Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Традиции русской литературы в новеллистике М.А. Булгакова

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Формирование и характерные особенности жанра новеллы в русской литературе. Исследование преломления классических и модернистских художественных систем в новеллистике М. Булгакова 20-х годов ХХ века: физиологический очерк, реалистический гротеск, поэтика.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Характерные особенности жанра новеллы в русской литературе

1.1 История и пути развития жанра новеллы в русской литературе

1.2 Пути развития русской новеллистики в 20-е годы ХХ века

Глава 2. Традиции русского реализма в новеллистике М.А. Булгакова

2.1 Отражение традиций физиологического очерка в новеллах Булгаков

2.2 Традиции реалистического гротеска в новеллистике М.А. Булгакова

Глава 3. Художественный опыт модернизма в новеллистике М.А. Булгакова

3.1 Взаимосвязь реалистической и символисткой поэтики в новеллах М.А. Булгакова

3.2 М.А. Булгаков и поэтика экспрессионизма

3.3 М.А. Булгаков и традиции импрессионизма

Заключение

Библиография

Введение

Вычеркнутое из литературного процесса в 30-е годы на весьма длительный период, творчество М.А. Булгакова лишь в 70-80-е годы предстало перед читателем в полном объёме.

Исследовательский интерес именно к новеллистическому наследию писателя продиктован тем, что это весомая часть творчества: вышедшие сборники рассказов к 1926 году сделали М. Булгакова довольно известным литератором. Многие произведения, созданные автором в этом жанре, настолько художественно значительны и необычны, что необходимо понять их секрет. Булгаков-новеллист - бесспорно, сколь крупное, столь и нетипичное для своего времени явление. Писатель был человеком, не вписывающимся в контекст современной ему жизни, ему было трудно соразмерить себя с существовавшей в те годы «моделью» современника.

К сожалению, часто новеллы М. Булгакова бывают отнесены на второй план по отношению к более крупным формам, и даже в серьёзных работах наблюдается попытка усмотрения в новеллистике лишь «пробы пера», будущих сюжетных ходов; в части публикаций литературное исследование подменяется скрупулёзно выписанной историей создания.

Проблема изучения новеллистического наследия М. Булгакова и на сегодняшний день остаётся актуальной и перспективной. Выделение новеллистики писателя как особого художественного феномена, раскрытие художественного своеобразия произведений Булгакова, созданных в малом жанре, рассмотрение новеллистики в качестве «экспериментальной площадки» М. Булгакова, где происходило становление творческой манеры писателя, исследование проблемы художественного метода Булгакова-новеллиста в контексте основных художественных тенденций эпохи до сих пор представляет научный интерес.

Целью нашей работы является исследование преломления разных художественных систем (как классических, так и модернистских) в новеллистике М. А. Булгакова 20-х годов ХХ века.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. Исследовать пути формирования и характерные особенности жанра новеллы в русской литературе.

2. Рассмотреть особенности развития жанра новеллы в литературе 20-х годов ХХ века.

3. Проследить специфику новеллистики М. А. Булгакова в контексте использования традиций русского физиологического очерка.

4. Показать традиции реалистического гротеска в новеллах М. Булгакова.

5. Рассмотреть взаимосвязь новеллистики М. Булгакова с поэтикой и художественным опытом модернизма (символизма, экспрессионизма, импрессионизма).

6. Выявить синтез разных художественных традиций в творчестве М. Булгакова.

Методологической основой работы стали исследования литературоведов М. Чудаковой, А. Смелянского, Л. Яновской, С. Аверинцева, Ю. Бабичевой, В. Баранова, В. Гудковой, Н. Козлова, И. Кузякиной, В. Кулешовой, В. Лакшина, Н. Маляровой, Б. Мягкова, Ю. Неводова, А. Нинова, Е. Орловой, Н. Петровой, В. Петелина, К. Рудницкого, И. Смирнова, Г. Файмана, В. Чеботарёвой, Л. Шубина, Р. Янгирова и др.

Разные исследователи рассматривают конкретные направления в контексте заявленной нами темы. Например, О. Цивкач исследует гоголевские мотивы в сатирических рассказах и фельетонах писателя 20-х гг. Чеховскую традицию в изображении чиновничества просматривает М. Чикарькова; о модернистских элементах чеховской поэтики, используемых М. Булгаковым в рассказе «Морфий», пишет С. Абрамович. Экзистенциальные мотивы в рассказе М. Булгакова «Я убил» прослеживает Ю. Попов. В нашем исследовании мы сделали попытку обобщить разные исследования и на этой основе показать проекцию как классических художественных систем, так и модернизма на новеллистику М. А Булгакова 20-х годов.

Объектом исследования являются новеллы М.А. Булгакова 20-х годов. Предметом - жанровые особенности новеллистики М. Булгакова в контексте художественных традиций русской литературы.

Цель и задачи определили структуру работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки исследования, в частности пути формирования и развития жанра новеллы в русской литературе, а так же особенности существования данного жанра в конкретных литературных и исторических условиях первой трети ХХ века. На основе этого во второй главе показана взаимосвязь новеллистики М.А. Булгакова с традициями классических художественных систем, в частности с традициями русского реализма. Третья глава посвящена преломлению модернистского опыта в новеллах Булгакова, а также исследованию синтеза разных художественных систем. В заключении даны общие выводы.

Глава 1. Характерные особенности жанра новеллы в русской литературе

1.1 История и пути развития жанра новеллы в русской литературе

Жанровые особенности новеллистики выделяют её из всей сложившейся системы жанров. Учёные отмечают совпадение всплеска новеллистики, выход её на передний план в эпохи динамических потрясений, перемен, в ситуациях духовного кризиса, в период ломки социокультурных стереотипов. В силу своей особой мобильности, лаконичности и остроты именно новелла оказывается способной аккумулировать едва зародившиеся тенденции, заявляя новую концепцию личности.

Источники новеллы -- в первую очередь латинские exempla, а также фаблио, басни, народные сказки. В окситанском языке XIII века для обозначения рассказа, созданного на каком-либо заново обработанном традиционном материале, возникает слово nova. Отсюда -- итальянское novella (в популярнейшем сборнике конца XIII века «Новеллино», известном также как «Сто древних новелл»), которое начиная с XV века распространяется по Европе.

Новелла характеризуется несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка. Фабульная конструкция новеллы схожа с драматической, но обычно проще. В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот

Жанр новеллы утвердился после появления книги Джованни Боккаччо «Декамерон» (1353 год), сюжет которой состоял в том, что несколько человек, спасаясь от чумы за городом, рассказывают друг другу новеллы. Боккаччо в своей книге создал классический тип итальянской новеллы, получивший развитие у его многочисленных последователей в самой Италии и в других странах. Во Франции под влиянием перевода «Декамерона» около 1462 года появился сборник «Сто новых новелл» (впрочем, материалом больше обязанный фацециям Поджо Браччолини), а Маргарита Наварская по образцу «Декамерона» написала книгу «Гептамерон» (1559 год).

В эпоху романтизма, под влиянием Гофмана, Новалиса, Эдгара Аллана По распространилась новелла с элементами мистики, фантастики, сказочности. Позже в произведениях Проспера Мериме и Ги де Мопассана этот термин стал употребляться для обозначения реалистических рассказов.

Во второй половине XIX--XX веках традиции новеллы продолжили такие разные писатели, как Амброз Бирс, О. Генри, Герберт Уэллс, Артур Конан Дойль, Гилберт Честертон, Рюноскэ Акутагава, Карел Чапек, Хорхе Луис Борхес и т.д.

Нередко новелла отождествляется с рассказом и даже повестью. В XIX веке эти жанры было сложно различить. Рассказ сходен с новеллой объёмом, но отличается структурой: выдвижением на первый план изобразительно-словесной фактуры повествования и тяготением к развёрнутым психологическим характеристикам.

Повесть отличается тем, что в ней сюжет сосредоточивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива.

Жанр новеллы в русской литературе, на наш взгляд, имеет ряд специфических черт, но до сих пор проходит путь своего становления. С одной стороны некоторые исследователи стремятся расширить временное пространство, относя появление новеллы к XV-XVI и XVII векам, с другой стороны, распространяют жанровые признаки новеллы на произведения, никогда к этому жанру не относившиеся. По сути, это две стороны одного явления, и рассматривать его следует в единстве этих начал.

Общеизвестно, что жанр новеллы генетически связан с классическим Возрождением, итальянским Ренессансом. Учитывая общность развития европейских литератур, при асинхронности, которая определяется не этническими, а социально-историческими факторами, следует ожидать и возникновения русского Возрождения, и, как следствие, появления новеллы на русской л...

Другие файлы:

Антология русской литературы: от Нестора до Булгакова
"Антология русской литературы: от Нестора до Булгакова" (более 80 000 книжных страниц) охватывает такой объем литературы, который содержит библиотека...

Особенности (традиции и новаторство) в фантастических повестях М.А. Булгакова
Фантастика как жанр художественной литературы. Виды, приемы создания фантастического. Сравнительный анализ произведений М.А. Булгакова "Собачье сердце...

Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Творчество Булгакова: поэтика и мистика. "Евангельские" и "демонологические" линии роман...

История Русской Церкви
Книга "История русской церкви" - курс, прочитанный Тальбергом в Свято-Троицкой семинарии. В его основу положены следующие труды: "История Русской Церк...

Значение пребывания М. Булгакова на Смоленщине для его творческой деятельности
Характеристика и анализ творческого пути М. Булгакова на Смоленщине. Его работа в земской больнице в селе Никольское. Изучение критической литературы...