Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Художественно-просветительская деятельность Пабло Казальса

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Художественно-просветительская деятельность Пабло КазальсаРефератПодготовила ассистент-стажер 2 года Екатерина МакароваМосковская консерватория им. П.И. ЧайковскогоМосква 2005ВведениеКонец XIX и начало XX века – богатый и во многом трудный период в развитии мировой музыкальной культуры. Постепенно уходили из жизни ведущие композиторы второй половины XIX века: Вагнер, Лист, Брамс, Брукнер, Чайковский, Лист, Дворжак, Римский-Корсаков. Но уже в 90-ые годы XIX века выдвигались лидеры новых музыкальных течений: Штраус, Дебюсси, Регер, Малер, Пуччини и другие. Тогда же в русской музыке зазвучали имена Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева.I-ая Мировая война, разразившаяся в 1914 году, стала огромным потрясением для всего человечества. Общественное потрясение от войны и от революционных событий повлекло за собой развитие новых музыкальных течений, таких как импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм и многих других. В истории же музыкального исполнительского искусства XIX - XX веков выделяется фигура Пабло Казальса – музыканта, гуманиста и просветителя.Казальс прожил долгую жизнь. Он застал в живых Вагнера, Листа, Брамса, и, одновременно, был современником Альбениса, Гранадоса, Дебюсси, Скрябина, Равеля, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Бартока, Хиндемита, Шостаковича. Казальс играл со многими талантливыми исполнителями своего времени: с Бузони, Падеревским, Корто, Тибо, Крейслером, Изаи, Ойстрахом, Стерном, Менухиным и другими.В истории исполнительского искусства испанский музыкант выступает как убежденный поборник художественной правды и творческого подхода к исполнительству. Но не в одной только обширной музыкальной деятельности заключалось величие Пабло Казальса. Это был истинно большой человек, твердо, непоколебимо веривший в нравственные ценности. «Музыкант, - говорил он, - помимо всего прочего еще и человек, и важней, чем его музыка, - его отношение к жизни».Годы учения«Великим человеком, сохранившим человечность и отстаивавшим везде и всегда веру в человечество», – назвал Казальса Ромен Роллан.Эти слова Роллана могут стать лейтинтонацией этого реферата, посвященного художественно-просветительской деятельности Пабло Казальса. Заметим сразу – при всей масштабности этой темы – это лишь одна из граней жизни великого Пабло, как бы пронизывающая всю его музыкально-общественную деятельность, начиная с самой юности. Желание доставлять людям радость своей игрой, сначала неосознанно, потом явно, проявлялась в натуре Казальса, начиная с самого раннего детства. Этому способствовали и некоторые факты его биографии.Желание доставить людям радость присутствовало во всех событиях его юности, независимо от того, играл ли Казальс в профессиональном оркестре, или маленьком любительском составе в кафе Барселоны. Уже тогда Пабло охотно и щедро делился со своими коллегами приобретенными знаниями и навыками игры. Позднее маэстро вспоминал, что уже в 12-15 лет он начал искать пути совершенствования виолончельной техники. Позволю себе предположить, что и этими «находками» он делился со своими друзьями, с теми, кого интересовала область методики: «В то время нас заставляли напрягать руку и играть, держа под мышкой книгу… . Я хотел привить движениям моей правой руки полную гибкость и для этой цели позволял локтю свободную игру, облегчающую и усиливающую движение смычка».Процесс исполнения, приобщение к музыке, расширение собственного художественного кругозора были всегда для Казальса. Где бы он ни играл, он получал удовольствие от знакомства с самыми различными музыкальными жанрами: вальсами, маршами, мазурками или отрывками из популярных опер и музыкальных оперетт. Одновременно он не гнушался (ведь это доставляло людям радость) играть в самых разных оркестрах, которые выступали на сельских балах, свадьбах и постоялых дворах. Именно по настоянию Пабло в кафе «Тоста», где он играл довольно продолжительное время, один день в неделю уделялся исполнению исключительно классической музыки. Можно себе представить, какую роль играла в жизни молодого Казальса его встреча с всемирно известным испанским композитором Исааком Альбенисом*. Услышав игру виолончелиста, композитор и пианист не только выразил свой восторг, но и предложил Казальсу поехать вместе с ним в Лондон на гастроли. Этому категорически воспротивилась мать Пабло – Пилар Дефильо, которую юноша беспрекословно слушался и уважал. Несмотря на это Альбенис снабдил Казальса рекомендательным письмом графу де Морфии, известному меценату и любителю музыки.Вторым событием по своей значимости, сыгравшим не меньшую роль, чем встреча с Альбенисом, в жизни Пабло Казальса имело его почти случайное знакомство с сюитами Баха. Можно считать, что с этого момента определились на всю жизнь музыкальные вкусы Казальса и его идеалы в служении музыке, людям.Не повторяя всем известные факты биографии Казальса, напомню только, что, имея покровительство графа Морфии, он поступает в Мадридскую консерваторию (1894-1896), занимаясь по классу камерного ансамбля у Хосе де Монастерио, встречи с которым Пабло очень ценил, и классу композиции у Томаса Бретона.Материально жизнь Казальса складывалась непросто, и юноше очень помогла стипендия, которую он получал после блестящего выступления во дворце перед инфантой Исабель (сестры короля Альфонсо XII).По окончании консерватории Казальс переезжает в Бельгию, чтобы продолжить свое композиторское образование ______________________________________________________* Впоследствии Исаак Альбенис стал близким другом Пабло Казальса у крупнейшего композитора Франсуа Геварта. Неудачная встреча с профессором виолончели Эдуардом Жакобсом, отрицательные черты его (Жакобса) характера (отсутствие такта, заносчивость) – решили судьбу Пабло по-другому.Он покидает Бельгию и переезжает в Париж – город музыки, перенасыщенный событиями европейского искусства тех лет.Болезнь и невыносимые материальные условия заставили Казальса вернуться в Барселону. Там он занимает место преподавателя виолончели в городском музыкальном училище и место первого виолончелиста в «Liceu»*. Одновременно Казальс продолжает много заниматься, совершенствуя свое мастерство. Он непрерывно работает над сюитами Баха и другими произведениями, познавая философию великого немецкого гения, постигая вечные откровения гуманизма, библейских ценностей и огромного духовного потенциала Баха – того, кто служил лучшим идеалом человечества, независимо от времени и географического положения.______________________________________________________________* «Лицей» - оперный театр в Барселоне Концертная деятельностьВ 1999 году Казальс вновь возвращается в Париж. Он уже зрелый художник, артист, человек, в полной мере ощущающий свои гигантские возможности и готовый идти своей неповторимой дорогой.Все это подтвердило первое выступление Пабло в столице Франции с оркестром Ламуре, где исполнение Казальсом концерта Лало* оказалось триумфальным, бесповоротно вознесшим его художественные откровения на самую вершину музыкального Олимпа.Возвращаясь к теме просветительской деятельности Казальса, скажем, что среди бесчисленных концертов маэстро, его широчайшей исполнительской деятельности, в первую очередь выделяется его участие в одном из величайших трио: Корто, Тибо, Казальс – возникшем в 1905 г., и являвшемся непревзойденным на протяжении многих лет. Их сближало единство художественных взглядов и подлинная др...
Другие файлы:

Пабло Казальс
Эта книга посвящена одному из самых значительных музыкантов прошлого столетия — Пабло Казальсу.Казальс не только превосходный виолончелист-исполнитель...

Беседы с Пабло Казальсом
Книга написана в 1953 году соотечественником Пабло Казальса, бывшим в ту пору его секретарем и также эмигрировавшим из франкистской Испании доктором Х...

Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия
День славянской письменности, просвещения и культуры. Значение обретения письменности народами Юго-Восточной Европы. Биографические сведения о Кирилле...

Пабло Пикассо
Пабло Пикассо - одна из самых ярких, противоречивых и потрясающих фигур в мировой живописи. За свою более чем полувековую деятельность Пикассо преврат...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (на материале обучения детей ручному творчеству)
Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетиче...