Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Воплощение хорального текста в творчестве И.С. Баха

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Характеристика вокального творчества композитора И.С. Баха. Влияние хорала на вокальные жанры музыки. Понятие о хоровом песнопении на религиозный текст. Анализ хорала "Heilig, heilig, heilig". Методические рекомендации к использованию материала работы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Жанр хорала в творчестве И.С. Баха

1.1 Характеристика вокального творчества композитора

1.2 Влияние хорала на вокальные и инструментальные жанры баховской музыки

РАЗДЕЛ 2. Жанрово-стилевые особенности хоралов И.С. Баха

2.1 Музыкальный язык хоралов

2.2 Анализ хорала И.С. Баха «Heilig, heilig, heilig»

2.3 Методические рекомендации к использованию материала курсовой работы

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В наше время, когда потеряли ценность духовные ориентиры, такая ситуация в обществе дает разрушительное воздействие на сознание личности, не способной еще к самостоятельному и ответственному выбору. Поэтому наша задача как педагогов - каждому молодому человеку, который большую часть своего времени проводит в учебном заведении, прививать вкус к культурно-эстетичной и духовной стороне жизни.

Главной целью эстетичного воспитания на современном этапе есть передача молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа. В связи с этим новый импульс приобретает задание эстетичного воспитания на уроках гуманитарных предметов в общеобразовательных школах.

С первых дней пребывания детей в школе мы - учителя, педагоги - должны научить их понимать красоту окружающего мира, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка, через ее умственную и физическую работу, через ее творчество, нравственно-эстетичные отношения проходила красной нитью мысль о красоте, которую надо ценить и беречь. Этому должна оказывать содействие как учебно-воспитательная, так и внеклассная работа с учениками.

"Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важнейшее средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство самовоспитания" - говорил В.А. Сухомлинский. Поэтому актуальность курсовой работы мы видим в том, что бы донести до учеников уникальность и духовно-эстетическую ценность произведений И.С. Баха, представителя эпохи Барокко. В работе анализируется духовное произведение - хорал И.С. Баха «Heilig, heilig, heilig». Изучение хоральных композиций расширяет наши представления о творческом процессе великого композитора.

Само творчество И.С. Баха является глубочайшим примером духовного развития личности. Все его произведения, даже светские пронизаны высокой духовностью.

Объект - вокальное творчество И.С.Баха.

Цель - на примере хорала выявить основные особенности воплощения хорального текста в творчестве И.С. Баха.

Задачи:

- раскрыть художественный образ, воплощенный в хорале«Heilig, heilig, heilig» И.С. Баха;

- выявить черты вокальной музыки воплощенной в конкретном хорале «Heilig, heilig, heilig»;

- предложить методические разработки относительно материала курсовой работы.

Материал работы - хорал «Heilig, heilig, heilig» И.С. Баха.

Структура работы. Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов, приложений, списка использованных источников.

Раздел 1. Жанр хорала в творчестве И.С. Баха

1.1 Характеристика вокального творчества композитора

Одним из самых выдающихся деятелей эпохи Барокко является фигура И.С. Баха. Особенность исторического положения композитора заключается в том, что он был самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое положение Германии дало Баху наилучшую возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная природа его музыки и народная, и церковная. Бах апеллирует не только к эмоциям, но и, прежде всего, к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное начало - один из устоев его искусства. Его идеал - мир светлый и разумный.

В творчестве Баха представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы. Его наследие включает сочинения для солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Бах использует полифонию как основное выразительное средство, но при этом самые сложные контрапунктические построения у него опираются на ясную гармоническую основу - это было, несомненно, веянием новой эпохи.

В творческом наследии Баха области инструментальной и вокальной музыки представлены в равной мере широко и, в конечном счете, являются равнозначительными. При этом среди вокальных сочинений больше крупных форм, а наиболее глубокие и сложные художественные замыслы композитора осуществлены именно в крупнейших вокальных жанрах. Более малые формы вокального жанра представлены у Баха ариями для различных голосов, дуэтами, канонами, духовными песнями. Эта область творчества Баха остается наименее изученной, да и нотной литературой в нашем регионе почти не представлена. Нам удалось найти две арии из Нотной тетради Анны Магдалены Бах.

Песни, арии, дуэты, написанные И.С. Бахом предназначены для домашнего музицирования. Мелодии некоторых духовных песен встречаются в крупных сочинениях композитора - ораториях, кантатах, органных хоральных обработках.

В оригинале духовные песни и арии Баха изложены на двух строчках - в виде вокальной партии и цифрованного баса. Предполагалось, что исполнитель должен сам импровизировать аккордовое сопровождение. Уже в изданиях известных нам, партия генерал-баса расшифрована.

И все же основным жанром вокальной музыки была у композитора духовная кантата. Множество кантат Баха считают утраченными. И все же сохранилось около 190 духовных кантат и около 20 светских, за которыми признано авторство Баха. Бах более широко, чем его предшественники, подошел к жанру духовной кантаты, углубил ее содержание, обогатил круг выразительных средств. С одной стороны, он смело развивал в кантате все, что было доступно опере и камерным вокальным жанрам, с другой же - продолжал разработку полифонического письма и полифонических форм в вокально-инструментальных рамках. В состав композиций духовных кантат у Баха входят полифонические хоры, обработки хорала, арии и речитативы различных типов, ансамбли, инструментальные номера.

Духовные кантаты Баха, исполнявшиеся в церкви и связанные с тематикой календаря (а, следовательно, с определенными библейскими текстами), тем не менее, по существу, далеко выходят в своем реальном содержании за эти предуказанные рамки. Сам словесный текст трактуется Бахом свободно, в зависимости от его собственной музыкальной концепции. Привлекаемые им поэты (С. Франк, Э.Ноймайстрер, Пикандер, Марианна фон Циглер), да и сам он, компонуя для себя текст, соединяли многие фрагменты из различных частей Ветхого и Нового завета со строфами и строками немецких песен XVI - начала XVIII века. Музыка же далеко обгоняла и этот текст, углубляя и развивая возникшие образы, усиливая контрасты между ними.

Светские кантаты Баха обычно возникали как произведения «на случай» - поздравительные или приветственные. Интересна поздравительная «Крестьянская кантата», обращенная как бы от лица двух крестьян к камергеру К.Г. фон Дискау, которому было пожаловано тогда имение. Полностью независима от прикладных целей шуточная «Кофейная кантата». Если б не краткие пояснительные речитативы от автора, мало что отличало бы ее от комической оперы буффа. Самостоятельный интерес представляет по замыслу кантата «Состязание Феба и Пана». Она была создана в 1731 году и исполнена силами студентов музыкального общества в Лейпциге. Светские кантаты Баха, при всех своих особенностях, не лишены связей с его духовными произведениями.

И.С. Бах создал пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года. До нас дошло около двух сотен этих произведений. Ранние кантаты (до 1712) написаны в стиле предшественников Баха, таких как Иоганн Пахельбель и Дитрих Букстехуде. Тексты взяты из Библии или из лютеранских церковных гимнов - хоралов; композиция состоит из нескольких относительно кратких разделов, обычно контрастных по мелодике, тональности, темпу, исполнительскому составу. Ярким примером раннего кантатного стиля Баха может служить прекрасная «Трагическая кантата» № 106. После 1712 Бах обращается к другой форме духовной кантаты, которую ввел в лютеранский обиход пастор Е. Ноймейстер: в ней используются не цитаты из Писания и протестантских гимнов, а парафразы библейских фрагментов или хоралов. В этом типе кантаты разделы более отчетливо отделяются один от другого, а между ними вводятся сольные речитативы с аккомпанементом органа и генерал-баса. Иногда подобные кантаты двухчастны: во время службы между частями произносилась проповедь. К данному типу принадлежит большинство баховских кантат, в том числе «Все они придут из Саввы» на день Архангела Михаила, «И была битва в небесах» на праздник Реформации, «Твердыня крепкая наш Бог», «Восстаньте от сна». Особый случай - кантата «Христос лежал в оковах смерти»: в ней использовано 7 строф одноименного хорала Марти...

Другие файлы:

Особенности строения клавирных фуг И.С.Баха
Работа посявящена анализу композиционного строения фуг "Хорошо темпмрированного клавира" И.С. Баха.В ней рассматриваются общие закономерности полифони...

Математический строй музыки И.-С. Баха
Гипотеза об использовании тайнописи и интуитивном применении И.-С. Бахом законов гармонии в своем творчестве. Основные сакральные числа и примеры их и...

Духовная музыка в творчестве С.В. Рахманинова
История создания, содержание и структура "Литургии Святого Иоанна Златоуста" и "Всенощного бдения", воплощение сакрально-религиозной темы в духовном т...

Музыкальное искусство XVIII века
Жанр оратории в работах И.С. Баха. Основной музыкальный инструмент барокко. Переходная фаза между поздним барокко и ранним классицизмом. Музыка период...

Французские сюиты Иоганна Себастьяна Баха
Краткий обзор творчества немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха. Исследование основных черт клавирного стиля И. Баха. Общая характе...