Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Химия

Гидролиз солей

Тип: конспект урока
Категория: Химия
Скачать
Купить
Основные особенности гидролиза, который приводит к образованию слабого электролита. Характеристика гидролиза солей в водном растворе. Значение гидролиза в химическом преобразовании земной коры. Развитие гидролиза в народном хозяйстве и в жизни человека.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

"Гидролиз солей"

гидролиз электролит соль раствор

Проведение урока предполагается в 9 классе, при изучении темы «Растворы. Электролитическая диссоциация». Перед проведением урока учащимся следует повторить ранее изученный материал по данной теме. Два ученика получают индивидуальные задания - подготовить сообщения по темам « Гидролиз в природе», «Гидролиз в народном хозяйстве и в жизни человека».

Цель: изучить сущность гидролиза солей в водном растворе.

Задачи урока:

образовательные:

· Дать понятие о гидролизе вообще и о гидролизе солей в частности;

· Научить составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций гидролиза солей;

· Сформировать умение предсказывать среду растворов различных солей;

· Закрепить у школьников знания теории электролитической диссоциации.

Воспитательные:

· Раскрыть перед учениками научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения;

· Посредством эксперимента привить навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические качества.

Развивающие:

· На примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно - следственные связи, делать соответствующие выводы.

Оборудование:

На столах учащихся: стаканы с дистиллированной водой, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида натрия, хлорида алюминия, карбоната натрия, лакмус, фенолфталеин, штатив с пробирками, карточки с алгоритмом написания уравнений гидролиза.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Методы обучения:

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к активному восприятию новой темы.

Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали химические свойства солей с позиции электролитической диссоциации. Сегодня продолжим - и познакомимся с одним важным и сложным свойством солей.

(С целью воспроизведения в памяти учащихся опорных положений и подготовки их к восприятию нового материала учитель проводит фронтальную беседу- опрос.)

Вопросы учителя:

· Что определяет свойства растворов кислот?

· Чем отличаются сильные кислоты от слабых? Приведите примеры тех и других.

· В молекулах каких кислот - сильных или слабых - водород связан прочнее?

· Дать определение основаниям. Как обнаруживается наличие гидроксид-ионов в растворе?

· Почему одни основания относятся к сильным электролитам, а другие к слабым?

· Что представляет вода с точки зрения теории электролитической диссоциации?

· Скажите, пожалуйста, какие вещества называются индикаторами?

· Какие вам известны индикаторы?

· Как изменяется окраска индикаторов в разных средах?

(В ходе обсуждения выявляются уже имеющиеся знания учащихся о кислотах и основаниях с точки зрения теории электролитической диссоциации, о изменении окраски индикаторов в разных средах)

Учитель: Давайте подтвердим изменение окраски индикаторов опытом.

Приготовьте 6 пробирок и налейте в 2-е кислоты, во 2-е щелочи, в 2- е воды из стакана. Добавьте несколько капель лакмуса в пробирку с кислотой, со щелочью, и с водой.

Учитель: Что вы наблюдаете? ( Изменение окраски).

А в следующие пробирки соответственно добавьте - метилоранжа.

Учитель: Ваши наблюдения? ( Изменение окраски).

Учитель: Какую среду имеют данные растворы?

Присутствием, каких ионов обусловлена окраска индикаторов?

Учащиеся сообщают о концентрации ионов в различных средах и причинах изменения окраски индикаторов.

Учитель: Давайте проведём ещё один опыт.1).Нальём в 2 пробирки раствор хлорид алюминия.

Вопрос учителя: Как вы думаете, какую окраску будут иметь лакмус и фенолфталеин в растворе этой соли? Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Ваши предположения проверим с помощью эксперимента. Прильем к раствору соли в первую пробирку раствор лакмуса, во вторую раствор фенолфталеина.

Вы видите, что в первой пробирке лакмус изменил окраску на красную, а во второй -фенолфталеин не меняет свой цвет.

Учитель: Какая среда данного раствора?(У школьников возникло противоречие с имеющимися знаниями - учителем создана проблемная ситуация).Следовательно, раствор хлорида алюминия имеет кислую среду.

2.Возьмите раствор соли карбоната натрия, налейте также в 2 пробирки и добавьте индикаторы лакмус в одну и фенолфталеин в другую.

Учитель: Что наблюдаете? Какая среда данного раствора?

Нальем в две пробирки раствор хлорида натрия.

Учитель: Как вы думаете, будет ли изменяться окраска индикаторов в растворе этой соли? Проделаем эксперимент.

Учитель: Что вы наблюдаете? Действительно среда в обеих пробирках среда нейтральная.

Учитель: Мы видим, что в разных водных растворах солей разная среда. Можем ли мы, основываясь на имеющихся знаниях, объяснить результаты данного опыта?

Изучение нового материала

Учитель. Действительно, вы столкнулись с неизвестным пока для вас явлением, которое не можете грамотно истолковать на основании имеющегося у вас опыта и знаний. Это явление - гидролиз солей в водных растворах, и ему мы посвятим сегодняшний урок. Тема урока «Гидролиз солей». Запишем её в тетрадь. « Гидролиз» -данный термин состоит из двух составных частей от греческого “гидро” - вода, “лизис” - разложение. Дословно, гидролиз - разложение водой. К концу занятия вы должны сформулировать полное определение понятия “гидролиз”.

Давайте вспомним, из чего состоит раствор? (Школьники отвечают, из чего состоит раствор.) Вернёмся к нашему опыту.

Что в данном случае является растворителем и растворенным веществом? Давайте выясним состав данных солей.

Рис.

[ОН]- < [Н]+

Кислая реакция среды

Попробуем разобраться, что же произошло. Вода, как вы знаете, является слабым электролитом и диссоциирует на положительные ионы водорода и гидроксид-ионы.

Хлорид алюминия - соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, диссоциирует следующим образом

При растворении соли в воде слабые ионы соединяются т.е. гидролизуются.

Среда кислая

Учитель. Какой тип данной реакции? (реакция обмена)

Давайте сделаем вывод, используя данную схему.

Раствор соли, образованный_______________ имеет____________ реакцию, так как в растворе избыток _____________.

(Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, т.к. в растворе избыток ионов водорода.)

1.Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы. (Один школьник выполняет задание на доске, остальные на местах, пользуясь алгоритмом)

Рис.

[OH]- > [H]+

Щелочная реакция

2Na+ +CO3 2- +H +OH- = HCO3- +2Na+ + OH- Среда щелочная.

Учитель: Какой тип реакции?

Другие файлы:

Гидролиз
Гидролиз как реакция обменного разложения веществ водой. Гидролиз углеводов, белков, аденозинтрифосфорной кислоты. Краткая классификация солей. Слабые...

Гидролиз солей
Гидролиз как реакция обменного разложения веществ водой. Гидролиз галогеналканов, сложных эфиров, дисахаридов, полисахаридов. Разложение веществ по ан...

Гидролиз солей
Понятие гидролиза как реакции обменного разложения веществ водой; его роль в народном хозяйстве, повседневной жизни. Классификация солей в зависимости...

Гидролиз солей. Особенности почвенного гидролиза
Гидролизом называется взаимодействие вещества с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды. Такое определение о...

Растворы электролитов. Гидролиз солей
Расчетные методы определения рН. Примеры уравнений реакций гидролиза солей. Понятие и формулы расчета константы и степени гидролиза. Cмещение равновес...