Оптимизация транспортных перевозок
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
В последние годы все большее значение приобретает математический подход к задачам планирования.
С помощью методов прикладной математики (в частности линейного программирования) решаются такие проблемы, как оптимизация транспортных перевозок, задача о наилучшем использовании сырья, наилучшем плане работы вычислительного комплекса, и многие другие задачи. Решение этих задач позволит значительно снизить экономические затраты на реализацию и эксплуатацию соответствующих проектов. Таким образом, задачи прикладной математики имеют самое обширное применение в жизни.
В данной курсовой работе необходимо решить ряд вышеописанных задач, используя методы линейного программирования и безусловной оптимизации.
1. Линейное программирование
1.1 Построение математической модели ЗЛП
График по варианту задачи линейного программирования:
Получение уравнения целевой функции.
Для наглядности обозначим вершины буквами:
A (1,0); B (0,1); C (3,3); D (4,1); E (3,0); F (1,0); H (5,2)
Выбираем две точки прямой (0,2) (5,4) и по уравнению прямой находим уравнение целевой функции:
x1=5x2 - 5; x1 - 5x2 + 5=0;
Поскольку направление справочной стрелки и градиента не совпадают, то целевая функция имеет вид:
Получение системы линейных ограничений
Найдем уравнения прямых по формуле:
AB:
x1 + x2 ? 1
BC:
2x1 - 3x2 ? -3
CD:
-2x1 - x2 ? -9
DE:
- x1 +x2 ? -3
EA:
x1 ? 0
Составим математическую модель ЗЛП:
F = x1 - 5x2 +5 > min
x1 + x2 ? 1
2x1 - 3x2 ? -3
-2x1 - x2 ? -9
- x1 +x2 ? -3
x1, x2 ? 0
1.2 Получение решения ЗЛП графическим методом
Как видно из графика, оптимальная точка области решений, при которой целевая функция стремится к минимуму - точка C (3,3). Значение целевой функции в этой точке: F = -7.
1.3 Решение ЗЛП алгебраическим методом
Имеем математическую модель ЗЛП:
F = x1 - 5x2 +5 > min
x1 + x2 ? 1
2x1 - 3x2 ? -3
-2x1 - x2 ? -9
- x1 + x2 ? -3
x1, x2 ? 0
Вводим дополнительные переменные и переходим к каноническому равенству:
F = x1 - 5x2 +5 > min
x1 + x2 - x3 = 1 x3 = -1 + x1 + x2
2x1 - 3x2 - x4 = -3 x4 = 3 + 2x1 - 3x2
-2x1 - x2 - x5 = -9 - x5 = 9 - 2x1 - x2
-x1 + x2 - x6 = -3 x6 = 3 - x1 + x2
xj ? 0, j = 1,6
Базисными являются x3, x4, x5, x6; свободными - x1, x2.
Решением будет служить < 0, 0, -1, 3, 9, 3 >, являющееся недопустимым. Выведем x3 из базисных в свободные переменные, а x1 переведём в базисные, чтобы избавиться от недопустимости в значениях переменных. Тогда система уравнений примет следующий вид:
x1 = 1 - x2 + x3
x4 = 5 - 5x2 + 2x3
x5 = 7 + x2 - 2x3
x6 = 2 + 2x2 + x3
F = 6 - 6x2 + x3 > min
Полученное решение < 0, 9, 8, 24, 0, 12 > может быть выбрано в качестве опорного.
Переведем в базис переменную x2, а в свободные - x4:
x2 = 1 - 1/5x4 + 2/5x3
x1 = 0 + 1/5x4 - 8/5x3
x5 = 8 - 1/5x4 - 1/5x3
x6 = 4 - 2/5x4 - 7/5x3
F = 0 + 6/5x4 - 7/5x3
Переводим в базис переменную x3, а в свободные - x5:
x3 = 5 - 11/8x4 - 5/8x5
x1 = 3 - 1/8x4 - 3/5x5
x2 = 3 - 1/4x4 - 1/4x5
x6 = 3 - 3/8x4 + 1/8x5
F = -7 + 7/5x4 + 7/8x5
Решение < 3, 3, 5, 0, 0, 3>, F = -7 является допустимым и оптимальным (так как целевую функцию уже нельзя улучшить). Так как результат совпал с результатом, полученным при решении графическим методом, делаем вывод, что решение верно.
1.4 Решение ЗЛП методом симплекс-таблицы
Имеем математическую модель:
F = x1 - 5x2 +5 > min
x1 + x2 ? 1
2x1 - 3x2 ? -3
-2x1 - x2 ? -9
- x1 + x2 ? -3
x1, x2 ? 0
Выбираем подходящее опорное решение и преобразовываем его для создания симплекс-таблицы:
x3 = -1 - (-x1 - x2)
x4 = 3 - (-2x1 + 3x2)
x5 = 9 - (2x1 + x2)
x6 = 3 - (x1 - x2)
F = 5 - (-x1 + 5x2)
b |
X1 |
X2 |
|||||
X3 |
-1 |
-1 |
-1 |
||||
1 |
-2/3 |
1/3 |
|||||
X4 |
3 |
-2 |
3 |
||||
1 |
-2/3 |
1/3 |
|||||
X5 |
9 |
2 |
1 |
||||
-1 |
2/3 |
-1/3 |
|||||
X6 |
3 |
1 |
-1 |
||||
1 |
-2/3 |
1/3 |
|||||
F |
5 |
-1 |
5 |
||||
-5 |
10/3 |
-5/3 |
b |
X1 |
X4 |
|||||
X3 |
0 |
-5/3 |
1/3 |
||||
5 |
...
Другие файлы:
Оптимизация в планировании перевозок Оптимизация процесса транспортных перевозок Оптимизация материального потока Организация транспортных перевозок Перспективы развития международных перевозок в Республике Казахстан (на примере железнодорожного транспорта) |