Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Белорусский рок-н-рол

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Первые в СССР бит-группы: "Славяне", "Странники", "Мифы", "Скоморохи", "Авангард", "Лесные братья" и "Песняры". Изучение творчества белорусских музыкантов, играющих в стиле рок-н-ролл. Место рок-н-ролла в белорусской музыкальной индустрии сегодня.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА"

Кафедра художественного творчества и продюсерства

курсовая работа

по дисциплине "История искусства эстрады"

на тему: "Белорусский рок-н-рол"

Студентка факультета искусств

Севковская В. В.

Руководитель

Занько А. Г.

Минск 2013

Содержание

Введение

Глава I. Рок-н-ролл в СССР

Глава II. Рок-н-ролл в РБ

2.1 Уникальная музыка уникальной страны

2.2 Белорусский рок-н-ролл в портретах

Заключение

Список использованных источников

Введение

ROCK'N'ROLL…

Это была революция. Она изменила жизнь целого поколения, и, стало быть, без нее судьба следующих поколений была бы иной. Она захлестнула весь мир. Она изменила ход истории. Она напугала власти и заставила взрослых подвергнуть себя переоценке. Отличительной чертой этой революции был ее бескровный характер -- вещь поразительная для такого глубокого переворота. Для американского подростка 50-х годов рок-н-ролл был переворотом во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей. Но самое главное - переворотом во взглядах человека на самого себя. С приходом эры рок-н-ролла, молодые люди перестали во всем ориентироваться на родителей. Рок-н-ролл подарил подросткам свободу и независимость. Это была необычная -- шумная и грубая музыка, с мощным зарядом энергии и маниакальным, пульсирующим битом. Ее невозможно описать. Ее можно слушать и чувствовать.

Так было в Америке. О истории мирового рок-н-ролла написано немало книг, в интернете полно источников, позволяющих найти ответы на любые вопросы, касающихся этой темы. Но всегда наступает момент, когда прочитав очередную биографию зарубежной звезды, задаешься вопросом: а как было у нас? Есть ли у нас свой "Король рок-н-ролла"? Кто начинал белорусский рок-н-ролл и есть ли у него "свое лицо"?

Раскрытие темы данной курсовой работы позволяет узнать историю белорусского рок-н-ролла и ответить на все эти актуальные вопросы.

Цель работы - проанализировать историю развития белорусского рок-н-ролла, дать характеристику жанру.

Задачи:

ь изучить творчество белорусских музыкантов, играющих в стиле рок-н-ролл;

ь выявить отличительные черты и нацинальные особенности белорусского рок-н-ролла;

ь определить место рок-н-ролла в белорусской музыкальной индустрии сегодня.

Глава I. Рок-н-ролл в СССР

Рок-н-ролл пришел в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957.

В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского "биг-бита" - главным образом "Битлз" и "Роллинг стоунз". В середине 1960-х годов появились первые в СССР бит-группы, т.е. по существу первые рок-ансамбли: "Славяне", "Странники", "Мифы", "Скоморохи" в Москве; "Авангард", "Лесные братья" в Ленинграде; "Песняры" в Минске. Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей "советской эстрады" - так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) ("Веселые ребята", "Поющие гитары"), или под квази-фольклорные ансамбли ("Песняры"). В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из "братских стран" социализма (например, большой популярностью пользовались польские "Скальды").

В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой (прежде всего группами "Битлз" и "Роллинг стоунз") приобрело повальный характер. В школах и вузах крупных городов (прежде всего, в Москве и Ленинграде) создаются десятки самодеятельных ансамблей - не ВИА, а самых настоящих рок-групп (по преимуществу квартетов: три гитары и ударные), исполнявших песни из репертуара "битлов", "роллингов" и других англо-американских и европейских групп (например, суперпопулярный хит Venus в исполнении бельгийской рок-группы "Шокинг блю").

В 1971 в Горьком прошел первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором особый успех выпал на долю московских "Скоморохов" во главе с Александром Градским и челябинского "Ариэля". В это время на официальной советской эстраде рок-н-ролл был представлен облегченной коммерциализованной разновидностью - твистом (советские эстрадные хиты середины 1960-х годов Черный кот, Королева красоты и более поздний Где-то на белом свете… из кинофильма Кавказская пленница).

На протяжении всех 1970-х годов рок продолжал оставаться маргинальным явлением советской музыкальной культуры, наряду с творчеством т.н. бардов (Булат Окуджава, Александр Галич, Юлий Ким, Владимир Высоцкий) занимая нишу полузапретного феномена. Публичные выступления рок-групп 1970 - начала 1980-х годов проводились чуть ли не подпольно: дома ("квартирные концерты", или "квартирники") или в актовых залах столичных вузов. Благодаря неофициальным концертам в институтских дворцах культуры быстро приобретали известность новые команды: "Рубиновая атака", "Цветы", "Удачное приобретение", "Аракс", "Високосное лето" и другие, которые в основном исполняли на английском языке "кавер-версии" международных хитов и - редко - песни собственного сочинения.

В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как "магнитиздат", представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях "мастер-копий" самодеятельных ансамблей. "Магнитоальбомы" распространялись среди сотен фанатов. "Магнитиздат" стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый "бит" ударных - к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, - это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, "Аквариума" (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.

Со второй половины 1970-х годов западная популярная музыка (в том числе и рок-н-ролл) проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи "Мелодия" начинает выпускать альбомы "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", в которых наряду со шлягерами из "стран социализма" попадались и хиты западных поп- и рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса. В конце 1970-х годов в Советский Союз на гастроли приезжают Клифф Ричард, Элтон Джон и лидер европейской музыки "диско" "Бони М". Одновременно по телевидению регулярно начинают транслироваться фестивали поп-музыки из польского Сопота и с болгарского Солнечного Берега. В республиках Прибалтики в это время проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни ("Литуаника" в Вильнюсе, фестивали в Таллине, Тарту и др.). Весной 1980 состоялся "советский Вудсток" - фестиваль "Весенние ритмы-80" в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда.

Олимпийские игры 1980 в Москве, как когда-то московский Фестиваль молодежи и студентов, стали мощным катализатором легитимации рок-музыки. В 1982 в Ленинграде было образовано первое в СССР любительское объединение музыкантов - рок-клуб, в который вошли "Аквариум", "Автоматические удовлетворители", "Зоопарк", "Тамбурин", "Мифы", "Санкт-Петербург" и другие. Чуть позже в Москве была создана "рок-лаборатория" при Доме культуры имени Горбунова ("Горбушка"). В это время сложились основные направления советской рок-музыки: классический рок-н-ролл ("Зоопарк", позднее "Браво"), лирический фолк-рок ("Машина времени", "Чайф") "тяжелый металл" ("Август", "Ария", "Черный кофе", "Черный обелиск", "Коррозия металла" и др.); панк-рок ("Автоматические удовлетворители"), жесткая "новая волна" ("Телевизор"), джаз-рок ("Арсенал"). Возникли группы, использовавшие элементы постмодернистского стеба ("Крематорий", "Звуки Му") и соц-арта ("АВИА", "Бригада С", "Аукцыон"). Помимо московской и ленинградской, оформились другие региональные "школы": уральский рок, представленный прежде всего свердловскими командами "Урфин Джюс", "Наутилус Помпилиус" "Чайф", "Настя" и близким к ним уфимским "ДДТ", сибирский рок ("Калинов мост"), владивостокский рок ("Мумий Тролль"). Тогда же появились лучшие альбомы ведущих рок-групп: "Кино" (Последний герой, Группа крови), "Алиса" (JAZZ, Энергия, Шестой лесничий), "Звуки Му" (Простые вещи, Zvuki mu), "Телевизор" (Шествие рыб), "ДДТ" (Я получил эту роль), "Гражданская оборона" (Сто лет одиночества, Инструкция по выживанию), "Агата Кристи" (Второй фронт, Коварство и любовь), "Наутилус Помпилиус" (Разлука, Князь тишины), "Центр" (Центромания) и др.

Выпущенный в 1986 в США двойной альбом Red Wave с записями четырех ленинградских груп...

Другие файлы:

Белорусский роман в 12 книгах
Белорусский роман - серия книг известных белорусских писателей. Издавалась еще в советские времена.В серии много хороших книг....

Белорусский вокзал
Книга содержит литературный киносценарий фильма "Белорусский вокзал" и большое количество иллюстративного материала (кадры из фильма)....

Деятельность ОАО "Белорусский Металлургический Завод"
Транспортно-логистическая схема экспорта металлопродукции ОАО "Белорусский Металлургический Завод". Организационная структура и перспективные направле...

Деятельность предприятия ОАО "Белорусский автомобильный завод"
Характеристика ОАО "Белорусский автомобильный завод". Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности. Организационно-экономическая хара...

Белорусский сборник. Вып. 1—2 : Песни, пословицы, загадки
Белорусский сборник Е. Р. Романова является важнейшим собранием белорусского фольклора. 1—2 выпуски содержат песни, пословицы и загадки белорусов Мог...