Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Тема любви и верности в лирике К.М. Симонова (на примере цикла "С тобой и без тебя")

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Роль любовной лирики в творчестве К.М. Симонова. Цикл стихов "С тобой и без тебя" как лирический дневник в стихах. Женщина как символ вечной красоты. Тема любви на фоне военной тематики. Драматическая история отношений, пронесенная через тяжкие испытания.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Тема любви и верности в лирике К.М. Симонова (на примере цикла «С тобой и без тебя»)

28 ноября 2010 года исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося писателя, активного участника Великой Отечественной войны Константина Михайловича Симонова.

К.М. Симонов широко известен в нашей стране, во всех республиках бывшего Советского Союза и в других зарубежных странах. Он сказал свое веское слово в прозе, поэзии, драматургии, литературной критике, публицистике, в редакторской и организаторской работе, в сфере деятельности творческих работников.

К.М. Симонов прожил жизнь, насыщенную событиями огромной исторической важности, и двигался он по ней не как пассажир, а был активным участником этих событий. Им проложены не то что отдельные участки, а целые магистрали замечательных дел и литературных творений [1; 9].

На вопрос корреспондента «Комсомольской правды»: «Ставила ли жизнь перед вами вопросы, на которые вы так и не смогли ответить?» -- он со свойственным ему юмором ответил: «По-моему, она только это и делала» [5; 3].

Действительно, судьба постоянно ставила перед ним сложные и острые вопросы и на многие из них он достойно ответил. Это и нелегкая, но и окрыленная возвышенными чувствами юность, и суровые годы войны, нередко в самом её пекле. Наконец, неутомимая жажда узнавания жизни, наполненная энергией и творчеством самоотверженная работа в послевоенные годы.

Интерес к творчеству К.М. Симонова повсюду остается высоким. По неполным данным всего вышло свыше 600 изданий его книг на 44 языках общим тиражом свыше 60 млн. экземпляров.

Значительное место в поэзии К.М. Симонова занимает любовная лирика. Война не уничтожила в нём способность любить, тонко чувствовать добро и любоваться прекрасным. Кроме того, воспоминания о довоенной жизни, о днях, проведенных с любимыми, очень нужны были на передовой.

К.М. Симонов чутко уловил движение человеческих чувств, сумел увидеть глубинную связь между личным, интимным и гражданским, социально значимым [3; 12]. Любовь к женщине, женская верность и солдатская доблесть оказались неотторжимыми друг от друга в лирическом цикле «С тобой и без тебя». Он создавался в основном в 1941-1942 годах, но периодически пополнялся вплоть до 1954 года.

Сборник отличался новаторством в раскрытии человеческих переживаний, глубоким психологизмом любовной лирики в контексте военной темы.

Сама по себе тема любви не была для К.М. Симонова новой. Ещё до войны он написал поэмы «Первая любовь» и «Пять страниц», где отношения между мужчиной и женщиной уже изображались как развитие сложных, противоречивых и драматических чувств.

Цикл стихов «С тобой и без тебя» написан более точной и уверенной рукой. По своему характеру это лирический дневник в стихах; у него есть свой внутренний сюжет, который психологически завершён. Лирическому герою цикла довелось изведать любовь, исполненную истинной страсти, любовь-мучение, любовь-бедствие. Боль, тоска, нежность, жалость, ревность, нежность - всё испытал симоновский герой, но никогда ни в чём не упрекнул избранницу, потому что к ней он «сам пожизненно себя приговорил».

Образ «проклятой и бесценной» женщины он носил в своём сердце как талисман, спасающий его от несчастий [3; 13].

Сердце этого сборника -- стихотворение «Жди меня». Слова «жди меня, и я вернусь» для сотен людей стали клятвой верности, символом святости супружеских уз. Газетные вырезки с дорогими строками мужчины и женщины бережно хранили в нагрудных карманах, учили наизусть.

Стихами К.М. Симонова, посвященными любимой женщине, и ставшими на войне мерилом человеческих отношений, солдаты объяснялись в своих чувствах женам и невестам. Поэт писал: «За долгие годы я получил многие сотни, если не тысячи писем и от тех, к кому вернулись, и от тех, к кому не вернулись» [7; 456].

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: -- Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня…

(«Жди меня, и я вернусь…»)

Это стихотворение затем сотни раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт. Если бы К.М. Симонов не написал ничего, кроме этого стихотворения, и то его имя вошло бы в историю отечественной поэзии. Л.И. Лазарев, один из исследователей творчества К.М. Симонова, пишет: «Мы порой упрощаем характер влияния, но в данном случае, когда речь идет о войне, о лучших произведениях тех дней, воздействие поэзии было столь глубоким и действенным, прямым и открытым <…>, что сегодня молодым поколениям читателей все это может показаться невозможным, неправдоподобным. А было именно так. Здесь нет ни малейшего преувеличения» [4; 3]. Э. Межелайтис вспоминает о стихотворении «Жди меня»: «Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня...». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал русский поэт. Угадал наши мысли... Если поэты угадывают эти мысли, они становятся пророками».

Цикл «С тобой и без тебя» современники зачитывали буквально до дыр. Книгу невозможно было достать, настолько она была популярна. Это происходило ещё и потому, что К.М. Симонов выдвинул в своей фронтовой лирике универсальную антитезу мужчина-женщина, давно идеологически перетолкованную и затушеванную в советской поэзии.

Когда-нибудь в тиши ночной

С черемухой и майской дремой,

У женщины совсем чужой

И всем нам вовсе не знакомой,

Заметив грусть и забытье

Без всякой видимой причины,

Что с нею, спросит у нее

Чужой, не знавший нас, мужчина.

(«Когда-нибудь в тиши ночной…»)

В одном из лучших стихотворений цикла «У огня», женщина уже получает полноту значения -- как воплощение вечной красоты, и каждый эпитет не уменьшает, а увеличивает это значение.

Кружится испанская пластинка.

Изогнувшись в тонкую дугу,

Женщина под черною косынкой

Пляшет на вертящемся кругу.

...Вечные слова «Yo te quiero»

Пляшущая женщина поет.

...Но, как прежде, радуясь и веря,

Женщина вослед им запоет.

(«Кружится испанская пластинка…»)

Содержанием цикла лирических стихов «С тобой и без тебя» стала история непростой любви К.М. Симонова и актрисы Валентины Серовой.

Она была спокойна и равнодушна, нехотя принимала его ухаживания. Поэт ждал, встречал, засыпал цветами. Его, буквально, с головой накрывает любовь:

Без губ твоих, без взгляда

Как выжить мне полдня…

(«Плюшевые волки…»)

Отношения понемногу складывались. Однако свое место в жизни актрисы К.М. Симонов никогда не переоценивал.

Ты говорила мне «люблю»,

Но это по ночам, сквозь зубы.

А утром горькое «терплю»

Едва удерживали губы…

(«Ты говорила мне люблю…»)

И еще:

Я знал тебя, ты не лгала,

ты полюбить меня хотела...

(«Я знал тебя, ты не лгала…»)

И твой лениво брошенный

Взгляд, означавший искони:

Не я тобою прошенный,

Не я тобою исканный,

(«Плюшевые волки…»)

К.М. Симонов любил, страдал и ждал:

Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас ни судил,

Я сам пожизненно к тебе

Себя приговорил.

(«Я, верно, был упрямей всех…»)

Грянувшая война многое изменила в отношениях людей. К.М. Симонов уезжает на фронт в качестве военного корреспондента, и В. Серова впервые говорит ему «люблю»:

Такой я раньше не видал

Тебя, до этих слов разлуки:

Люблю, люблю... ночной вокзал,

Холодные от горя руки.

(«Ты говорила мне "люблю"…»)

Первые военные годы не способствовали их частым встречам. Он мечется с фронта на фронт, но всю войну любимая пребывает в стихах и прозе. Все написанное посвящено ей, она в каждой строчке. В жизни военного корреспондента все теперь вперемешку: война и любовь, фронтовые репортажи и лирические стихи. Вокруг свистят пули и рвутся бомбы. Но вторая, чувственная мелодия звучит на равных. Война -- фон, на котором Мужчина объясняется в любви Женщине. Или любовь -- пронзительный аккомпанемент к войне? [5; 34]

Неразделенные чувства переплавляются в стихи. Слова, которые он говорил, шептал, кричал ей, услышали все. Кто-то считает такую откровенность излишней. Но поэта несла по жизни любовь, безответная, горькая и все равно счастливая.

Я очень тоскую,

Я б выискать рад

Другую такую,

Чем ехать назад.

Но где же мне руки

Такие же взять,

Чтоб так же в разлуке

Без них тос...

Другие файлы:

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова
Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной л...

Тема любви в лирике Анны Ахматовой
Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Вернос...

Философия в поэзии Фета
Нравственный идеал А.Фета. Тема любви в лирике Фета. Тема природы в лирике Фета. "Я пришёл к тебе с приветом…" "Шёпот, робкое дыханье…" Сонет в поэзии...

Тема любви в лирике

Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно я...