Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Тема сиротства в русской литературе

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Воплощение темы сиротства в русской классической литературе и литературе XX века. Проблема сиротства в сегодняшнем мире. Отражение судеб сирот в сказках. Беспризорники в годы становления советской власти. Сиротство детей во Вторую мировую войну.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Реферат

на тему:

"Тема сиротства в русской литературе"

2011 г.

Введение

Сирота (по словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) - ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

Сиротство - состояние сироты, одиночество.

Проблема бездомных детей, сирот актуальна во все времена. При смене времен, политических, экономических и социальных формаций проблемы детей-сирот остаются. Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали особую заботу государства, общества, церкви.

Русская литература, пронизанная сочувствием к слабым и угнетенным, никогда не остаётся в стороне от этой темы, старается привлечь внимание к судьбам таких детей. Литература воспитывает в людях бережное и чуткое отношение к детям - сиротам, призывает к состраданию.

Путь исследования. От фольклора до произведений современной литературы.

Цель исследования.

Выявить жизненную основу причин сиротства и проследить, как воплощается эта тема в произведениях русской литературы.

1. Как воплощается тема сиротства в русской литературе

Отражение в устном народном творчестве проблем сирот.

Проблема сирот находит широкое отражение в русских народных пословицах и поговорках:

Без отца - полсироты, Без матери-пчелки

Без матери - вся сирота. Пропащие детки.

«Не строй церковь - пристрой сироту», - призывает русская пословица.

«Сироту воспитать, что храм возвести», - утверждает мысль народа.

Мотив сиротства являлся распространенным и в народных сказках. Сказки отражают жизнь людей, проблемы, с которыми сталкивается человек. Дети в сказках становятся сиротами по тем же причинам, что и в жизни: болезнь и смерть одного из родителей или сразу обоих. Бедствия, выпадающие на их долю, бывают и вполне реальными (притеснения со стороны мачехи и сводных сестер в сказках «Морозко», «Крошечка - хаврошечка»), и фантастическими - дети в сказке, оказавшись вне семьи, подвергаются постоянной опасности: их выманивают ведьмы, они превращаются в козлят, напившись из копытца «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Но сказка изображает идеальный мир, в котором, если и возникают беды - голод, болезни, сиротство, то в финале любой конфликт имеет идеальное разрешение. Появившийся вовремя избавитель: солдат, шедший мимо, добрый молодец, готовый жениться и взять под защиту - разрешает любую проблему.

2. Тема сиротства в русской классике

Нелюбовь мачехи к падчерице часто встречается и в авторских литературных сказках. В произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» царевна - не родная дочь царицы. Героиня добра, прекрасна, трудолюбива: «и хозяюшкой она в терему меж тем одна уберет и приготовит…». Верна, покорна судьбе: «…но другому я навечно отдана…». Испытания, выпавшие на долю, царевны ужасны: ее выгоняют из дома, оставляя на съедение волкам в лесу. А злая мачеха, узнав о счастливом спасении, сама решает убить ее ядом, которым пропитано яблоко. Но смерть несчастной оборачивается глубоким сном, даже богатыри не могут оживить ее. Финал сказки тоже традиционен: царевна оживает. Добро и любовь объединяются в своей победе. И злу не устоять против этого союза: царица умерла без «посторонней помощи», от собственной злости - «тут ее тоска взяла, и царица умерла». Это еще одно отличие сказок: сколько бы зла ни сделали главному герою, он прощает и не собирается мстить.

Судьбы сирот отражаются не только в сказках, но и в произведениях других жанрах. Так, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых, Простаковых, способных глумиться над положением Софьи, думая, что она круглая сирота. «Сколько горестей терпела я…Бессовестные мои свойственники…», - говорит главная героиня. «Сегодня, однако ж, первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницей, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости». Финал комедии оптимистичен: Софья выходит замуж за любимого, имение Простаковых взято под опеку, они лишаются реальной власти над крестьянами и имуществом.

Писатель В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» ярко, с детской доверчивой откровенностью пишет от лица ребенка, потерявшего мать. Жизнь мальчика Васи как бы разделилась на два ярких фрагмента: до смерти матери и после. Жизнь при матери - полная, ласковая, уютная. Даже если где-то была несправедливость, то мать своей любовью затмевает печали и горести неурядиц, ребенок не одинок. После смерти он остается один, несмотря на то, что отец жив, есть и сестренка.

Каким запомнил Вася себя в детстве? Обратим внимание на сравнения, какими герой пользуется, рассказывая о себе. Вспоминая детские годы, когда он был ещё просто Васей, рассказчик замечает, что он «рос, как дикое деревце в поле», как «молодой волчонок», как «пугливый зверёк». Есть ли общее в тех эпитетах и сравнениях, которые употребляются в этих характеристиках? Да, используются уменьшительно-ласкательные слова, подчёркивающие возраст героя, из чего видно, что он совсем ещё маленький. Эпитеты несут уточняющую нагрузку. Вася беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра. Были ли у Васи причины стать таким в столь раннем возрасте? Вопрос побуждает внимательно присмотреться к той атмосфере, что царила в его семье. После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. Отец, поглощённый горем, «совсем забыл о моём существовании», «отворачивался от меня с досадой и болью». А когда замечал, то думал, «что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем». Может быть, у кого-нибудь другого в доме находил Вася внимание и интерес к себе? Нет, таких людей рядом с ним не оказалось. Автор их не показывает. Позже герой с горечью скажет, что в родном доме он «не встречал ни в ком привета и ласки». Печаль отца по жене была огромной, он не хотел замечать сына, и мальчик отвечал ему тем же. Васе было горько и досадно. И вскоре он прекратил все попытки занимать сестру Соню играми, а еще через некоторое время ему стало тесно в доме и в садике, где он не встречал ни в ком привета и ласки.

Вася начал бродяжить. Набравшись смелости, он заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там герой увидел мальчика лет девяти и девочку с голубыми глазками. С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Девочка напоминала Васе его мать в последние дни жизни. От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из Маруси жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему также дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Дружба с Вальком и его больной сестренкой отвлекала от происходящего в семье, он не одинок.

Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня - Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в лучшую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: «Я краду, и он будет красть». Будущее Валека - на дне жизни.

Писатель в произведении переживает трагедию вместе с мальчиком. Как бы указывает взрослым на необходимость в таких случаях максимально уделять внимание ребенку, для которого потеря одного из родителей - неподъемная душевная ноша.

Горькая судьба детей - сирот не могла оставить равнодушным и Н.А. Некрасова, который заявляет об этой проблеме с огромной поэтической силой. Об этом стихотворения «Крестьянские дети», «Железная дорога». С особой пронзительностью говорит он о судьбе детей-сирот, которые вынуждены сами зарабатывать хлеб, работая на фабрике. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни передается монотонным ритмом стихотворения:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим - вертим - вертим!…

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри - проклятое вертится,

Хоть умри - гудит - гудит - гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных...

Другие файлы:

Социальное сиротство
Понятие сиротства и социального сиротства, анализ их причин и динамика. История социального сиротства в России. Основные аспекты профилактики социальн...

Рим и Италия в русской литературе XIX века
Особенности восприятия и основные черты образов Италии и Рима в русской литературе начала XIX века. Римская тема в творчестве А.С. Пушкина, К.Ф. Рылее...

Революция и Гражданская война в русской литературе: И.Э. Бабель и М.А. Шолохов
Отражение событий революции и Гражданской войны в русской литературе, военное творчество поэтов и прозаиков. Изучение жизни и творчества И.Э. Бабеля,...

Обзорные темы по произведениям русской литературы xx века - Тема героизма в русской литературе

Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе Пастернак,