Элементы занимательности во внеклассной работе
Тип: реферат
Категория: Химия
Элементы занимательности во внеклассной работе.Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том,что ее преподавание может включать красивые эксперименты.Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе.Приводим описание экспериментальных опытов по химии,которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и на химических вечерах.Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";Тема7 "Химическая связь".Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.Опыт I. Химическая радуга.Описание.В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет); сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).FeCl3 + 3KCNS Fe(CNS)3 + 3KCl 2K2CrO4 + H2SO4 K2Cr2O7 + K2SO4 + H2OPb(NO3)2 + 2KJ PbJ2 + 2KNO3NiSO4 + 2NaOH Ni(OH)2 + Na2SO4CuSO4 + 2NaOH Cu(OH)2 + 2Na2SO4CuSO4 + 4NH3 [Cu(NH3)4]SO4CoCl2 + 2KCNS Co(CNS)2 + 2KClПримечание. Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.Опыт II. Фейерверк в жидкости.Описание.В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта: 2KMnO4 + H2SO4 Mn2O7 + K2SO4 + H2O.Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.Примечание.Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные реакции.Опыт III. Красные призмы.Описание.10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl, согласно уравнению реакции:K2Cr2O7 + 2HCl 2KCrO3Cl + H2O.Примечание.После изучения темы7 “Химическая связь” (в частности подтемы “Кристаллические решетки”), этот опыт будет очень полезен.Опыт