Тема любви и верности в лирике К.М. Симонова (на примере цикла "С тобой и без тебя")
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Тема любви и верности в лирике К.М. Симонова (на примере цикла «С тобой и без тебя»)
28 ноября 2010 года исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося писателя, активного участника Великой Отечественной войны Константина Михайловича Симонова.
К.М. Симонов широко известен в нашей стране, во всех республиках бывшего Советского Союза и в других зарубежных странах. Он сказал свое веское слово в прозе, поэзии, драматургии, литературной критике, публицистике, в редакторской и организаторской работе, в сфере деятельности творческих работников.
К.М. Симонов прожил жизнь, насыщенную событиями огромной исторической важности, и двигался он по ней не как пассажир, а был активным участником этих событий. Им проложены не то что отдельные участки, а целые магистрали замечательных дел и литературных творений [1; 9].
На вопрос корреспондента «Комсомольской правды»: «Ставила ли жизнь перед вами вопросы, на которые вы так и не смогли ответить?» -- он со свойственным ему юмором ответил: «По-моему, она только это и делала» [5; 3].
Действительно, судьба постоянно ставила перед ним сложные и острые вопросы и на многие из них он достойно ответил. Это и нелегкая, но и окрыленная возвышенными чувствами юность, и суровые годы войны, нередко в самом её пекле. Наконец, неутомимая жажда узнавания жизни, наполненная энергией и творчеством самоотверженная работа в послевоенные годы.
Интерес к творчеству К.М. Симонова повсюду остается высоким. По неполным данным всего вышло свыше 600 изданий его книг на 44 языках общим тиражом свыше 60 млн. экземпляров.
Значительное место в поэзии К.М. Симонова занимает любовная лирика. Война не уничтожила в нём способность любить, тонко чувствовать добро и любоваться прекрасным. Кроме того, воспоминания о довоенной жизни, о днях, проведенных с любимыми, очень нужны были на передовой.
К.М. Симонов чутко уловил движение человеческих чувств, сумел увидеть глубинную связь между личным, интимным и гражданским, социально значимым [3; 12]. Любовь к женщине, женская верность и солдатская доблесть оказались неотторжимыми друг от друга в лирическом цикле «С тобой и без тебя». Он создавался в основном в 1941-1942 годах, но периодически пополнялся вплоть до 1954 года.
Сборник отличался новаторством в раскрытии человеческих переживаний, глубоким психологизмом любовной лирики в контексте военной темы.
Сама по себе тема любви не была для К.М. Симонова новой. Ещё до войны он написал поэмы «Первая любовь» и «Пять страниц», где отношения между мужчиной и женщиной уже изображались как развитие сложных, противоречивых и драматических чувств.
Цикл стихов «С тобой и без тебя» написан более точной и уверенной рукой. По своему характеру это лирический дневник в стихах; у него есть свой внутренний сюжет, который психологически завершён. Лирическому герою цикла довелось изведать любовь, исполненную истинной страсти, любовь-мучение, любовь-бедствие. Боль, тоска, нежность, жалость, ревность, нежность - всё испытал симоновский герой, но никогда ни в чём не упрекнул избранницу, потому что к ней он «сам пожизненно себя приговорил».
Образ «проклятой и бесценной» женщины он носил в своём сердце как талисман, спасающий его от несчастий [3; 13].
Сердце этого сборника -- стихотворение «Жди меня». Слова «жди меня, и я вернусь» для сотен людей стали клятвой верности, символом святости супружеских уз. Газетные вырезки с дорогими строками мужчины и женщины бережно хранили в нагрудных карманах, учили наизусть.
Стихами К.М. Симонова, посвященными любимой женщине, и ставшими на войне мерилом человеческих отношений, солдаты объяснялись в своих чувствах женам и невестам. Поэт писал: «За долгие годы я получил многие сотни, если не тысячи писем и от тех, к кому вернулись, и от тех, к кому не вернулись» [7; 456].
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -- Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня…
(«Жди меня, и я вернусь…»)
Это стихотворение затем сотни раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт. Если бы К.М. Симонов не написал ничего, кроме этого стихотворения, и то его имя вошло бы в историю отечественной поэзии. Л.И. Лазарев, один из исследователей творчества К.М. Симонова, пишет: «Мы порой упрощаем характер влияния, но в данном случае, когда речь идет о войне, о лучших произведениях тех дней, воздействие поэзии было столь глубоким и действенным, прямым и открытым <…>, что сегодня молодым поколениям читателей все это может показаться невозможным, неправдоподобным. А было именно так. Здесь нет ни малейшего преувеличения» [4; 3]. Э. Межелайтис вспоминает о стихотворении «Жди меня»: «Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня...». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал русский поэт. Угадал наши мысли... Если поэты угадывают эти мысли, они становятся пророками».
Цикл «С тобой и без тебя» современники зачитывали буквально до дыр. Книгу невозможно было достать, настолько она была популярна. Это происходило ещё и потому, что К.М. Симонов выдвинул в своей фронтовой лирике универсальную антитезу мужчина-женщина, давно идеологически перетолкованную и затушеванную в советской поэзии.
Когда-нибудь в тиши ночной
С черемухой и майской дремой,
У женщины совсем чужой
И всем нам вовсе не знакомой,
Заметив грусть и забытье
Без всякой видимой причины,
Что с нею, спросит у нее
Чужой, не знавший нас, мужчина.
(«Когда-нибудь в тиши ночной…»)
В одном из лучших стихотворений цикла «У огня», женщина уже получает полноту значения -- как воплощение вечной красоты, и каждый эпитет не уменьшает, а увеличивает это значение.
Кружится испанская пластинка.
Изогнувшись в тонкую дугу,
Женщина под черною косынкой
Пляшет на вертящемся кругу.
...Вечные слова «Yo te quiero»
Пляшущая женщина поет.
...Но, как прежде, радуясь и веря,
Женщина вослед им запоет.
(«Кружится испанская пластинка…»)
Содержанием цикла лирических стихов «С тобой и без тебя» стала история непростой любви К.М. Симонова и актрисы Валентины Серовой.
Она была спокойна и равнодушна, нехотя принимала его ухаживания. Поэт ждал, встречал, засыпал цветами. Его, буквально, с головой накрывает любовь:
Без губ твоих, без взгляда
Как выжить мне полдня…
(«Плюшевые волки…»)
Отношения понемногу складывались. Однако свое место в жизни актрисы К.М. Симонов никогда не переоценивал.
Ты говорила мне «люблю»,
Но это по ночам, сквозь зубы.
А утром горькое «терплю»
Едва удерживали губы…
(«Ты говорила мне люблю…»)
И еще:
Я знал тебя, ты не лгала,
ты полюбить меня хотела...
(«Я знал тебя, ты не лгала…»)
И твой лениво брошенный
Взгляд, означавший искони:
Не я тобою прошенный,
Не я тобою исканный,
(«Плюшевые волки…»)
К.М. Симонов любил, страдал и ждал:
Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил.
(«Я, верно, был упрямей всех…»)
Грянувшая война многое изменила в отношениях людей. К.М. Симонов уезжает на фронт в качестве военного корреспондента, и В. Серова впервые говорит ему «люблю»:
Такой я раньше не видал
Тебя, до этих слов разлуки:
Люблю, люблю... ночной вокзал,
Холодные от горя руки.
(«Ты говорила мне "люблю"…»)
Первые военные годы не способствовали их частым встречам. Он мечется с фронта на фронт, но всю войну любимая пребывает в стихах и прозе. Все написанное посвящено ей, она в каждой строчке. В жизни военного корреспондента все теперь вперемешку: война и любовь, фронтовые репортажи и лирические стихи. Вокруг свистят пули и рвутся бомбы. Но вторая, чувственная мелодия звучит на равных. Война -- фон, на котором Мужчина объясняется в любви Женщине. Или любовь -- пронзительный аккомпанемент к войне? [5; 34]
Неразделенные чувства переплавляются в стихи. Слова, которые он говорил, шептал, кричал ей, услышали все. Кто-то считает такую откровенность излишней. Но поэта несла по жизни любовь, безответная, горькая и все равно счастливая.
Я очень тоскую,
Я б выискать рад
Другую такую,
Чем ехать назад.
Но где же мне руки
Такие же взять,
Чтоб так же в разлуке
Без них тос...
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова
Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной л...
Тема любви в лирике Анны Ахматовой
Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Вернос...
Философия в поэзии Фета
Нравственный идеал А.Фета. Тема любви в лирике Фета. Тема природы в лирике Фета. "Я пришёл к тебе с приветом…" "Шёпот, робкое дыханье…" Сонет в поэзии...
Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно я...