Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С. Пушкина

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Анализ эстетических мотивов обращения Пушкина к жанру художественной сказки. История создания произведения "Мёртвая царевна и семь богатырей", оценка его уникальности и своеобразия персонажей. Тема верности и любви у Пушкина. Речевая организация сказки.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

3

14

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Для написания курсовой работы мной выбрана значимая и важная тема- «Художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С Пушкина». Важность её связана с тем, что уже ни один век прошёл со дня рождения гениального поэта А. С. Пушкина, а память о нем продолжает жить, любовь к нему не иссякает, и слава его продолжает расти.

Конечно, выбранная тема актуальна, так как, прежде всего, для сегодняшней жизни очень актуален сам великий и мудрый А.С.Пушкин, его представления и выдвигаемые идеи. Пушкин в России стал давно уже национальным символом. Его произведения в школьные хрестоматии включены, его строчки на цитаты разошлись. В каждом городе можно встретить улицу или площадь Пушкина; в тех местах, где поэт жил или просто бывал, устроены музеи. Но, к сожалению, есть и оборотная сторона медали такой славы- Пушкин, которого превратили в бронзовый памятник, стал превращаться в мертвый стереотип.

Так случилось и с его сказками, воспринимаемыми как нечто несерьёзное, как будто знакомое хорошо, вроде бы всем понятное и рассчитанное в общем для чисто детского чтения.

Но ведь ни секрет, что и литературная, и народная сказки представляют как бы шифровку, некую тайнопись. За яркими, простыми образами и незамысловатым сюжетом скрываются серьёзный смысл и сущностные и очень глубокие представления. Умеющему внимательно читать сказку, чувствовать и проникать в ее сокровенные глубины открывается понимание чего - то очень важного и в устроении мира в целом, и в человеческом существовании.

Отсюда вытекает актуальность выбранной мною темы: анализируя сказку Пушкина, мы сможем понять оригинальность авторского стиля.

Объект изучения - "Сказка о мёртвой царевне... " А.С Пушкина».; предмет исследования- художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С Пушкина».

Цель курсовой работы- раскрыть художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С Пушкина».Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:

1. Заострить внимание на эстетических мотивах обращения Пушкина к жанру художественной сказки;

2. Представить историю создания Пушкиным сказки « Мёртвая царевна и семь богатырей»;

3. Раскрыть уникальность пушкинской «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

4. Осветить своеобразие персонажей « Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина;

5. Выявить своеобразие образа царевны в « Сказке о мёртвой царевне»;

6. Рассмотреть композицию и сюжет « Сказки…» и их особенности;

7. Охарактеризовать особенности речевой организации « Сказки о мёртвой царевне» А.С. Пушкина.

Данная тема нашла довольно широкое освещение в специальной литературе.

При анализе исследуемого материала использовались следующие методы: изучение критической литературы; метод литературоведческого анализа; методы сравнения и сопоставления.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на ряд параграфов, выводов, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ПУШКИН И МИР СКАЗОК

1.1 Эстетические мотивы обращения Пушкина к жанру художественной сказки

Пушкин в детстве любил слушать сказки, искусно повествуемые ему няней, Ариной Родионовной. Но у него не исчезает интерес к сказкам и в ту пору, когда Александр Сергеевич становится взрослым человеком. Народная стихия притягивала и манила всегда поэта, так как для него фольклор был не просто собранием высокохудожественных эстетических ценностей, а представлял народную этику, философию, мораль и нравственность. Ранний Пушкин находил в фольклоре, в первую очередь, волшебный и красочный мир, в котором обитают сказочные герои, где «лес и дол видений полны», откуда, как из волшебного и бездонного колодца, можно постоянно черпать чудесные образы и необыкновенные сюжеты.

Первый фольклорный опыт не принёс поэту удовлетворения, и Пушкин начал поиск новых путей освоения народного поэтического творчества, стремясь к постижению не только его яркой образности, но и раскрытию его глубинной сути, называемой правдой народною.

Пушкин в ноябре 1824 года из Михайловского пишет брату Льву Сергеевичу: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно: после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки? Каждая есть поэма!" Пушкин А.С. Полное собрание сочинение.- М.: Прогресс, 2010.- Т. 6. -С. 98.

Но интерес к сказке именно как к литературному жанру у Пушкина появился лишь в конце его поэтической деятельности, а именно в тридцатые годы. Обращение известного всей России поэта, который обладал энциклопедическими знаниями, являлся выпускником лучшего учебного заведения России, Царскосельского лицея, было неслучайным, так как Пушкин ставил довольно серьёзно вопрос о простонародных сказках.

В течение всей своей творческой деятельности Пушкин вёл борьбу за обновление русской литературы, считая, что она должна приблизиться к жизненной действительности, став достоянием всего русского народа, а не только узкого круга любителей и знатоков. И сказки как бы должны были составить его ответ и его вмешательство в спор о национальной самобытности русской литературы и о народности. Поэт, подводя итоги своим раздумьям над проблемами поиска правды народной, в 1828 году напишет: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному» Пушкин А.С. Полное собрание сочинение.- М.: Прогресс, 2010.- Т. 6. -С. 112..

Таковы были эстетические мотивы, толкнувшие Пушкина обратиться к жанру художественной сказки.

Пушкин, оказавшись в ссылке в Михайловском, уходит с головой в стихию народного творчества. Александр Сергеевич знакомится близко с крестьянами, изучая с огромным неподдельным интересом народные обычаи, нравы и поверья. Няня ему рассказывала, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин восхищался поэтичностью народного творчества. А в деревне он слышал множество чудесных народных песен: похоронных и свадебных, веселых и грустных, колыбельных и хороводных, «божественных» и богатырских. В крестьянской среде звучало множество интереснейших сказок, слышались постоянно пословицы, поэтические загадки, поговорки. Все это сочиняли народные поэты, не знающие грамоты, не записывающие своих стихов, сказок и песен, а рассказывающие и певшие их, передавая с голоса друг другу. Пушкин всё время к себе приглашал простолюдинов, которые знали много сказок и песен, записывая то, что от них слышал. На праздники отправлялся в соседний Святогорский монастырь, желая там послушать пение слепых нищих, запоминая их песни.

Великий поэт в Михайловском сам начинает учиться сочинять сказки и песни в народном вкусе.

И вот из - под пера Пушкина в начале 30 - ых годов выходят чудесные сказки. В 1831 году была написана им "Сказка о царе Салтане", ставшая результатом своеобразного поэтического состязания между В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным, которые решили написать в народном духе по сказке. В том же году появляется "Сказка о попе и о работнике его Балде", при жизни автора так и не увидевшая свет. В 1833 году в Болдино написаны "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", а годом позже, в 1834 году, "Сказка о золотом петушке" Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин.- СПб.: Просвещение, 2010.- С. 77..

Цикл этих сказок в творчестве великого Пушкина занимает особое и исключительное место, так как с ним связываются представления о значительном и важном переломе в его творчестве.

Пушкин, создавая сказки, шел тем же путем, каким вёл его во всей своей литературной деятельности, стремясь овладеть всем богатством мировой литературы. Книжные и устные источники, фольклор западноевропейский и русский для него стояли в одном ряду. Пушкин понял одним из первых международное значение и характер фольклора. Поэтому с особенным интересом поэт останавливается на сюжетах, ему известных и по западным, и по русским источникам: «Мертвая царевна», « Салтан». Задача же Александра Сергеевича состояла в стремлении передать чуждые сюжеты так, чтобы они превратились в подлинно-национальные. Пушкин, выбирая занимательный сказочный сюжет и передавая его свободно по вкусу народных сказок, стремился отразить уклад жизни, обычаи и нравы русского народа, и вместе с тем показать общечеловеческие проблемы, пороки и недостатки.

1.2 История создания Пушкиным сказки « Мёртвая царевна и семь богатырей»

Писатели, литературоведы, методисты и лингвисты по достоинству оценили великолепные сказки Пушкина, их своеобразие и художественные особенности.

Пушкинские сказки - «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта», -- писал П. Бажов Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. [Электронный ресурс].- Код доступа: URL:HTTP://xn--ilabbnckbmc19fb.xn--plai/article/414591/. Книги и статьи С. Маршака, М. Горького, С. Бонди внимание читателей обращают на «нравственное содержание», «причудливые узоры внешней формы», «реалистическую основу»...

Другие файлы:

Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Назначение детского чтения. Теория жанра литературной сказки. Определение жанра литературной сказки по словарям и энциклопедиям. Отличие литературной...

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина учит православию
Характеристика обучения ребенка в семье правилам и цели жизни при помощи сказки. Исследование народных традиций, обычаев и верований, связи сказки с п...

Сказки
Содержание:СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне ЛебедиСКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ...

Сказки
В этой прекрасно иллюстрированной книге дети смогут познакомиться с наиболее известными и любимыми сказками А.С. Пушкина.В книгу вошли сказки :"Сказка...

А.С. Пушкин - Сказки
В детстве больше всего мы любим слушать сказки, и среди всего многообразия сказок произведения А.С.Пушкина занимают особое место. Это целый сказочный...