Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Домра - музыкальный инструмент

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Домра - музыкальный инструментСолистка Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова Анастасия ЩеглинаИспокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Самые разнообразные музыкальные инструменты создавались и совершенствовались из поколения в поколение, чтобы лучше выражать мироощущение народа, его эстетические и этические представления.Отношение духовенства к русским инструментам было двойственным и во многом определялось их социальной ролью. Народные инструменты блюстителями православия именовались не иначе как “гудебные бесовские сосуды”, орудия “песен сатанинских”, “богомерзких игр” и т.п. лишь в руках бродячих скоморохов, совершавших языческие обряды.Однако в руках самих блюстителей православия народные инструменты могли стать средством “воспевания божественной мудрости и вознесения молитвы к небесам”.И не случайно первое дошедшее до нас упоминание о домре на Руси мы находим в “Поучениях митрополита Даниила”. Митрополит констатирует, что на ней, в числе других русских инструментов, музицируют сами служители православия. Даже “пресвитери, и диакони, и иподиакони... играют в гусли, в домры, в смыки”.Само название “домра” получило известность лишь в XVI столетии, однако первые сведения о щипковых с грифом (“танбуровидных”) инструментах на Руси относятся уже к X веку. “Танбур” в числе русских музыкальных инструментов описан арабским путешественником X века Ибн Даста, посетившим Киев (Куяб) между 903 и 912 годами. Примечательное наблюдение принадлежит Ахмеду ибн Фадлану, секретарю посольства багдадского халифа, оставившему интересное и детальное описание своего путешествия по Волге. Оказавшись очевидцем погребального обряда у “русов” в 921 году, он отметил, что умершему ставили в могилу, наряду с пищей и питьем, также и “тунбур”.Таким образом, первые сведения о подобных инструментах у славянских племен относятся к периоду, предшествовавшему расцвету Киевской Руси. Это в корне противоречит суждениям некоторых ученых о домре, как инструменте, тип которого будто бы был заимствован у восточных народов лишь в XIII-XIV веках, во время татаро-монгольского нашествия.Древнерусская домра являлась инструментом, предназначенным, в первую очередь, для коллективного музицирования, и существовала в различных тесситурных разновидностях.Русские народные музыкальные инструменты не могли развиваться изолированно от инструментов других народов, живущих по соседству. Действительно, у многих восточных народов, которые входили в состав Российской империи, нетрудно обнаружить целый ряд инструментов, чрезвычайно схожих с домрой. Это домбра у казахов, домр – у калмыков, думбыра – у башкир, танбур – у узбеков, думбра – у киргизов и т.д. Связь, например, русской домры и казахской домбры не случайно проявляется даже в названии; они настолько родственны, что нередко и сегодня многие музыканты путают термины “домра” и “домбра”!В 1648 году последовал “высочайший” указ царя Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожении суеверий”. Этот беспрецедентный по своей жестокости документ был направлен на полное истребление скоморошества. Царский указ был разослан воеводам всех русских городов. Предписания Алексея Михайловича старательно осуществлялись на практике. Русские народные инструменты безжалостно уничтожались. Широко известный факт: по велению патриарха Никона пять доверху груженых телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву-реку и там публично сожжены.С искоренением бродячего скоморошества изменяется инструментарий и в народном быту. К концу XVII столетия домра полностью выходит из употребления, фактически исчезает даже упоминание о ней. Исчезает профессиональное исполнительство музыкантов-домрачеев, прекращается производство домр. Однако народу по-прежнему нужен был струнный щипковый инструмент, подобный домре, и, главное, максимально простой в изготовлении. Именно так, изготовляемый кустарным способом, и возник новый вариант домры – балалайка.Домра же была возрождена в 1896 году. Образцом для ее возрождения послужил инструмент, найденный в Вятской губернии. Подробности этой находки описаны участником Андреевского оркестра С. А. Мартыновым в письме от 15 мая 1914 год.На основе инструмента, найденного в Вятской губернии, по чертежам В. Андреева, основателя первого русского оркестра, и при участии Николая Петровича Фомина к концу 1896 года музыкальным мастером Семеном Ивановичем Налимовым была изготовлена первая возрожденная домра. Назвали ее домрой малой. Раскладка ладов на гриф была дана Фоминым, конструктивное же решение в целом принадлежало Налимову.Вслед за домрой малой Налимов сделал домру-альт со строем на октаву ниже, а затем и домру-бас – на две октавы ниже малой домры. Внешне оба инструмента мало чем отличались от домры малой, но были, соответственно, большего размера. В дальнейшем инструменты домровой группы изменились.Все разновидности домры имели единый квартовый строй. Диапазон домры малой составлял чуть больше двух октав от ми первой октавы до фа третьей. Спустя двенадцать лет московский музыкант Григорий Павлович Любимов расширил возможности андреевской домры за счет увеличения диапазона, изменения квартового строя на квинтовый, увеличения кузова и добавления струны. Сегодня диапазон современной трехструнной домры увеличен еще на одну октаву от ми первой до фа четвертой, что значительно расширило возможности исполнителей.Заняв важное место в составе русского народного оркестра, домра долгое время представлялась инструментом, предназначенным исключительно для оркестрового исполнительства. Лишь спустя несколько лет при Великорусском оркестре начал функционировать квартет домр.Первым профессиональным домристом был П. П. Каркин. Именно ему обязаны разработкой основных приемов звукоизвлечения. Каркиным в начале века осуществлены первые издания для домры. Это были в основном переложения произведений зарубежных исполнителей. В 1909 году состоялось первое сольное выступление домриста.В 1926 году на рабфаке Московской консерватории, наряду с классами других народных инструментов, был открыт класс домры, а в конце 20-х годов класс трехструнной домры открылся и в Музыкальном училище им. Октябрьской революции, которое стало готовить специалистов для профессиональных оркестров русских народных инструментов.В 30-е годы классы домры открыты в некоторых консерваториях Украины, в музыкальных техникумах, в детских и вечерних музыкальных школах большинства областных центров страны. Если в 20-х годах домра была в основном ориентирована на рабочий класс, то уже к концу 30-х именно классическая музыка поставила домру (пока только четырехструнную) в ряд современных сольных инструментов и выдвинула ее на концертную эстраду.Основные приемы виртуозной техники, нашедшие применение в исполнительской практике на классических струнных инструментах, – быстрые и трудные пассажи, флажолеты, сложные ритмические фигуры, разнообразие штрихов и приемов, игра двойными и тройными нотами – все это блестяще продемонстрировали исполнители на русских инструментах.Возможности солирующей домры по-настоящему открылись в середине 40-х годов, когда для нее были созданы оригинальные сочинения. И первым из них по праву следует назвать “Концерт для трехструнной домры с оркестром” Николая Павловича Будашкина, написанный и впервые исполненный в 1945 году. Можно смело сказать, что с этого произведения начинается новый период в истории домрового исполнительства, поскольку концерт послужил началом создания оригинальной литературы.В 1951 году Ю. Шишаков написал одночастный “Концерт № 1 для трехструнной домры с русским народным оркестром”, ставший новым этапом в раскрытии ее художественных возможностей. В начале 60-х годов домровая литература пополнилась концертом Б. Кравченко, а также чуть ранее написанным концертом Ю. Зарицкого. В конце 50-х и начале 60-х появляется еще ряд превосходных исполнителей-домристов (В. Никулин, Ф. Коровай, М. Васильев).Теперь исполнители на домре выходят на сцены крупных филармонических залов с сольными концертами в одном или двух отделениях. Первым, кому Министерство культуры СССР предоставило официальное право на сольные филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1990-е годы Рудольф Васильевич Белов. Он, как и другие лучшие исполнители-домристы, лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов В. Яковлев, В. Никулин, В. Красноярцев, а несколько позднее – Т. Вольская, В. Круглов, А. Цыганков, С. Лукин, Б. Михеев, В. Ивко, возвели солирующую домру в ранг полноправных академических инструме...
Другие файлы:

Самодельные музыкальные инструменты
СОДЕРЖАНИЕ:Музыкальный инструмент из бутылок Музыкальный инструмент из чайных стаканов Инструмент из деревяжек — ксилофон Музыкальный ин...

Из истории музыкальных инструментов: домра
«Что такое домра?» – этот вопрос нередко задают люди, услышав об инструменте с таким названием. Другие с радостью спешат продемонстрировать свою просв...

Музыкальный калейдоскоп. Пьесы для баяна и аккордеона
"Музыкальный калейдоскоп" - это сборник пьес для баяна и аккордеона. Произведения различны по настроению и трактовке художественных образов, просты по...

Труба - музыкальный инструмент

Скрипка - музыкальный инструмент