Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Инструментальная музыка барокко

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Инструментальная музыка бароккоКаранькова Ю.Н.Инструментальная музыка барокко развивалась преимущественно в трёх направлениях:Органная музыкаКлавирнаяСкрипичнаяОрган – ведущий инструмент эпохи барокко. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа также писали канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, чаконы, пассакалии, хоральные прелюдии.Крупнейшие композиторы и исполнители органной музыки (предшественники И.С. Баха):Италия: Джироламо Фрескобальди (1583-1643)Нидерланды: Ян Питерзон СвелинкГермания: Иоганн Якоб ФробергерИоганн ПахельбельДитрих Букстехуде (1637-1707).Органисты были и исполнителями на клавикорде и клавесине (разновидности клавесина: в Италии – чембало, в Англии – вёрджинал, во Франции - спинет) – весьма популярных инструментах барокко.Жанры клавирной музыки барокко:Сюита (франц. «ряд», «последовательность»; итал. название сюиты - партита) – цикл, чаще танцевальный. В состав сюиты в качестве обязательных танцев входили: немецкая аллеманда, подвижная французская куранта, медленная испанская сарабанда, стремительная английская жига. Нередко к ним присоединялись дополнительные: французский буре, гавот, менуэт, польский полонез. Включались и нетанцевальные пьесы – ария, рондо. Преамбулой служила прелюдия или французская увертюра.Соната (итал. – sonare - звучать): две разновидности – сольная клавирная и ансамблевая (скрипичная, виолончельная, флейтовая с фортепианным сопровождением).Концерт (от лат. «состязаюсь») – произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава - tutti (либо отдельных инструментальных групп) и solo. Разновидности:сольный концерт (оркестру противостоит один инструмент);Concerto grosso («большой концерт», всему составу оркестра – tutti (concerto grosso) противостоит группа инструментов - concertino);духовный (с использованием органа);светский (с использованием клавесина).Композиторы-клавесинисты:Италия: Доменико Скарлатти (1685-1757), его отец – Алессандро Скарлатти – знаментитый оперный композитор). В творческом наследии этого композитора наиболее ценными являются клавесинные сонаты. Их всего 300. Соната – современное название произведений Скарлатти. У него они называются экзерсисами (виртуозные произведения типа этюдов). Скарлатти – новатор в области клавирной техники (репетиции, глиссандо, перекрещивание рук – приёмы, получившие широкое распространение у романтиков 19 века).Франция: Франсуа Куперен (1668)Жан Филипп Рамо (1683-1764)Луи Клод ДакенАнглия: Генри Пёрселл (1659-1695) – более 40 пьес для клавесина, 8 танцевальных сюит.В эпоху барокко наблюдается расцвет скрипичного искусства. Широкое распространение в этот период получила виола (предшественница современного скрипичного семейства), имевшая несколько разновидностей – виола да гамба, виола д’амур, виола бастарда. Однако вскоре на первый план выдвинулась скрипка, постепенно вытеснившая виолу. Успехам скрипки весьма способствовала деятельность прославленных итальянских скрипичных мастеров – Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери (скрипки, альты, виолончели).Весьма распространённым в XVII столетии жанром была трио-соната. Название жанра установилось в связи с исполнительским составом, который включал 3 партии: два инструмента средней и высокой тесситуры (например, 2 скрипки, иногда – флейты, гобоя) и basso continue (итал. «непрерывный бас») – например, виола да гамба и клавесин или орган. Основу цикла трио-сонаты составляли медленное торжественное вступление, аллегро типа фуги, медленная лирическая часть и быстрый танцевальный финал.По структуре к трио-сонате близок старинный концерт: сольный и кончерто гроссо.В эпоху барокко приоритет в развитии скрипичной музыки принадлежит итальянской скрипичной школе. Её основоположником по праву считают Арканджело Корелли (1653 - 1713). Корелли – автор жанра кончерто гроссо (их 12), внёс большой вклад в развитие трио-сонаты (4 сборника) и старинной скрипичной сонаты.Ещё один великий итальянец – Антонио Вивальди (1678-1741) – композитор, дирижёр, скрипач-виртуоз. В его творчестве высшего расцвета достигает кончерто гроссо, где он установил трёхчастную форму. Вивальди – создатель жанра сольного инструментального концерта. Всего у него 465 инструментальных концертов: из них 49 кончерто гроссо, 331 сольных концертов с бассо континуо, 38 концертов для 2-х инструментов с бассо континуо, 32 концерта для 3-х и более инструментов с бассо континуо. Цикл Вивальди «Времена года» из 4-х концертов – один из ранних образцов программной музыки. Вивальди принадлежит также единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.Крупнейший представитель итальянской скрипичной школы, Джузеппе Тартини (1692-1770) внёс значительный вклад в развитие инструментальных жанров сонаты (175 сонат для скрипки с бассо континуо, соло и трио-сонаты) и концерта (125 концертов для скрипки с оркестром). Его стиль отличает развитая техника, богатство штрихов. Некоторые сонаты имеют программные заголовки: «Покинутая Дидона», «Дьявольская трель». Название последней связано с приснившимся Тартини сном, в котором дьявол поразил его воображение сыгранной сонатой. Под её впечатлением Тартини создал свою (трель звучит в быстрой части финала сонаты)....
Другие файлы:

Музыка и её типы
Вокальная, инструментальная и вокально-инструментальная музыка. Основные жанры и музыкальные направления вокально-инструментальной музыки. Популярност...

Музыка эпохи барокко

Отличительные черты искусства барокко. Барокко в литературе
Исследование процесса зарождения, становления и распространения художественного стиля барокко. Анализ вклада данного стиля в историю мировой культуры....

Музыкальное искусство XVIII века
Жанр оратории в работах И.С. Баха. Основной музыкальный инструмент барокко. Переходная фаза между поздним барокко и ранним классицизмом. Музыка период...

Вокальная музыка барокко. Оперные школы