Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Concertо grossо Арканджело Корелли

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Арканджело Корелли как основоположник итальянской скрипичной школы, его творческое наследие. Жанровые разновидности и строение Concerto grosso. Цикличность, инструментальный состав и смена темпа в произведении Concerto grosso №8 g-moll "Рождественский".
Краткое сожержание материала:

18

Размещено на

Размещено на

Музыкальный колледж при ПГК им. Глазунова

«Concertо grossо Арканджело Корелли»

Работу выполнила: студентка 3-го курса

Сошневская Анастасия

Научный руководитель:

Антышева Елена Альбертовна

Петрозаводск

2013

Содержание

Введение

Глава 1. Биографическая справка

Глава 2. История жанра concerto grosso

2.1 Жанровые разновидности и строение сoncerto grosso

Глава 3. Корелли - живописец в жанре сoncerto grosso

3.1 Concerto grosso №8 «Рождественский»

Заключение

Список литературы

Введение

Среди всех итальянских композиторов-скрипачей XVII века мировую славу и признание современников завоевал Арканджело Корелли. Его имя в Европе на целое столетие стало синонимом инструментальной итальянской музыки, ее высших достижений.

Корелли создал завершенные художественные образцы трио-сонаты, сольной скрипичной сонаты с сопровождением, concerto grosso. Его творчество проложило путь завоеваниям в области скрипичного искусства Антонио Вивальди, Джузеппе Тартини, Франческо Джеминиани, Пьетро Локателли.

Своими «Concertо grossо» Корелли заложил фундамент для развития классической симфонической музыки.

Глава 1. Биографическая справка

Италия - один из центров мировой музыкальной культуры, именно там, в 16 веке возникла итальянская скрипичная школа. В развитии итальянской музыкальной культуры значительную роль сыграло скрипичное искусство. Об этом убедительно говорят достижения итальянских скрипачей и композиторов XVII - XVIII веков, возглавивших итальянскую скрипичную школу, - Арканджело Корелли, Антонио Вивальди и Джузеппе Тартини, творчество которых сохранило большое художественное значение.

Италия всегда славилась великими скрипичными мастерами. Кремона - центр производства, где в XVII веке работали семейства Амати, Гварнери, Страдивари. Скрипки итальянских мастеров отличались безупречным, красивым и певучим тоном. Форма корпуса скрипки осталась прежней, но смычок претерпел изменения. Если в 15 веке смычок представлял собой лукообразную форму, то к 17-18 вв. смычок приобретает классический вид. В Болонье было распространено серьёзное инструментальное, главным образом, скрипичное музицирование, также существовала Болонская скрипичная школа.Болонская школа - направление в итал. музыке, сложившееся в Болонье во 2-й пол. 17 в. Сыграло важную роль в формировании и развитии жанров инстр. музыки: трио-сонаты, сольной сонаты и концерта. Основоположник Б. ш. Дж. Б. Витали возвысил значение инстр. музыки, на нац. итал. основе обогатил её мелодику и формы, внёс вклад в развитие жанра сонаты. Виднейшие представители Б. ш. - М. Каццати (учитель Дж. Б. Витали), Дж. Б. Бассани, П. Дельи Антонии, Б. Лауренти, Дж. Альдровандини, Т. А. Заслугой болонской скрипичной школы является создание значительного количества скрипичных сочинений - концертов, сонат, сюит, сохранивших своё художественное значение до наших дней и создавших благотворную почву для расцвета творчества Корелли. Именно он дал скрипичному искусству XVII - начала XVIII века совершенство и классическую завершенность.

Ученические годы

Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в маленьком древнем городке Фузиньяно недалеко от Болоньи. Его родные принадлежали к слоям интеллигенции. Корелли был пятым ребенком в семье, семья жила бедно. В раннем детстве Арканджело увлекся игрой на скрипке, занимался у местного скрипача. Когда подрос, был направлен в Фаенцу, где пользовался покровительством местного князя Ф. Ладархи и получал от местного священника уроки скрипичной игры. Затем продолжал занятия в Луго и, наконец, в 1666 году -- в Болонье. Здесь он сразу погружается в строгую атмосферу инструментального музицирования, слушает игру М. Каццати М. Каццати -- капельмейстера собора Сан-Петронио, скрипачей, работавших там,-- Б. Дж. Лауренти, Дж. Б. Витали, Л. Бруньоли, Дж. Бенвенути.

Уже к середине XVII века сложилась школа скрипичной игры - Болонская школа. Ученик основателя этой школы Э. Гаибары - Дж. Бенвенути считается учителем А. Корелли. Дж. Бенвенути развил у молодого скрипача элементы техники, выразительность исполнения, навыки сочинения. В какой-то мере воздействие на него оказал и другой ученик Э.Гаибары, Л.Бруньоли, который надолго сохранил славу отменного виртуоза и одаренного импровизатора. Поэтому именно скрипичное творчество больше всего привлекало Корелли.

Музыкальные способности, строгое обучение и упорный характер Арканджело Корелли привели его к первому успеху. В семнадцать лет (1670) А. Корелли становится членом болонской "Академии филармоников". Члены академии объединяли в своей среде, как профессионалов, так и любителей музыки. Требования были довольно строгими, для поступления необходимо было выдержать испытание по композиции. Не каждый мог выдержать экзамена, но А. Корелли с честью преодолел его. Концерты, ученые диспуты, просто творческие встречи - основной стержень деятельности таких академий. Здесь музыканты-профессионалы, встречаясь с представителями интеллигенции и образованными дилетантами, расширяли кругозор, укрепляли свое общественное положение. Роль академии была очень велика в выработке новой, светской культуры.

Пять лет, которые Корелли провел в Болонье, стали для него замечательной школой, той художественной базой, которая дала возможность полностью развить его талант скрипача и особенно композитора.

Расцвет творческой и исполнительской деятельности

Карьера Корелли, при всех его блестящих артистических данных, не могла развертываться в быстрых темпах. Италия, с ее большим числом капелл - консерваторий, частных кружков, академий, оперных театров, создавала мощный приток молодых артистов, соискателей и соревнователей в поисках работы.

По некоторым сведениям он уже в 1671 году числится скрипачом в театре «Tor di Nona. В 1675 году - скрипачом капеллы храма св. Людовика Французского. А в 1679 году, Арканджело Корелли выступил в качестве концертмейстера в римском театре Капраника, где шла опера его друга Бернардо Пасквини Пасквини - выдающийся композитор, один из наиболее выдающихся итальянских органистов, много лет был органистом церкви Santa Maria Maggiore в Риме, а позднее, кроме того, еще камермузыкантом принца Боргезе. Написал несколько опер; фп-ные пьесы его сочинения дошли до нас в сборнике "Toccates et suites pour le clavecin de MM. P., Paglietti et Gasparo de Kerle" (1704). Органные пьесы и трактат о контрапункте остались в рукописи., создаёт сонаты для скрипки и лютни, посвятив их своему меценату, князю Ф. Ладархи. О судьбе этих сочинений ничего не известно. Лишь в 1681 году выходит из печати его первый опус - трио-сонаты, посвященные королеве Кристине. В это же время занимается по композиции у М. Симонелли М. Симонелли - органист, композитор, певец папской капеллы, а также работает скрипачом в инструментальном ансамбле во время церковных служб.

Известно, что уже с конца 1670-х годов композитор работал над скрипичными сонатами соло. Сонаты были опубликованы как опус 5 лишь в 1700 году. Это одно из самых ярких свидетельств того медленного и вместе с тем тщательного процесса, в каком рождались его замечательные музыкальные произведения.

В 1682 году Корелли становится первым скрипачом большого ансамбля (10 скрипачей) в капелле св. Людовика. Вторую скрипку играет его ученик Маттео Форнари, который станет другом Корелли и никогда его не покинет. До 1708 года Корелли регулярно участвует в качестве руководителя этого ансамбля на различных праздниках, позднее его заменяет на этом посту М. Форнари.

Композитор был одним из активных участников салона бывшей королевы Швеции Кристины "палаццо Риарио". Здесь Корелли познакомился с выдающимся итальянским мастером, оперным и камерным композитором Алессандро Скарлатти. В противоположность, А. Скарлатти, исключительно продуктивному композитору, А. Корелли был необычайно осторожен в своих творческих опытах. Композитор отделывал свои сочинения до полного совершенства. Он относится к числу тех композиторов, чье творческое наследие не очень многочисленно, но зато оставило по себе глубокий, яркий след в истории музыки.

Последние годы

В 1687 году Корелли поступил на службу к кардиналу Панфили, у которого он работал капельмейстером до 1690 года. Изданные еще в 1685 году трио-сонаты для двух скрипок, смычкового баса или клавесина op. 2 были посвящены ему.

С 1690 года Корелли работал у кардинала Пьетро Оттобони. Оттобони вплоть до старости сохранил страстную любовь к музыке. У него в течение многих лет Корелли руководил музыкальными собраниями, заведовал его капеллой. Здесь в 1708 году произошла встреча с Г. Генделем, на которого игра Корелли и его произведения произвели глубокое впечатление.

В инструментальную капеллу под управлением А. Корелли входило свыше тридцати музыкантов, находившихся у Оттобони на постоянной службе. Корелли был выдающимся дирижером-концертмейстером. Даже не профессионалы, а просто культурные, чуткие слушатели умели оценить в Корелли его стремление добиться «точного аккорда у инструментов», а что он делал со своей собственной...

Другие файлы:

Арканджело Корелли (Corelli)

Творчество Джузеппе Тартини
Среди знаменитых скрипачей XVIII века таких как Арканджело Корелли с его знаменитыми сонатами для скрипки и Concerto grosso и Антонио Вивальди, скрипи...

Апофеоз Корелли

Месть Цезаря
Для семейной фирмы Сорши Вейтакер настали тяжелые времена. На помощь приходит старый друг семьи Цезарь ди Арканджело. Но так ли чисты его намерения, к...

Королева Кристина
Описание: Королева Кристина (1626-1689), удивительная во многих отношениях женщина, достойна пристального внимания не только историка, но и самой широ...