Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Фортепианные концерты в творчестве А.Г. Шнитке

Тип: дипломная работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Московский государственный институтмузыки им. А.Г. ШниткеМузыкальный колледжДиплом по музыкальной литературе:Фортепианные концерты в творчестве А.Г. ШниткеСтудентки группы 941 Каспаровой НаталииРуководитель: кандидат искусствоведения,профессор И. А НемировскаяМосква, 2009ОглавлениеТворчество Альфреда ШниткеО жанре фортепианного концерта второй половины ХХ векаЖанр фортепианного концерта в творчестве А.Г. ШниткеКонцерт для фортепиано и струнного оркестра (1979) в контексте символики творческого мышления А.Г. ШниткеКонцерт для фортепиано в 4 руки и камерного оркестра, одночастный (1987-88)ЗаключениеБиблиографияТворчество Альфреда ШниткеБез музыки Шнитке невозможно объективно представить музыкальное искусство России второй половины ХХ века.Имя Альфреда Гарриевича стоит в одном ряду с такими выдающимися его современниками как Эдисон Денисов, София Губайдулина, Родион Щедрин, Сергей Слонимский, Галина Уствольская и др. В своем творчестве Шнитке - глубокий философ, стремящийся охватить воедино и запечатлеть многообразный мир во всех его проявлениях: от уродливого, безобразного, пошлого и приземленного, до возвышенного, гармоничного, прекрасного. Новый подход мастера к запечатлению вечных тем искусства проявился, в частности, в его обращении к полистилистике - методе, впервые открытом Шнитке-теоретиком, к которому он одним из первых обратился как композитор.Впервые эта тенденция проявилась у Шнитке в 70-е годы, когда от стилистики авангарда, от увлечения додекафонией, серийной техникой и конструктивизмом, которое сочеталось с параллельной работой в кино в области тональной и часто стилизированной под "классику" музыки, композитор решает пойти на рискованную, но необходимую меру: упростив музыкальный язык, попытаться связать полярные явления современной ему музыкальной жизни - классическое наследие, авангард, электронику, джаз, рок, поп музыку и др.).Для воплощения этой новой концептуальной идеи Шнитке использует два основных принципа:цитирование (например, коллаж - сопоставление стилей с резким неожиданным эффектом контраста; внедрение в музыкальное произведение прямых цитат, создание стилевых гибридов, адаптация чужого текста к своему языку или его свободное развитие)и аллюзия - своеобразная "игра" в музыкальные ассоциации, которая "проявляется в тончайших намеках и невыполненных обещаниях на грани цитаты, но не переступая ее". В произведениях Шнитке без труда уживаются вместе элементы романтизма и музыка барочной эпохи, знаменный распев и лютеранский хорал, немецко-австрийская и русская православная культуры. Своеобразно вписываясь в эстетику авангарда, эти разнородные компоненты каждый раз заново переосмысливаются автором в зависимости от контекста и музыкальной драматургии, в свою очередь образуя неповторимый стиль композитора. "Связь с предшественниками предопределена всеми теми полистилистическими “играми”, которые я себе позволяю уже много лет" - говорит композитор в беседе с А. Ивашкиным.Надо отметить, что музыку Шнитке роднят с романтизмом не только стилевые особенности отдельных эпизодов его творений. Композитору присущ романтический тип музыкального мышления и драматургии со свойственной им экспрессией и тематикой, характерной для многих опусов автора (например, тема Фауста, проходящая через все его творчество).Возможно поэтому в музыке Шнитке часто ощущается двойственность, вплоть до расщепления сознания, иными словами - принцип тезиса и антитезиса, единых в своем первоисточнике.Кстати, интеграция "низкого" и "высокого", традиций академических и массовокультурных, которую позволяет себе Шнитке, также во многом вызвана своеобразным воплощением философских идей о диалектике добра и зла, о дуализме всего сущего. От связи с романтической эстетикой, от глубокого ощущения религиозных проблем проистекает понимание композитором искусства как явления, которое отражает внутренний мир человека, непрестанно мечущегося между добром и злом.В 70-е годы Шнитке погружается в духовно-религиозную литературу, а в своем творчестве ищет тишины, простоты, медитативности."Музыка мною не пишется, а улавливается", "У меня есть ощущение, что некоторые идеи мне были как бы подарены - они не от меня…" -
Другие файлы:

Хоровое творчество Шнитке
А.Г. Шнитке как крупнейшая фигура в русской музыке последних десятилетий ХХ века. Стилистические особенности "Agnus Dei". Хор "Голоса природы" Шнитке....

Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре
В книге профессора Воронежской государственной академии искусств рассматриваются фортепианные произведения отечественных композиторов второй половины...

Великие композиторы («КП» Коллекция 2). Том 8. Шнитке
Описание: «Великие композиторы» - проект издательского дома «Комсомольская правда». Каждый из томов представляет собой небольшую книгу карманного форм...

Советская музыка
Творчество Родиона Щедрина. Концерты для фортепиано с оркестром, фортепианные произведения в различных жанрах. Массовая песня довоенного времени. Симф...

Биография Шнитке Альфреда Гарриевича
Биография выдающегося русского композитора Альфреда Шнитке. Жанры оперы и балета, симфонии, камерная и хоровая музыка в творческом наследии композитор...