Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Несколько страниц из истории гитарного искусства в Петербурге – Ленинграде

Тип: статья
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Несколько страниц из истории гитарного искусства в Петербурге – ЛенинградеКовалевская Ядвига Ричардовна Гитарное искусство в Петербурге, до и после революции, тесно связано с именем Петра Ивановича Исакова.Мне не хотелось бы ограничиваться сухим перечнем фактов и событий, и я попытаюсь рассказать более подробно то, что я знаю о жизни этого музыканта, исполнителя, педагога, оставившего неизгладимый след у поклонников его необыкновенного таланта.Петр Иванович Исаков родился в Крыму в 1885 году. Его знакомство с гитарой началось с детских лет и, как он говорил, этому способствовала сама природа Крыма. Учился он в Севастопольском музыкальном училище на хоровом отделении, а параллельно посещал класс виолончели. Занимаясь в училище, он продолжал совершенствовать игру на семиструнной гитаре и даже обучал игре своих друзей и знакомых.В 1905 году Петр Иванович заканчивает училище и начинает заниматься исполнительской и педагогической работой. В это время он делает обработки русских народных песен и занимается переложением классической музыки для гитары. В эти годы он женится и в 1910 году переезжает в Петербург, чтобы продолжить образование в консерватории, но, узнав, что класса гитары в консерватории нет, он пробует поступить на композиторское отделение или по классу виолончели. На прослушивание он идет к А.К.Лядову, который, услышав его игру на гитаре, говорит: “Да выкиньте Вы из головы это желание учиться на другом инструменте. Ваш инструмент – это гитара. Она Вас прославит.” С этого времени Петр Иванович начинает брать уроки композиции у Лядова и одновременно продолжает совершенствовать игру на гитаре.С 1913 года начинают выходить пластинки с записями его обработок русских народных песен, романсов и переложений музыкальных произведений русских и зарубежных авторов. Обработки отличаются использованием оригинальных приемов игры на гитаре, гармонической изобретательностью и блестящим техническим исполнением. Одна из пластинок сохранилась у нашего петербургского коллекционера Ю.Б.Перепелкина.В этот период он ведет интенсивную исполнительскую и педагогическую деятельность. Петра Ивановича приглашают все известные салоны Петербурга, где он играет соло и аккомпанирует таким певцам, как Н.Н.Фигнер, И.В.Тартаков, Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин и другим. Одновременно его приглашают в Зимний дворец – обучать игре на гитаре детей императора Николая II. В определенное время за ним присылалась карета и отвозила его во дворец. За каждый урок в царской семье Петру Ивановичу платили золотыми рублями столько, что на эти деньги он мог прожить 2-3 месяца. Жил он в то время на Караванной улице (в Ленинграде – улица Толмачева) в доме 14, недалеко от Невского проспекта, на втором этаже и занимал одиннадцать комнат.В эти годы он часто играет на благотворительных концертах, а в 1916 году состоялся его сольный концерт в зале бывшего Петровского училища, где в ту пору устраивались камерные концерты. Выступление прошло с большим успехом и имело хорошие отзывы в прессе.После революции в 1920-м году он с семьей уезжает в Севастополь из-за беспорядков и тяжелого продовольственного положения в городе. В Севастополе он вместе с Л.В.Собиновым выступает в воинских частях и преподает в народной консерватории, организованной Собиновым. Афиши и программы выступлений того времени сохранились и находятся в Публичной библиотеке.По возвращении в Петроград в 1922 году он находит свою квартиру занятой другими жильцами и ему удается получить только одну восемнадцатиметровую комнату в этой же квартире. С этого времени и до конца своих дней Петр Иванович будет жить в коммунальных квартирах: сначала на Караванной, а затем, после войны, на улице Писарева, недалеко от Театральной площади. Несмотря на жизненные невзгоды, Петр Иванович много работает как педагог в связи с увеличением после революции интереса к гитаре. Он обновляет гитарный репертуар новыми аранжировками, создает оркестры при заводах и клубах.После приезда испанского гитариста Андреса Сеговии в 1926 году усилился интерес и стремление молодежи к шестиструнной гитаре, и Петр Иванович организовывает курсы обучения, которые в 1928 году переименовываются в Ленинградское общество гитаристов. К нему приходит, в поисках работы, Василий Иванович Яшнев, окончивший трехгодичный рабфак при консерватории на теоретическом отделении. Петр Иванович предлагает ему вести занятия с новичками и знакомит его со своей методикой начального обучения на шестиструнной гитаре.В эти годы Петру Ивановичу приходится писать много упражнений, этюдов, небольших пьес, т.к. учебного материала было мало. Одновременно с педагогической работой он много играет соло на семиструнной гитаре с четырьмя дополнительными басами, аккомпанирует певцам, исполняет партии гитары в Мариинском театре в операх “Севильский цирюльник”, “Фальстаф”. В связи с тем, что Петру Ивановичу предлагают работать в училище, Общество гитаристов прекращает свою деятельность. Теперь он преподает в только что открывшихся классах гитары в училище имени Римского-Корсакова при консерватории (ул.Некрасова, дом 4\2) и в училище имени Мусоргского на ул. Чайковского. Во второй приезд А.Сеговии в 1936 году состоялась его встреча с учениками Петра Ивановича в училище имени Мусоргского, сохранилось несколько фотографий этой встречи. Кроме того, Петр Иванович консультировался у А.Сеговии по вопросам применения некоторых приемов игры и интересовался методикой обучения учащихся на западе.В.И.Яшнев в этот период начинает преподавать в Ленинградском Дворце пионеров, где обучение на гитаре начиналось с 8-10 лет. Так, в дальнейшем, из Дворца пионеров выйдут такие гитаристы, как Лилиана Седлецкая – лауреат Всероссийского и Всесоюзного конкурсов. После войны она приходила к Петру Ивановичу заниматься и готовила с ним программу к конкурсу. Лев Андронов до войны учился у Яшнева, а после войны поступил в вечернюю школу для взрослых к Петру Ивановичу. Женя Большаков, Женя Успенская, Борис Павлов – это бывшие ученики Яшнева.Учебного материала не хватало, и кооперативное издательство “Тритон” начинает в 1934 году печатать этюды и пьесы Каркасси, Карулли, Джульяни, Тарреги, а также упражнения в аккордах, этюды и аранжировки, сделанные П.И.Исаковым.Когда в 1937-м году я начала учиться у педагога Анны Лазаревны Петровой (ученицы Петра Ивановича), то мы все пользовались только рукописными нотами. В училище также много времени тратилось на переписку пьес и этюдов, которые приносил Петр Иванович.С поступлением в музыкальное училище при консерватории в 1938 году для меня началась новая жизнь. Это – интенсивные домашние занятия, посещение оперных театров, концертов, лекций. Тот недостаток начального музыкального образования, который наблюдался у всех гитаристов училища, мы пытались восполнить посещением лекций по музыке И.И.Солретинского в Центральном лектории на Литейном проспекте.Судьба подарила мне счастливую возможность учиться у Петра Ивановича Исакова. Это был необыкновенно добрый, мягкий человек, с теплой и отеческой любовью относившийся к нам, ученикам. Он был высокого роста, крепкого спортивного телосложения, всегда был подтянут и опрятно одет. Я видела его всегда бодрым и приветливым. Он никогда не жаловался на свое здоровье, жизненные невзгоды и был необычайно снисходителен к недостаткам других. Меня в нем поражали выдержка и упорство, с какими он добивался нужных результатов, будь то аранжировка, либо разработка новых моделей гитары или их усовершенствование. Так было, например, с инструментом работы мастера Пакальнина, который перестал удовлетворять его своим звучанием. Он долго работал над ним вместе с мастером А.И.Кузнецовым. Менял верхнюю деку, менял расположение пружин, но никак не мог добиться нужного звука. И когда однажды я зашла к нему за нотами, он предложил мне поиграть на этом инструменте, а потом спросил, нравится ли мне эта гитара после ремонта? И только положив гитару, я ответила “нет”, как он, размахнувшись, разбивает кулаком верхнюю деку. От неожиданности я вскрикнула: “Петр Иванович, зачем?!”. А он спокойно отвечает: “Ничего, детка. Иначе я никогда не решился бы снова ее переделать”.У Петра Ивановича было редкое сочетание мудрости, глубоких знаний, высокой культуры и, в то же время, – это была натура широкая и великодушная, чуждая всякой расчетливости. Поэтому и неудивительно, что он был всегда желанным гостем в тех домах, где еще сохранилось и как-то поддерживалось подобие прежних приемов, радушных встреч и задушевных бесед. Почти всегда Петр Ивано...
Другие файлы:

Секреты гитарного звука
Книга является наиболее полным описанием процесса формирования гитарного звука в современной музыке. Она призвана помочь как начинающим, так и опытным...

Бронзовый век. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга 1985-2007
Иллюстрированный каталог представляет собой культурологическое исследование памятников, памятных знаков и объектов монументально-декоративного искусст...

Г.В. Плеханов об атеизме и религии в истории общества и культуры (Избранные произведения и извлечения)
Труды Г.В. Плеханова по проблемам религии, атеизма, мифологии и средневекового искусства, литературы, живописи и музыки XVIII и XIX веков — одна из са...

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж в Ленинграде [Санкт-Петербурге] является не только одним из самых больших, но – по составу своих коллекций – и одним из самых...

Краткий курс истории военного искусства в средние и новые века.
Формат архива: RAR, 3% на восстановлениеРазмер архива: 35 MbТрёхтомное сочинение с прилагаемым атласом в одном архиве.Сжатое изложение курса истории...