Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

"Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова и "Фауст" И.В. Гёте

Тип: Реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить

Булгаков сам подчеркнул связь своего романа с трагедией Гёте, предпослав ему эпиграф из ”Фауста”: ”…так кто же ты, наконец? – Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.

Каждый читатель, прочитавший роман “Мастер и Маргарита”, не может не согласится с профессором Кингстонского университета А. К. Райтом, который в одной из своих работ о Булгакове замечает по поводу данного эпиграфа: “Быть может, лучше было бы, если бы он (Булгаков) не сделал этого. Ибо, хотя булгаковский дьявол действительно “вечно совершает благо”, очень мало оснований утверждать, что он “вечно хочет зла””. Поэтому надо полагать, что эпиграф к роману нужно рассматривать как начало полемики с “фаустовской” концепцией.

И. Ф. Бэлза в своей работе “Генеалогия Мастера и Маргариты” замечает, “что парадоксальная, казалось бы, мысль о “зле, творящем благо”, заимствована Гёте у Мильтона – в первой книге его “Потерянного рая” Сатана “терзался, видя, что любое зло // Во благо бесконечное, в Добро // преображается””.

Булгакову необходимо, чтобы читатель смог узнать в Воланде дьявола, поэтому даются литературные приметы сатаны: “когда… было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека ”. Одни говорят, что незнакомец “хромал на правую ногу”, другие – что на левую (хромота есть только в “сводках”), но в авторском описании есть другой знак – трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя.

Следуя назначению эпиграфа, Булгаков переигрывает “Фауста”. Мефистофель является к Фаусту также в час заката в обличье чёрного пуделя (пудель не хромал). Но его хромота заметна лишь очень наблюдательным. Например, в сцене “Погребок Ауэрбаха в Лейпциге” только Зибель замечает недостаток Мефистофеля. Из этого следует, что “сводки ” составляют люди, сведущие в сатанинских делах. Есть ещё несколько перифраз: Мефистофель сам влез в шкуру собаки, а Воланд украсил головой пса свою трость-шпагу, владычный атрибут, Воланд предлагает Бездомному папиросы по вкусу, как Мефистофель предлагал вино гулякам в погребе (он не возится с буравом, а величественно достаёт огромный золотой портсигар). Булгаков даёт понять читателю, что Воланд на “иерархической лестнице демонов” расположен выше Мефистофеля.

Другие файлы:

М.А. Булгаков и его роман "Мастер и Маргарита"
Личность Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита". Главные герои романа: Иешуа и Воланд, свита Воланда, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат. Москва 30-х год...

Философско-психологические аспекты художественности в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Исследование духовной трансформации главных героев романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" через его цветосимволический код и приемы психологического...

Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Основные трактовки философии романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": ответ атеистической пропаганде СССР; идея неотвратимого возмездия за содеянно...

Художественное воплощение сатирической проблемы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
История создания романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"; идейный замысел, жанр, персонажи, сюжетно-композиционное своеобразие. Сатирическое изображе...

История создания романа Мастер и Маргарита
Первая редакция романа Булгакова "Мастер и Маргарита". "Фантастический роман" и "Князь тьмы". Человеческий, библейный и космический мир в работе. Види...