Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Тема народных страданий в поэзии Некрасова

Тип: контрольная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Обличительный приговор самодержавию, любовь к народу, светлая вера в прекрасное будущее Родины в поэзии Н.А. Некрасова. Лирический герой, стилистика, эмоционально-ритмический строй, фольклорные традиции, приемы народной поэтики в произведениях поэта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Тема народных страданий в стихотворениях Некрасова
    • 1.1 Образ русской крестьянки в стихотворении Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»
    • 1.2 Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»
  • 2. Образы народных страданий в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Николай Алексеевич Некрасов (1821--1877) занимает особое место в истории русской литературы и резко выделяется среди писателей-гуманистов второй половины XIX в. Его поэзия, бесспорно, связана множеством нитей с предшествующим литературным развитием и с творчеством великих современников -- с Тургеневым, Фетом, Тютчевым, Достоевским, Толстым Н.А. Некрасов и русская литература. - М.: Мысль, 1971. с. 12.. При всех личных разногласиях, при всех идейных противоречиях, разделявших Некрасова и этих писателей, все они были участниками единого литературного процесса, служили своим пером народу и находились в многообразной, сложной творческой зависимости друг от друга. И в то же время очевидно исключительное своеобразие Некрасова. Он не только сочувствовал народу, он отождествлял себя с ним, с крестьянской Россией, говорил от ее имени и ее языком. Он стал выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, и это определило идейные и художественные особенности его творчества и его поэзии.

Некрасов решительно отрекся от породившей его поместной среды, с гневом и проклятием осудил прошлое своего дворянского рода. «Хлеб полей, возделанных рабами, Нейдет мне впрок», -- заявил он в стихотворении 1855 г. А в конце жизни он продиктовал слова, в которых высказал ту же мысль: «Судьбе угодно было, что я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но, будучи наследником своих отцов <…> не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли…» Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем, т. 12. - М.: Литература, 1953. С. 19..

С именем поэта связаны названия популярнейших журналов XIX столетия «Современник» и «Отечественные записки». Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина («Несжатая полоса», поэма «Мороз, Красный нос», «Размышления у парадного подъезда»), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл «О погоде», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вчерашний день, часу в шестом...») и многие другие произведения.

Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой и «несжатую полосу» крестьянина, которому «моченьки нет». В его произведениях нашли отклик страдания простого человека.

Стихи Некрасова имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу, и светлую веру в прекрасное будущее Родины.

Цель данной работы: Рассмотреть тему народных страданий в поэзии Некрасова.

Задачи:

1. Проанализировать образ русской крестьянки в стихотворении Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…».

2. Изучить стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия».

3. Рассмотреть образы народных страданий в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

1. Тема народных страданий в стихотворениях Некрасова

1.1 Образ русской крестьянки в стихотворении Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...» рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра...

Тема материнства звучит в таких стихотворениях Некрасова, как «Родина», «Внимая ужасам войны...», «Орина, мать солдатская», «Мать»; теме страдания женщины посвящены стихотворения «Тройка», «Крестьянка», «Еду ли ночью по улице тёмной...», поэма «Мороз, Красный нос» и другие произведения Некрасова.

Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская... названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова «страдать» - убирать урожай - для них сразу же следует другое - испытывать физическую или нравственную боль, мучение); одновременно для автора женщина, возможно, ассоциируется вообще с женским началом в природе.

Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление), и в первой строчке автор показывает место и время действия. В следующих нескольких строках поэт определяет главную тему стихотворения - страдания русской женщины, причём делает это в очень пафосной манере: «...всевыносящего русского племени многострадальная мать!» Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками «с» и «щ», ударение на последнем, ключевом слове «мать» создают впечатление поэтического взлёта.

За ним следует описание пейзажа, как это часто бывает у Некрасова, не привлекающего внимания красотой видов. Ощущение какой-то гнетущей внешней силы, переданное в предыдущих строках («всевыносящего», «многострадальная»), напряжение сохраняются: «зной нестерпимый», «солнце нещадно палит».

Далее автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней «колыхается» целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон «жалит, щекочет, жужжит». Само звучание этих слов действует подавляюще.

Вся следующая сцена - как, порезавшись косой, крестьянка не успевает унять кровь и бежит к заплакавшему ребёнку - пересказана в совсем ином стиле. Вместо высоких и пафосных мы видим такие просторечные слова, как «баба», «косуля», «ноженька». Сама ситуация, когда женщина трудится в поте лица, выбиваясь из сил, а её ребёнок (несмотря на всё это) недоедает или, как в данном случае, в такую жару лежит «у соседней полосыньки», не однажды встречается в творчестве Некрасова. Достаточно вспомнить песню «Солёная» из «Пира на весь мир» (кстати, «слёзы солёные» есть и в этом стихотворении: «вкусны ли, милая, слёзы солёные...»).

И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? «Что же ты встала над ним в отупении? // Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать!..» - горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Вместо «бедной бабы» вновь появляется «мать», и последние две строчки вновь пафосны и сопровождаются поэтическим взлётом с ударением на последнем, ключевом слове «мать». В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа.

В последних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимается как вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана, затыкающегося грязной тряпицей, а с другой - как собирательный образ русской женщины, все слёзы и пот, все страдания и труды которой «канут... всё равно».

Стихотворение «В полном разгаре...» написано в 1862 году, то есть уже после крестьянской реформы, и в нём можно увидеть иллюстрацию к вопросу, который будет поставлен Некрасовым в стихотворении «Элегия»: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Нет, эта крестьянка далеко не счастлива и, видимо, не станет счастливой в обозримом будущем.

В стихотворении нет призыва к бунту, скорее в нём чувствуется безысходность («канут... всё равно»). И с этой безысходностью автор справляется так, как это принято среди простого народа и в народном творчестве. Горестный надрыв переходит в ласку, в тихие («солёные») слёзы. Автор искренне сопереживает страданиям русской женщины. «Вкусны ли, милая, слёзы солёные // С кислым кваском пополам?..» - какой горечью, нежностью и каким сочувствием наполнены эти строки Абакирова А. Опыт прочтения стихотворения Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...» // Литература. - № 36. - 2009..

1.2 Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»

Когда берёшь в руки незнакомое литературное произведение, первым делом обращаешь внимание на название. Что такое «Элегия»? Почему Николай Алексеевич Некрасов назвал своё творение именно так?

В «Словаре литературоведческих терминов» можно прочитать следующее: «Элегия -- жанровая форма лирики. Темы элегии многообразны: патриотизм, идеалы гражданской и воинской доблести, радость и горе любви. В новой европейской литературе элегия теряет чёткость формы, но приобретает определённость содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби».

Именно последнее нашло яркое отражение и в «Элегии» (1874) Некрасова. Тема скорбных размышлений о страдани...

Другие файлы:

Некрасовский сборник. Том 2
Статьи и сообщения: Крестьянская тема и народное творчество в поэзии Н. А. Некрасова 60-х гг.; Стихи Некрасова о Чернышевском; Начальный период сатири...

Типология народных характеров в поэзии Некрасова

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.