Художественная система образов в поэме Д. Мильтона "Потерянный рай"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Оглавление
- Введение
- 1. Художественная система Д. Мильтона
- 2. Система образов в поэме
- 3. Жанровые особенности поэмы
- 4. Художественное своеобразие поэмы
- Заключение
- Литература
- Введение
- В европейском историко-литературном процессе творчеству Джона Мильтона принадлежит исключительно важное место. Поэт творил на рубеже Старого и Нового времени: он был свидетелем и участником буржуазной революции 1640-х годов, на многие столетия определившей судьбы английского народа и его культуры. Глубоко освоив завоевания человеческой мысли предшествующих веков, Мильтон -- под влиянием исторических битв своего времени -- критически переосмыслял идеалы и традиции прошлого и во многом предвосхищал идейно-эстетические искания грядущих поколений писателей. Его поэзия и публицистика не только сыграли огромную роль в политической, идеологической и литературной жизни эпохи, но и оказали длительное, глубокое влияние на развитие европейской общественной мысли и литературы последующих времен.
- Свободолюбивые идеи Мильтона -- защитника английского народа и английской революции -- неизменно давали обильные всходы в периоды политических бурь и потрясений: к его памфлетам обращались публицисты французской буржуазной революции 1789-1794 гг.; тираноборческие мотивы его поэзии вдохновляли революционно настроенных писателей и поэтов европейского романтизма; много горячих почитателей нашел Мильтон среди английских чартистов, равно восхищавшихся им как прозаиком и как поэтом.
- Очень велико значение Мильтона для русской литературы. Нравственная высота поэта, его ненависть к тирании, преклонение перед героикой освободительной борьбы нашли среди русских литераторов горячее сочувствие. Поэма «Потерянный рай» пользовалась неизменной популярностью в демократических кругах русской интеллигенции.
1. Художественная система Д. Мильтона
Вот уже в течение нескольких десятилетий не затихают споры о творческом методе крупнейшего поэта эпохи XVII столетия - Джона Мильтона. В 20 - 30-х годах нашего века все его творчество рассматривалось в русле литературы Возрождения. Так, известный мильтоновед Дж. Хэнфорд видел в нем прежде всего поэта Ренессанса, «последнего из рода титанов», одинокого среди писателей своего поколения. Позднее концепция Хэнфорда подверглась пересмотру: исследователи с полным основанием утверждают, что, какою бы тесной ни была связь Мильтона с традициями Возрождения, творчество поэта принадлежало его собственной эпохе, и настаивали на том, что основой его художественного метода был классицизм. В нашей науке такую точку зрения высказывал в свое время А.А. Аникст; с несущественными оговорками ее же придерживался Р.М. Самарин.
Наконец, в последние годы за рубежом все чаще высказывается мнение, согласно которому автор «Потерянного рая» выступает как типичный барочный поэт. При этом его раннее творчество рассматривается нередко в рамках маньеристской поэзии, а «Потерянный рай» объявляется «образцом барокко занимающим промежуточное положение между маньеризмом и неоклассицизмом». В своих последних работах А.А. Аникст также приходит к выводу о принадлежности поздних произведений поэта к барочному направлению. «Не все творчество Мильтона, -- пишет ученый, -- укладывается в рамки барокко. Его ранняя поэзия еще находится в пределах маньеризма, что проявляется в двойственности и противоречивости, характерной для его парных поэм «Веселый» и «Задумчивый», а также для элегии «Лисидас». Но поздний Мильтон, автор «Потерянного рая», «Возвращенного рая» и «Самсона-борца» - типичный поэт барокко».
Даже беглый обзор полярных точек зрения позволяет представить всю сложность вопроса о художественной системе Мильтона. Конечно, неверно видеть в нем последнего поэта Возрождения, хотя связь его творчества с традициями гуманистов, в особенности со спенсерианской традицией, не вызывает сомнений. Двойственность и противоречивость, о которых пишет А.А. Аникст, бесспорно ощутимы в произведениях Мильтона 20-30-х годов. Эта двойственность рождена причудливым сплетением в сознании поэта гуманистических и пуританских воззрений на мир и человека и не согласуется с ренессансным представлением о единстве противоположностей. Однако можем ли мы на этом основании отнести его раннюю поэзию к маньеризму -- антиклассицистскому, по определению А.А. Аникста, направлению?
Представления Мнльтона о высоком назначении поэта, о воспитующей силе искусства, нравственный пафос его произведений, благородство выдвигаемых им идеалов, соблюдение поэтических правил, классическая ясность стиха (если не считать встречающихся у него изредка conceits), т. е. и содержательная, и формальная стороны его творчества, едва ли позволяют вести речь об «отрыве» Мильтона от традиций Возрождения как в стилевом, так и в идейном отношении и существенно отличают его поэзию и от изощренно-усложненных философских и мистических произведений «метафизиков», и от изящной бездумно-гедонистической поэзии «кавалеров». Несмотря на некоторые барочные черты предреволюционного творчества Мильтона, представляется правомерным говорить о преобладании у него в этот период несомненных классицистских тенденций.
Эти же тенденции сохраняются в творчестве поэта в годы революции и республики, однако теперь они переплетаются с тенденциями иного рода. Элементы стиля барокко, почти неприметные в поэзии Мильтона, пышно расцветают в его публицистике. Нарушение правил композиции и стилевого единства, сочетание эмоциональности и деловитой сдержанности, пристрастие к декоративности, эмблематика и аллегоричность -- таковы черты прозы Мильтона, сближающие ее с литературой барокко.
Наиболее отчетливо барочные интонации звучат в его трактатах начала 40-х годов, затем, начиная с «Ареопагитики» (1644), становятся сдержанней и приглушенней, но с новой силой дают о себе знать в последней группе памфлетов, написанных накануне Реставрации; иными словами, они усиливаются в творчестве писателя в периоды горьких раздумий, сомнений или разочарований, вызванных драматическими переменами в религиозно-политической жизни Англии, и ослабевают, когда поэту удается преодолеть душевный кризис.
Особенно напряженны эмоции Мильтона в памфлетах 1659 г. В них он - то Цицерон, выступающий в защиту гибнущей республики, то гневный Иеремия, пророчащий бедствия и катастрофы, ожидающие страну в случае восстановления монархии. Как раз в это время Мильтон начинает работу над поэмой «Потерянный рай» (1658-1663), заканчивать которую ему пришлось уже при Реставрации, в самый тягостный период его жизни. Воспринимая крушение республики как катастрофу, мучительно пытаясь постичь тайный смысл истории, поэт-пуританин в смятении обращал свои взоры к небу. Трагизм мироощущения и попытки преодолеть его в духе религиозного оптимизма не могли не отразиться на творчестве поэта.
Художественные взгляды Мильтона во многом были близки эстетике классицизма, но не сводились к ней. Поэт трактовал прекрасное как эманацию божества, считал атрибутами прекрасного разумность, ясность, гармонию и упорядоченность, принимал аристотелевское положение о подражании искусства природе и осмыслял принцип «правдоподобия» в свете требовании «хорошего вкуса». Он был убежденным сторонником регламентирующих поэзию норм и правил, признавал традиционную иерархию жанров и необходимость изучения законов эпоса, драмы и лирики, ратовал за высоконравственное, возвышающее человека искусство, преклонялся перед античностью, хотя и требовал критического -- с позиций христианского вероучения -- подхода к литературе прошлого.
2. Система образов в поэме
мильтон жанр поэма эпический
Подобно многим художникам своего времени, Мильтон обожествлял разум и отводил ему высшую ступень на иерархической лестнице духовных способностей человека. По его мнению,
Гнездится в душах много низших сил,
Подвластных Разуму; за ним, в ряду,
Воображенье следует; оно,
Приемля впечатления о внешних
Предметах, от пяти бессонных чувств,
Из восприятии образы творит
Воздушные; связует Разум их
И разделяет....
Предоставленное себе, воображение рисует, по словам поэта, ложные и нелепые образы и картины; лишь дисциплинируемое и руководимое разумом, оно способно дать верное представление о. земном человеческом бытии.
Превознося разум, Мильтон не считает его всеобъемлющим. Человеческий рассудок, по его мнению, при всем своем могуществе в сфере земной, бренной жизни, утрачивает свою мощь на высшем, метафизическом уровне: сам по себе он не может провидеть будущее, познать неисповедимые пути господни. «Никто, -- пишет Мильтон в трактате «О христианском учении», -- не может составить себе верного представления о Боге, имея своим руководителем только природу или разум, независимо от слова или откровения божьего». Вот почему важную роль в эстетической системе поэта приобретают категории «вдохновения» и «божественного озарения».
Обращение к музе-вдохновительнице, которым открывается «Потерянный рай», является у Мильтона не только данью традиции: его муза--не традиционная муза поэзии, но небесная Урания, в представлении поэта, вдохновляющая Моисея, когда тот излагал Пятикнижие. Сам вечный Дух, как надеется авто...
Потерянный Рай
Описание:Джон Мильтон (1608-1676) - один из величайших поэтов Англии. Поэзия Мильтона всегда отличалась возвышенностью, ее величавая красота, ценимая...
Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец
Творчество Мильтона завершает большую историческую полосу развития художественной культуры Англии, возникшей в эпоху Возрождения. В данный том входят:...
Потерянный и Возвращенный рай
Поэмы Джона Мильтона с 50 картинами Густава Доре.Перевод с английского А. Шульговской с подстрочным английским текстом....
Экзаменационный по литературе система образов в поэме н. В. Гоголя «мёртвые души»
Образ матери в литературе 30-40 годов XX века
Образ матери - один из главных в литературе. Сравнительный анализ образов матери. Образ лирического героя в поэме А.А.Ахматовой "Реквием". Сходство и...