настаивал на том, что отвергая жизненность гармонии как цельной и стройной системы музыкального согласования, отвергается жизненность и всей музыки, существовавшей ранее. В свою очередь композитор акцентировал внимание на том, что гармония является прямой наследницей полифонии и, несмотря на то, что они стали самостоятельными областями, гармония и полифония остаются тесно связанными между собой.

Одной из главных причин неприятия «модернистской» музыки Метнер называет ослабление и, более того, - разрушение естественного тяготения между аккордами, обусловленного усложнением их структуры: «Слово аккорд обозначает согласованность, настроенность звуков, и потому все звуки, дающие нашему мысленному слуху впечатление случайных совпадений, не слагающихся в нашем музыкальном воображении в определенный гармонический образ (консонанса или тяготеющего к нему диссонанса), ни в коем случае не должны называться аккордами».

Пределом сложности структуры аккордов, по мнению Метнера, являются септаккорды и нонаккорды, имеющие непосредственное тяготение к трезвучиям и способные к обращениям (перемещению голосов), чем и оправдывающие свою сложность. При этом уточняется, что нонаккорд обнаруживает уже только условную, неполную способность к обращениям и потому является пределом для вертикального созвучия. Кроме того, композитор «рекомендует» использовать септ- и нонаккорды в первую очередь как доминантовую гармонию, поскольку они обнаруживают наибольшее тяготение к тоническому трезвучию и выступают наиболее удобным и гибким средством модулирования.

Шести- и семизвучия композитор называет «случайными гармоническими образованиями». Он аргументирует это тем, что, даже если построить какой-либо из этих аккордов на доминанте, это созвучие не будет иметь непосредственного тяготения ни к любому трезвучию лада, так как содержит в себе и ноты тяготения, и ноты разрешения. Результатом этого является и невозможность их использования в качестве модуляционного средства. Еще одним противоречащим понятию «аккорд» свойством подобных созвучий Метнер называет их неспособность к обращениям. Единственным созвучием, приближающимся к «званию» аккорда (благодаря своему благозвучию и тяготению в доминантовое трезвучие) является ундецимаккорд второй ступени. Однако, этого все-таки недостаточно для того, чтобы «вписать» его в категорию аккорда.

В свою очередь, «случайными гармоническими образованиями» композитор называет созвучия, которые посредством неаккордовых звуков (внедрения задержаний, предъемов, вспомогательных и проходящих звуков в аккорд) изменяют его структуру. Композитор говорит не только о возможности, но и естественности включения подобных гармонических образований в музыкальную ткань, однако, в том случае, если «… «случайность» эта тоже подлежала закономерности, и потому случаи эти отнюдь не были «несчастными»», каковыми их делает отсутствие тяготения к прототипам консонирующих или диссонирующих аккордов. Подобные «несчастные случаи», по мнению композитора, должны быть признаны «фальшивыми созвучиями».

По мнению Метнера, обособление подобных «случайных гармонических образований» объясняется повышенным вниманием к «компромиссам стиля»: как стилей разных эпох, так и индивидуальных композиторских стилей: «Компромиссом гармонического стиля являются те вертикальные разрезы созвучий, которые образуются от фигурационного движения гармонии, то есть так называемого гармонического «аккомпанемента» с мелодией-темой.»

То есть «компромиссами» Метнер называет гармонические созвучия, имеющие случайный характер, однако ставшие чертой стиля какого-либо композитора или эпохи. Такие «компромиссы» не имели ничего общего с модернизмом до тех пор, пока имели «случайную» природу появления (как у Баха, Бетховена, Шопена и даже Моцарта) и оправдывались словосочетанием «несмотря на», которое «всегда означает наличность известного компромисса, но вполне допустимого, пока это самое «несмотря» не пытается превратиться в «благодаря»…». « «Модернистическая» музыка имеет своим основанием совокупность компромиссов всех стилей прежней музыки», - писал Николай Карлович.

Еще одним весьма весомым «обвинением» в сторону модернизма стал отказ от классических законов голосоведения. Об этом композитор писал: «Главное содержание закона голосоведения сводится к недопущению инертного упрощения согласования, которое само по себе всегда заключает известную сложность проблемы и только в преодолении ее дает впечатление простоты». Под «упрощенностью согласования» Метнер понимал использование параллельного движения всех голосов (в том числе квинтами и октавами), и называл такое отношение к голосоведению «дилетантским» и «первобытным».

Таким образом, Метнер выстраивает свою собственную целостную концепцию, направленную на отрицание любых модерновых течений. С нашей точки зрения, такой подход явно консервативен, на что указывают общие тенденции развития гармонии XX века, поскольку именно на основе новых закономерностей гармонического языка происходит пересмотр многих понятий (таких как аккорд, обращения аккордов, соотношения аккордового и неаккордового, диатоники и хроматики и т.д.)...

Другие файлы:

Взаимодействие системы образов и темы природы как средство реализации подтекста тоски
Средство реализации подтекста тоски, одиночества и неудовлетворенности в произведениях А.П. Чехова. Взаимодействие системы образов и темы природы в си...

Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку. Психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей...

Сказка как средство воспитания нравственности
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников. Психологические возможности изучения сказок. Система ценностей, составляющих основу...

Эффективность использования в рекламе образов
Рекламные образы как средство влияния на различные группы населения. История эксплуатации рекламных образов. Подходы к исследованию рекламы в отечеств...

Гармония. Практический курс: Учебник для специальных курсов консерваторий (часть 1)
Учебник для специальных курсов консевраторий (музыковедческое и композиторское отделения). В 2-х частях. Часть 1. Гармония эпохи барокко. Гармония эпо...