Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Методика преподавания урока по баяну

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАНУфимское училище искусствИнструменты башкирского народного оркестра Хуснуллин Р. Р.Курсовая работаТема: «Методика преподавания урока по баяну»Педагог :народный артист РБ Рахимов Р. Р. Уфа – 2005ВВЕДЕНИЕМетодика обучения игре на музыкальных инструментах является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных музыкальных инструментах, как и в других областях педагогики. Методика складывалась, развивалась постепенно. Каждое поколение исполнителей и педагогов внесли свой вклад в эту науку, обогащая ее новыми практическими данными.Слово «Методика» греческого происхождения; в переводе на русский язык означает «Путь к чему-либо».Методика – есть совокупность способов, т.е. приемы выполнения какой-либо работы ( исследовательской, воспитательной, учебной ). В более узком смысле слово «Методика» - это учение о способах преподавания того или иного предмета.Специалист любой области, не вооруженный методическими навыками, не сможет оправдать своё назначение и никогда не станет полноценным мастером своего дела. Задачами курса методики обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте является подготовка учащихся к практической педагогической деятельности в ДМШ и кружках художественной самодеятельности.Цель курса методики - ознакомление учащихся с теорией игры на каком-либо музыкальном инструменте с основами педагогического процесса и практикой преподавания, т.к. у молодых преподавателей нет необходимого опыта работы с учащимися, который приобретается с годами.В системе музыкальных дисциплин методика занимает особое место, т.к. впитывает в себя значение этих дисциплин (теория, сольфеджио, музыкальная литература и т.д.)Наряду с другими музыкально-теоретическими дисциплинами методика способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор исполнителей. 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕа) ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА ПО БАЯНУЗадачи, поставленные перед всем искусством, в полной мере относятся и к музыке, в частности к исполнительскому искусству.Основные элементы педагогики – воспитание, образование и обучение – составляют единое целое в процессе воспитания молодого музыканта-исполнителя.Исполнитель-баянист, как и каждый музыкант, должен сочетать подлинное профессиональное мастерство с большой творческой смелостью, горячую любовь к искусству – со стремлением отдать для его расцвета все силы и знания. Он обязан ясно представлять себе содержание исполняемого произведения и иметь достаточно технических средств для правдивой, убедительной его передачи.Однако и этого не достаточно. Мастерское, т.е. яркое, выразительное исполнение требует, чтобы исполнитель не только понимал произведение, но и пережил, прочувствовал его образы. Художественное исполнение – это творческий акт, в известной степени аналогичный процессу создания произведения.Русскому исполнительскому искусству всегда были чужды любование внешними эффектами, пустое виртуозничанье, превращение технических средств в самоцель. Там, где любование своей игрой либо пассажем прекращает творческие искания, там начинается увядание художника. Музыканту нельзя забывать, что он играет не для себя, а для слушателя.Воспитание такого исполнителя – профессионала, горячо любящего своё дело, искусство – главная задача педагога-баяниста. б) ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯПедагог по специальности полностью отвечает за идейный рост своих воспитанников. Большую ошибку допускают те педагоги-музыканты, которые ограничивают свои обязанности лишь обучением учеников игре на инструменте.Моральный облик ученика, его взгляды и убеждения, его отношение к музыке в значительной степени складываются под влиянием педагога. Под влиянием педагога формируются и дисциплина ученика, его отношение к изучению других предметов, отношение к окружающим и т.д. Так, прививая ученикам любовь к музыкальной культуре своего народа, к классическому музыкальному наследию, он защищает их от медных, чуждых искусству увлечений эстетством, погоней за внешним эффектом. В процессе индивидуальных занятий по специальности педагог имеет возможность вести беседы с учениками на различные темы, ближе знакомиться с их жизнью и, таким образом, своевременно заметить недостатки каждого, чтобы в процессе воспитания направить свое внимание на их устранение.Преподаватель игры на баяне должен всемерно воздействовать на ученика добиваться повышения его успеваемости по всем предметам. Плох тот педагог, который будет пренебрегать общей успеваемостью своих учеников ради успеха занятий по баяну. Воспитательную роль играют также знания, которые педагог передает ученику в процессе преподавания игры на баяне, привитие исполнительских навыков.Основным средством воспитания является репертуар. Любовь к русской или башкирской музыке педагог может привить ученикам, если будет воспитывать их музыкальный вкус на народной и классической музыке, а также на лучших произведениях русских и башкирских композиторов.В процессе работы над музыкальным произведением следует ознакомить ученика с основными особенностями творчества данного композитора, с характерными чертами его стиля. Очень полезно провести беседу о творческом пути композитора. Ученик должен понимать мысли и чувства, которыми руководствовался автор, создавая произведение. Хорошо было бы рассказать и о выдающихся исполнителях произведения. Имея эти сведения, ученик сможет глубже раскрыть содержание произведения средствами, доступными его инструменту – баяну.Но, и при самом добросовестном отношении к своему делу со стороны педагога, ученик не достигнет, все же, необходимых результатов, если не будет работать сам – настойчиво, упорно, вдумчиво и сосредоточено. Поэтому одна из главных задач педагога – привить ученику любовь к труду, настойчивость и волю.в) ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ БАЯНИСТАВоспитание и обучение составляют единое целое в общем, педагогическом процессе. В деле специального образования баяниста основная цель педагога – развить в ученике любовь к музыке и музыкальное мышление, научить понимать художественное произведение и эмоционально отзываться, на его содержание, обеспечить совершенное владение инструментом и всесторонний рост исполнительских навыков ученика. Понимание художественного произведения находится в тесной связи с эмоциональной отзывчивостью исполнителя на содержание про...
Другие файлы:

Методика преподавания наречий и слов категорий состояния в школе
Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе. Наречие и слова категории состояния как части речи, особенности методики их преподавания в об...

Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка
Учебное пособие «Методика преподавания народного танца» (упражнения у станка) посвящено одной из самых изучаемых дисциплин в системе профессионального...

Методика преподавания немецкого языка с внедрением в педагогическую практику компьютеров
Специфика урока немецкого языка. Направления использования возможностей информационных технологий при его изучении. Планирование урока иностранного яз...

Методика подготовки и проведения урока по экономическим дисциплинам
Основные типы уроков. Организация учебной деятельности учеников на уроке. Условия эффективного проведения теоретических занятий по экономике. Коспекты...

Педагогический анализ урока
Этапы проведения личностно-ориентированного урока. Изучение видов нетрадиционного преподавания материала. Рассмотрение методических основ педагогическ...