Исследование возможности применения методов математического моделирования к прогнозированию результатов единого государственного экзамена
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Южно-Уральская интеллектуально-социальная программа
для молодежи и школьников "Шаг в будущее - созвездие - НТТМ"
Южно-Уральский координационный центр НТТМ
"Интеллектуалы XXI века"
Исследовательская работа
(секция 3А "Прикладная математика")
Исследование возможности применения методов математического моделирования к прогнозированию результатов единого государственного экзамена
Автор: Вардугина С.Ю.,
Челябинская область, г. Троицк,
МБОУ "Лицей №13", класс 11
Научный руководитель:
Мельникова Ю.Б.,
учитель математики
МБОУ "Лицей №13"
Челябинск - 2013
Содержание
Введение
1. Обзор литературы
2. Собственные исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
математический моделирование государственный экзамен
Введение
Любому человеку в жизни приходится составлять краткосрочные прогнозы: начиная прогнозом погоды на завтрашний день на бытовом уровне, и заканчивая показателями рынка капиталов, а также сложных процессов экономики, социологии и так далее. Для составления прогнозов более сложных, чем бытовых, разработано множество приемов и моделей. А данные модели и составляют предмет математического моделирования.
Изучая тему математического моделирования третий год, мы встретили множество разнообразных моделей, которые смогут помочь смоделировать любую ситуацию в любой области знаний. Например, теория управления запасами, изученная нами на первом этапе работы, помогает оптимизировать расходы на управление какого-либо объекта и регулировать запасы некоторого продукта; имитационные модели, применяются в ЭВМ; экологические модели, изученные нами на втором этапе работы, помогают для анализа настоящей ситуации экологической системы. Но для экологических моделей зачастую требуются труднодоступные данные. В нашем случае, данные достать было не возможно, поэтому экологическое моделирования было лишь изучено. На данном этапе работы мы изучаем методы и модели анализа и прогнозирования на основе временных рядов.
Но применение данных методов будет нестандартным: мы используем методы прогнозирования экономических процессов на основе временных рядов для прогнозирования результатов Единого Государственного Экзамена.
Цель работы: изучить возможности математического моделирования на примере прогнозирования результатов ЕГЭ.
Для осуществления цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучить, что такое математическое моделирование.
2. Изучить модели математического моделирования.
3. Собрать данные результатов ЕГЭ учеников МБОУ "Лицей №13" по трем предметам за 11 лет.
4. Спрогнозировать результаты ЕГЭ на 2012, 2013, 2014 года для учеников МБОУ "Лицей №13".
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что с помощью математического моделирования можно составлять достаточно точные прогнозы на примере прогноза результатов ЕГЭ по математике, физике и русскому языку.
Актуальность исследования: Моделирование организует знания об объекте таким образом, чтобы помочь выбрать нужную стратегию или предсказать результаты стратегии, которая, выбранная с помощью системного анализа, является наилучшей для решения поставленной задачи.
Объект исследования: математическое моделирование.
Предмет исследования: математическое моделирование результатов ЕГЭ.
Практическая значимость: С помощью данной работы возможно оценить состояние наших знаний по выбранным предметам.
Научная новизна: В нашем учебном заведении впервые будет сделан обоснованный прогноз результатов ЕГЭ.
1. Обзор литературы
Математическое моделирование
Никакое определение не может в полном объёме охватить реально существующую деятельность по математическому моделированию. Несмотря на это, определения полезны тем, что в них делается попытка выделить наиболее существенные черты.
Определение модели [2] по А.А. Ляпунову: Моделирование -- это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель):
1. находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;
2. способная замещать его в определенных отношениях;
3. дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте.
По учебнику Советова и Яковлева [3] "модель (лат. modulus -- мера) -- это объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала". "Замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели называется моделированием". "Под математическим моделированием будем понимать процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью, и исследование этой модели, позволяющее получать характеристики рассматриваемого реального объекта. Вид математической модели зависит как от природы реального объекта, так и задач исследования объекта и требуемой достоверности и точности решения этой задачи".
По Севостьянову А.Г.: "Математической моделью называется совокупность математических соотношений, уравнений, неравенств и т.п., описывающих основные закономерности, присущие изучаемому процессу, объекту или системе". [4]
Наконец, наиболее лаконичное определение математической модели: "Уравнение, выражающее идею". [5]
Математическое моделирование социально-экономических систем - это теоретико-экспериментальный метод познавательно-созидательной деятельности, это метод исследования и объяснения явлений, процессов и систем (объектов-оригиналов) на основе создания новых объектов - математических моделей. Под математической моделью принято понимать совокупность соотношений (уравнений, неравенств, логических условий, операторов и т.п.), определяющих характеристики состояний объекта моделирования, а через них и выходные значения - реакции, в зависимости от параметров объекта-оригинала, входных воздействий, начальных и граничных условий, а также времени.
Математическая модель, чаще всего, учитывает только те свойства (атрибуты) объекта-оригинала, которые отражают, определяют и представляют интерес с точки зрения целей и задач конкретного исследования. Следовательно, в зависимости от целей моделирования, при рассмотрении одного и того же объекта-оригинала с различных точек зрения и в различных аспектах, последний может иметь различные математические описания, и, как следствие, быть представлен различными математическими моделями. Классификацию видов моделирования и, соответственно, моделей проводят по разным признакам: по сфере приложения (области применения), по характеру моделируемых объектов, по степени подробности моделей и т.д., А.В. Стариков и И.С. Кущева [6] их описывают достаточно подробно.
Рассмотрим ряд основных понятий, связанных с системным анализом и моделированием социально-экономических систем, чтобы с их помощью более полно раскрыть суть такого ключевого понятия, как экономико-математические методы. Термин экономико-математические методы понимается в свою очередь как обобщающее название комплекса экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения социально-экономических систем и процессов.
Под социально-экономической системой будем понимать сложную вероятностную динамическую систему, охватывающую процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ. Она относится к классу кибернетических систем.
Основным методом исследования систем является метод моделирования. При этом под моделью будем понимать образ реального объекта в материальной или идеальной форме (т.е. описанный знаковыми средствами на каком-либо языке), отражающий существенные свойства моделируемого объекта и замещающий его в ходе исследования и управления.
Практическими задачами экономико-математического моделирования являются:
- анализ экономических объектов и процессов;
- экономическое прогнозирование, предвидение развития экономических процессов;
- выработка управленческих решений на всех уровнях хозяйственной иерархии.
Социально-экономические системы относятся к так называемым сложным системам. Сложные системы в экономике обладают рядом свойств, которые необходимо учитывать при их моделировании, иначе невозможно говорить об адекватности построенной экономической модели. Важнейшие из этих свойств:
- массовый характер экономических явлений и процессов. Закономерности экономических процессов не обнаруживаются на основании небольшого числа наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения;
- динамичность экономических процессов, заключающаяся в изменении параметров и структуры экономических систем под влиянием среды;
- случайность и неопределенность в развитии экономических явлений;
Радиолокационное распознавание и методы математического моделирования
Настоящий сборник объединяет статьи [1 — 6], публиковавшиеся в последнее время по проблемам радиолокационного распознавания и его моделирования. Сборн...
«Об использовании результатов единого государственного экзамена.
Основы математического моделирования радиотехнических систем
Рассматриваются принципы математического моделирования радиотехнических систем. Приводятся алгоритмы моделирования на ЭВМ детерминированных и случайны...
Минусы Единого государственного экзамена
Особенности проведения Единого государственного экзамена на территории РФ в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Преимущества советской систе...
Методические рекомендации Об использовании результатов единого государственного экзамена