Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Химия

Химия в домашних условиях

Тип: курсовая работа
Категория: Химия
Скачать
Купить
Химический эксперимент как особый вид самостоятельной работы учащихся и средство развития их познавательных интересов. Значение и правила безопасности при проведении экспериментов. Критерии отбора и примеры домашних химических опытов и наблюдений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежский государственный педагогический университет

Кафедра химии

Курсовая работа

Химия

"Домашний химический эксперимент"

Выполнил: Студент 3 курса

Лесных Владлен Андреевич

Воронеж 2013

Оглавление

Введение

1. Химический эксперимент как особый вид самостоятельной работы учащихся

2. Домашний химический эксперимент по химии как средство развития познавательных интересов школьников

3. Значение домашнего химического эксперимента

4. Правила безопасности при выполнении домашнего химического эксперимента

5. Критерии отбора опытов и наблюдений в домашних химических экспериментах

6. Примеры домашних химических опытов

Заключение

Список литературы

химический эксперимент опыт наблюдение

Введение

Темой данной курсовой работы является "химический эксперимент в домашних условиях.

В современной образовательной концепции по химии большее внимание уделяется именно практической ориентации учебного эксперимента. Однако, средствами школьного эксперимента, эта идея не может быть реализована в полной мере.

Поэтому разумно использовать в процессе обучения химии эксперимент в домашних условиях.

Но речь не идет о полной замене химических экспериментов, проводящихся в школе на эксперименты "на дому". Такие эксперименты должны идти как дополнительное укрепление ранее полученных знаний, совершенствование практической базы, химического кругозора ребенка и воспитывать в нем самостоятельность[5].

Эксперимент в домашних условиях способствует более сознательному усвоению материала, доводя уровень знания предмета в школах до нового, более высокого уровня. Такой вид деятельности учащихся способствует возникновению потребности узнать больше, чем дается на уроке, развивает самостоятельные приемы, применяемые в практике.

Домашний эксперимент - особый вид самостоятельной работы, который может применяться совместно с другими формами работы[5].

Целью курсовой работы является: подбор списка из нескольких возможных экспериментов в домашних условиях, практическое проведение их и предоставление фотоматериалов, как вида отчетности по проведению экспериментов.

Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по химическим экспериментам.

2. Подобрать подходящие опыты

3. Экспериментальным путем проверить доступность, простоту и безопасность проведения данных опытов, зафиксировать результаты на разных стадиях проведения опытов.

Для решения задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические

- моделирование домашних экспериментов.

Практические

- проведение экспериментов, наблюдение, фиксация процесса на цифровой носитель.

1. Химический эксперимент как особый вид самостоятельной работы учащихся

В изучении химии важную роль играет химический эксперимент. Экспериментальный характер химии проявляется, прежде всего, в том, что каждое научное понятие должно вытекать из поставленной ранее задачи и подтверждаться практикой. Познание начинается, прежде всего, с ощущения и восприятия конкретных предметов, явлений, процессов и фактов, которые затем обобщаются и абстрагируются. Химическое понятие - это обобщенные знания о признаках химических явлений и процессов, которые формируются на основе наблюдений за ними. Анализ явлений и процессов дает возможность найти их общие черты и установить химические закономерности. С помощью химического эксперимента дети учатся конкретизировать полученные ранее теоретические знания и обобщать их[1].

Химический эксперимент позволяет развить в учениках самостоятельность и повысить интерес к предмету т.к. при выполнении эксперимента они убеждаются в практическом применении химии и имеют возможность творчески проявлять свои знания.

Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность учащихся, его можно рассматривать как критерий правильности полученных результатов и сделанных выводов. Довольно часто химический эксперимент становится источником формируемых представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная деятельность.

Преподавательский опыт в обучении химии показывает, что одна из причин отставания в учебе - это переход от наглядных образов к абстрактным понятиям. Систематические проведения экспериментов могут повысить успеваемость по предмету химии. Полученные умения и навыки используются учащимися не только для самостоятельного и активного обучения в пределах школы, но и в ходе самообразования[2].

Химический эксперимент можно разделить на несколько этапов:

Первый - обоснование постановки опыта;

Второй - планирование и проведение опыта;

Третий - оценка полученных результатов.

Эксперимент должен проводиться, опираясь на ранее полученные знания. Теоретическая часть опыта способствует его восприятию, которое, в последствие, становится более осмысленным, целенаправленным и активным.

Проведение эксперимента обычно связано с выдвижением гипотезы. Привлечение к подобной работе учащихся способствует развитию их мышления, заставляет применять теоретические знания для выдвижения гипотез, а в результате дети получают новые знания[9].

Химический эксперимент открывает большие возможности в решении проблемных ситуаций и для проверки правильности выдвинутых гипотез.

Помимо этого, эксперимент может выполнять различные дидактические функции, использоваться в различных формах и сочетаться с разными методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности учащихся: от демонстрационных опытов под руководством преподавателя до самостоятельных работ при выполнении лабораторных опытов и домашнего проведения экспериментов[7].

Домашние опыты должны представлять собой простые, наглядные, выполняемые без контроля со стороны преподавателя, а главное - безопасные, эксперименты.

При наблюдении за выполняемыми экспериментами функционируют все анализаторы. С их помощью ученики могут определять вкус, цвет, запах, плотность и иные свойства веществ, при сравнении которых они учатся выделять существенные признаки, систематизировать их и познавать их природу.

Очень важно анализировать результаты экспериментов, чтобы получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос, установить все причины, которые привели к получению данных результатов. Кроме того, правильно организованный эксперимент воспитывает сознательную дисциплину, развивает творческую инициативу и бережное отношение к собственности[15].

Предварительная подготовка теоретического материала к предстоящей работе повышает интерес к последней, а это означает, что дети будут дисциплинированными во время занятия в домашних условиях.

Необходимо добиваться выполнения практических работ и получения необходимых результатов от всех учеников, чтобы они почувствовали уверенность в своих силах и стремились преодолевать трудности.

У каждого ученика в домашней лаборатории должны быть правила по технике безопасности. Это приучает к организованности и дисциплинированности во время проведения опыта.

Образовательная цель самостоятельного эксперимента - освоение методов химической науки, экспериментальными умениями; умениями работать с учебником, литературой; производить расчеты; пользоваться химическим языком[10].

Для эксперимента характерны три основные функции:

- образовательная (для усвоения основ химии, постановка и решение практических проблем, выявление значения химии в современной жизни);

- воспитательная (для формирования материалистического мировоззрения, потребности к труду, ориентации учащихся на профессию);

- развивающая (для приобретения и совершенствования общенаучных и практических умений и навыков).

В процессе обучения химический эксперимент выполняет различные функции. Рассмотрим некоторые из них:

А) подтверждение фактических материалов;

Б) подтверждение определенных понятий;

В) выявление закономерностей процессов.

А) в качестве примера можно привести реакцию взаимодействия газообразного водорода с оксидом меди (II). Наблюдая данную демонстрацию, ученики устанавливают, что водород при определенных условиях может реагировать с оксидами металлов, восстанавливая металл до простого вещества.

Б) химический эксперимент обладает большими потенциальными возможностями для формирования новых понятий. Например, при изучении темы "кислород" учитель демонстрирует способ получения кислорода из пероксида водорода. Для ускорения процесса разложения пероксида водорода в пробирку вводится диоксид марганца. После завершения реакции учитель дает...

Другие файлы:

Приготовление майонеза в домашних условиях
Многие хозяйки, заглядывая в морозильник, находили в нем недоступность такого важного ингредиента, как майонез. И возникала идея, а отчего бы не сдела...

Вторичное использование бумажной продукции в домашних условиях
В книге рассмотрена история возникновения бумаги. Описана система сбора макулатуры в России и мире. Рассказаны основные способы переработки бумажной...

Inorganic Chemistry: A Wiley Textbook Series
Описание:Эта серия отражает ключевую роль современной неорганической и физической химии в целом ряде новых областей химии, таких как химия материалов,...

Вино, настойка, самогон в домашних условиях
Что может сравниться с бабушкиными наливочками и дедушкиной самогоночкой? Предлагаем и вам освоить мастерство приготовления этих напитков в домашних у...

Букет домашних вин
В буклете собраны рецепты приготовления вин и наливок в домашних условиях.Рассчитан на широкий круг читателей....