Концертмейстерский класс
Тип: учебное пособие
Категория: Музыка
ПРОГРАММАПо предмету"КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"1. Цель и задачи дисциплиныЦель дисциплины – воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками.Задачи дисциплины– развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;– формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху);– развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы;– накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми;формирование готовности к практической деятельности в школе.Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов.Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныПри подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам:– аккомпанирование солисту, ансамблю, хору;– транспонирование, творческое обращение с нотным текстом;– объединение аккомпанемента с партией солиста;– подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним;кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям:– управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники;– исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением;– разучивание нового произведения с солистом, хором-классом;самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом.3. Объем дисциплины и виды учебной работы4. Содержание дисциплиныСодержание дисциплины по ГОСМузыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной партитурой.Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. ТранспонированиеТематический план дисциплиныСодержание разделов дисциплиныЭлементы концертмейстерской работыПартия сопровождения как равноценная часть произведения, способствующая раскрытию его содержания. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений. Особенности поэтического текста, связь слова и звука.2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с нимМузыкально-исполнительские навыки аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей мелодии, выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавать ритмическую пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с одновременным подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского умения аккомпанировать солисту-партнеру. Изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов.3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанементОбучение пению под собственный аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и классических вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен уверенно исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом следя за классом, а также используя элементы дирижерской техники. показывать вступление и дыхание головой или рукой).4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведенийВ эскизной работе над произведениями решаются концертмейстерские задачи: развитие чувства ансамбля, умение слышать себя в сочетании с солирующей партией и осуществлять контроль за звучностью аккомпанемента, преодоление технических трудностей сопровождения. Изучение относительно несложных произведений различных стилей, эпох, композиторов. Изучение фортепианных партитур и клавирных переложений.5. Чтение с листа и транспонированиеСвободное чтение н...