Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Джузеппе Верди

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Джузеппе Верди 1813 - 1901Творческий путьРовесник Вагнера. Как и Вагнер, он был великим оперным композитором 2-й половины 19-го века. Он написал 26 опер и 1 реквием. Обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. В отличие от Вагнера Верди не отрицал оперных традиций, а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), но он реформировал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого. К тому времени опера нуждалась в реформации. Было много вокальных излишеств, она часто распадалась на отдельные номера. Верди стремился создать музыкальную драму. Он хотел соединить вместе драму и музыку. Верди не декларировал свою реформу, а делал её (не писал статей о реформе). Это произошло не сразу. Путь к мастерству был долгий. Творчество его впитало разные итальянские традиции от Россини (мастерство деференцированного (контрастного) ансамбля, динамические нарастания в финалах). От Беллини Верди взял вокальное мастерство, широту, выразительность мелодии; от Доницетти – остроту контрастов, сценичность.Верди выступал как оперный композитор в 40-е годы. В это время усилилась освободительная война итальянцев против австрийцев. Оперы этого времени отвечают духу времени. Оперы героические, обилие массовых народных сцен, написаны крупным стилем – плакатным, броским, ярким. Хоры и арии в 40-е годы народ распевал на улицах.Оперы 40-х годов: “Битва при Линьяно”, “Набукко”, “Ломбардцы”. Либреттист того времени – Солера. Есть и другие оперы: “Леди Макбет”, “Эрнани”, “Луиза Миллер”.“Эрнани” по драме Гюго. Полна романтических страстей, контрастов. Эмоции преувеличены. Психологической разработки характеров не хватает.“Леди Макбет”. По Шекспиру. Сильные характеры, яркие страсти. Очень театральна.“Луиза Миллер”. По Шиллеру. Глубокая психологичность. Появляется тема социального неравенства. Эта тема открывается в 50-х годах. 50-е годы6 опер: “Риголетто”, “Травиата”, “Трубадур”, “Сицилийская вечерня”, “Симон Бокканегра”, “Бал-маскарад”. В этих зрелых операх Верди стремился к реальному изображению страстей и характеров, к психологизму. Характеры раскрываются в острых конфликтах. Большое значение Верди придавал либретто. Он заботился о том, чтобы оно было сжато и чтобы были острые конфликты. Оркестр в 50-е годы обогащается. Он усложняется.“Риголетто”. 1851 год. Либретто Пиаве по драме Гюго “Король забавляется”. По цензурным соображениям действие перенесено в Италию. Трибуле – 1-е имя Риголетто. Опера полна ярких театральных конфликтов, но есть преувеличение чувств.“Трубадур”. По драме Гумьериса. Крайне запутанный сюжет.“Травиата”. По Дюма. Бытовая психологическая драма.“Сицилийская вечерня”. Продолжает линию героических опер 40-х годов. Написана в духе большой французской оперы.60-е годы2 оперы. “Сила судьбы” (по заказу Петербурга). [В 70-е и 80-е годы Верди написал по одной опере]. Верди 2 раза приезжал в Петербург. Либретто Пиаве. Либретто неудачное. “Дон Карлос” по Шиллеру. Психологическая драма. Большая опера. Здесь Верди не делит оперу на номера, он придает ей сквозное развитие (сквозные сцены).1871 год. “Аида”. 1-я постановка была в Каире. Написана по заказу Каира. Большая. Внешние признаки – большая французская опера, но здесь очень важна глубокая психологичная драма. Вся опера состоит из сквозных сцен.В 70-е годы Верди написал реквием памяти поэта-революционера Алесандро Мандзони. 1873 год. По драматизму и контрастам, по театральности реквием приблизился к опере.80-е годы1886 год. “Отелло”. Музыкальная драма. Либретто Бойто. Слияние музыки и драмы. Большие драматические сцены, напряженное развитие, в которое включаются сложившиеся оперные формы. Огромная роль оркестра. Гармонический язык усложняется – альтерации, прерванные обороты. Вводит лейтмотивы. В вокальных партиях усиливается декламационность. Образуется декламационно-ариозный стиль.1893 год. “Фальстаф”. По Шекспиру (“Виндзорские проказницы”). Здесь совершается оперная реформа в комическом жанре. Состоит из сквозных сцен. С большой ролью декламационности.“Риголетто”1851 год. Либретто Пиаве. В основе сюжета – драма Гюго “Король забавляется” – это социально-обличительная пьеса из эпохи XVI века (король Франциск I). Опера была написана за 40 дней и поставлена с большим успехом. Это первая зрелая драматическая опера, первая вершина реализма. Эта драма была во Франции запрещена, т.к. она разоблачает пороки царственных персон. Пиаве перенес действие из Франции в Италию. Король Франциск стал герцогом, шут Трибуле – Риголетто, его дочь Бланш стала Джильдой. Эта опера – психологическая музыкальная драма. Она развивает тенденции, которые сложились в операх 40-х годов. Написана в традициях “Луизы Миллер” и “Леди Макбет”, но с ещё большим психологизмом. Опера полна резкими контрастами, романтическими преувеличениями, которые вносят мелодраматический характер.Опера сценична. Резкие контрасты придают ей театральную яркость. Например: “Сцена бала у герцога” в 1-м действии. Появляется трагическая фигура графа Монтерона, который проклинает герцога и Риголетто. В последнем действии мрачная обстановка, бурная сцена убийства и, вдруг, звучит легкомысленная песенка герцога.В опере есть противопоставление героев: легкомысленный образ герцога и Риголетто, страдающая Джильда и кокетливая Маддалена.Опера состоит из 3-х действий. Внутри действий Верди стремится к созданию сквозных сцен, в которые входят ариозо, напевные речитативы, хоровые фрагменты. Некоторые разделы сцены могут быть вполне законченными по форме.Особенно глубоко дана характеристика Риголетто. Он показан с разных сторон (характер): и как шут, издевающийся над другими, и как любящий отец, и как мрачный зловещий мститель, и как глубоко трагическая фигура (кульминация характера – ария “Куртизаны – исчадья порока”). Партия оркестра более сложная и интересная. Она перестает играть только аккомпанирующую роль. Именно в оркестровой партии звучит единственный в опере лейтмотив – лейтмотив Проклятья. С него начинается вступление к опере. 2 картина 1-го действия – “Разговор Спарафучиле”.1-е действие. C-moll. Трагическая тема вступления. Повторение на одной ноте характерно для партии Монтерона. 2-я тема с секундовой стонущей интонацией. Тема страдания Риголетто. Завершается репризой.1-я картина. Бал в доме герцога. Легкомысленная атмосфера. В центре картины – баллада герцога. Это как бы его кредо: “Та, иль эта, я не разбираю”. As-dur. Законченный номер. Куплетная форма. Опора на народные итальянские танцы.Менуэт и Ригодон. Гости танцуют. Простые (менуэт и ригодон). Ригодон в G-dur. Все это построено как 1 сцена.Вдруг появляется сцена Монтерона. Он появляется, все поражены. Вокальная партия основана на одной ноте (на лейтмотиве проклятья). Риголетто издевается над ним. В оркестре – кривлянья шута. Он говорит: “Доверие вы наше не оправдали . . .”. Велика роль оркестра. Разные ритмические фигуры. В ответ Монтерон говорит: “Вновь оскорбление”. “Обиды страшной я не забуду”. Все поражены. Монтерон проклял герцога и Риголетто. Далее хор придворных: “Старик полоумный, как смел ты явиться?”. Постепенно атмосфера бала проясняется, и люди забывают об этом происшествии.2-я картина. Дуэт Риголетто и Спарафучиле. Мрачное вступление – лейтмотив проклятья. Атмосфера ночи выражена в оркестре. Ум7 аккорды. Риголетто один. Важен его монолог. Он вспоминает проклятье: “Навек тем старцем проклят я”. Звучит лейтмотив проклятья. Далее разговор c Спарафучиле. Весь этот разговор – речитатив. Разговор звучит на фоне оркестровой темы.Далее сцена и дуэт. Дуэт
Другие файлы:

Великие композиторы. Выпуск 11 - Джузеппе Верди (+ аудио)
Каждый из двадцати томов коллекции «Великие композиторы» представляет собой книгу карманного формата в твёрдом переплёте с очерком о жизни и творчеств...

Верди, Джузеппе

Опера Джузеппе Верди "Травиата" (La Traviata)

Джузеппе Верди
В книге обстоятельно изложена биография великого итальянского композитора, проанализированы его лучшие оперы («Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Аи...

Опера Джузеппе Верди «Корсар» "Эрнани" (Ernani)