Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Театральная Москва в романе М.А. Булгакова "Записки покойника"

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Характеристика биографических ситуаций, послуживших основой создания главных образов романа "Записки покойника". История создания романа о Театре. Значение эстетических идей Станиславского. Ироническое мышление Булгакова и портретная галерея в романе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и фольклора

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕАТРАЛЬНАЯ МОСКВА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА

«ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА»

Миронова Елена Андреевна

Руководитель: профессор, доктор

филологических наук

Н.М. Малыгина

Рецензент: профессор, доктор филологических наук

А.И. Смирнова

МОСКВА 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 ГЛАВА Михаил Булгаков в художественном театре

2 ГЛАВА Изображение Театра в «Записках покойника»

1. История создания романа о Театре

2. Независимый МХТ

3. Портретная галерея

4.Теория К.С. Станиславского

Заключение

Библиография

Введение

роман театр булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков, бесспорно, принадлежит к числу классиков русской литературы ХХ века. Это писатель, по отношению к которому в посл. трети ХХ века можно констатировать повсеместный читательский интерес и особую активность исследовательской мысли. За тридцать с небольшим лет, что существует булгаковедение, об этом художнике написано, пожалуй, больше, чем о ком-либо другом из авторов «потаенной» литературы.

М.Булгаков говорил, что проза и драматургия для него как правая и левая рука пианиста. Но, если о прозе автора «Мастера и Маргариты» написано довольно много, то театральная его судьба освещена еще недостаточно.

Исследования театрального творчества М.А.Булгакова можно распределить по следующим направлениям:

1. «Обвинительная» критика. Эта литература советского периода. Критики данного направления представляли Булгакова как представителя аполитичного антисоветского мещанства.

2. Оправдательная (эзоповская) критика. Когда в 1960-е годах отношение к литературе, созданной при Сталине, стало менее строгим. Эти многочисленные статьи советских и иностранных изданий были реакцией на публикацию запретных произведений Булгакова.

В 80-х годах были выпущены сборники воспоминаний о Михаиле Булгакове, где современники Булгакова с симпатией писали о нем, наиболее содержательные из этих статей принадлежат Л.Е.Белозерской, П.Маркову и С.Ермолинскому. Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали произведения писателя с идеологической точки зрения, акцентируя социально-историческую проблематику.

3. Академическое литературоведение. Представлено работами М.О.Чудаковой, В.Лосева, Б.Мягкова, Е. С. Земской, В.Сахарова, Б.Соколова, Е.Яблокова, В.В. Петелина.

4. Театроведческий подход.

К исследователям театрального наследия относят труды А. Смелянского, А. Нинова, В. Гудковой, И. Ерыкалова. Книга Анатолия Смелянского «Михаил Булгаков в Художественном театре» является наиболее полным и достоверным источником сведений о театральной судьбе Булгакова, предстающей главной линией жизни писателя-драматурга.

Отдельно следует упомянуть о Лидии Яновской, она является автором многих статей и публикаций, которые впервые вводили в литературный обиход новые материалы жизни и творчества писателя. Лидия Яновская, изучавшая подлинники булгаковских произведений, уличала в недостоверности и вторичности научной продукции М.О.Чудаковой, Сахарова, Ермолинского и других авторитетных биографов. В “Записках о Михаиле Булгакове” Яновская демонстрирует, какими домыслами загромождены и биография, и творческий облик Михаила Булгакова, и старается по возможности очистить их от разнообразных произвольных напластований.

Также дипломная работа основывается на критических статьях и монографиях, посвященных МХАТу и деятельности К.С.Станиславского, это статьи русского театроведа Алперса, исследования М.Строева, воспоминания В.О.Топоркова и Н.М. Горчакова.

Выбор темы дипломного исследования «Театральная Москва в романе М.А.Булгакова «Записки покойника» - обусловлен недостаточной разработанностью данной проблемы.

Тема диплома предполагает углубленное исследование текста романа Булгакова «Записки покойника».

Цель дипломной работы - проанализировать изображение театра в романе «Записки покойника». В процессе исследования предполагается решить ряд задач:

1. Выявить биографические ситуации, послужившие основой создания образов.

2. Рассмотреть, как биографические моменты преобразуются под воздействием творческого сознания писателя.

3. Определить соотношение вымысла и реальности.

Работа состоит из введения, двух глав, первая из которых посвящена отношениям Булгакова и МХАТа, а вторая - изображению МХАТа в романе «Записки покойника» и заключения.

Глава 1

Михаил Булгаков в Художественном театре

К моменту поступления на службу во МХАТ Булгаков уже не был новичком на драматургическом поприще, некоторые из его Владикавказских пьес были поставлены и приняты публикой. В автобиографии, составленной в октябре 1924 года, Булгаков вспоминал опыт театральной работы во Владикавказе: «Жил в далекой провинции и поставил на местной сцене три пьесы. Впоследствии в Москве, в 1923 году, перечитав их, торопливо уничтожил. Надеюсь, что нигде ни одного экземпляра их не осталось». Он не любил вспоминать о ранних пьесах, а если и вспоминал то с «редкостным отвращением» Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1986,с. 28.. Во Владикавказе на «убитой булыжником площади» состоялись премьеры первых булгаковских пьес: 16 июня 1920 года - «Самооборона», осенью того же года - «Братья Турбины», в январе следующего - «Парижские коммунары». «В театре орали «Автора» и хлопали, хлопали... Смутно глядел на загримированные лица актеров, на гремящий зал. И думал «а ведь это моя мечта исполнилась... но как уродливо: вместо московской сцены провинциальная, вместо драмы об Алеше Турбине, которую я лелеял, наспех сделанная, незрелая вещь» Там же, с. 29.. Уже тогда он мечтал о московских театральных подмостках: «В мечтах - Москва, лучшие сцены страны»,- сообщает сестре начинающий драматург, но до этого еще было далеко. К «лучшим сценам страны» Булгаков относил и Московский Художественный Академический Театр, с которым он имел возможность познакомиться в мае 1912 года в Киеве.

С момента приезда в Москву Булгаков боролся за жизнь в течение 3 лет. К 1924 году он добывает возможность писать. С 1923 года Булгаков работает в «Гудке» - печатный орган железнодорожников - вместе с Катаевым, Олешей, Ильфом и Петровым. Кажется, что драматургический дар иссякнул и канул в лету, но нет. Он «не пропал, а как бы растворился на несколько лет именно в тех фельетонах и «фельетончиках», которые беспрерывным потоком текли на страницах «Гудка» и сочинялись за “восемнадцать - двадцать две минуты, включая посвистыванье и хихиканье с машинисткой”» Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1986,с. 39.. Смелянский отметил, что «многие фельетоны практически представляют собой драматические сценки, одноактные пьесы-миниатюры» Там же, с. 40.. 3 августа 1926 года появился последний гудковский фельетон Булгакова. Он назывался «Колесо судьбы». В октябре 1926 года, колесо писательской судьбы Булгакова, действительно, повернется: он станет «автором Художественного театра» Марков П. А. Булгаков и театр // Воспоминания о Михаиле Булгакове. Сборник, М., 1988, с. 239..

Отношения с Художественным театром начались почти так, как это описано в «Записках покойника»:

«В апреле месяце, когда исчез снег со двора, первая картинка была разработана. Герои мои и двигались, и ходили, и говорили. В конце апреля и пришло письмо Ильчина» Булгаков М. А. Театральный роман // Сборник: Собачье сердце. М.: АСТ, 2009, с. 284..

Вскоре произошла встреча с «первым читателем», которым был режиссер Независимого театра:

«-Да,- хитро и таинственно прищуриваясь, повторил Ильчин,- я ваш роман прочитал…

-Прекрасный роман.

Не зная, как поступать в таких случаях, я отвесил поклон Ильчину.

- И знаете ли, какая мысль пришла мне в голову, - зашептал Ильчин, от таинственности прищуривая левый глаз, - из этого романа вам нужно сделать пьесу!

"Перст судьбы!" - подумал я и сказал

- Вы знаете, я уже начал ее писать» Булгаков М. А. Театральный роман // Сборник: Собачье сердце. М.: АСТ, 2009, с. 285..

«19 января 1925 года Булгаков « начал набрасывать…пьесу “Белая гвардия”» Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1988, с. 317.. А 3 апреля 1925 года Булгаков получил записку от режиссера МХАТ Бориса Ильича Вершилова, который в романе претворился в образе Ильчина.

«Мы все убедительно просим, Сергей Леонтьевич, - сказал Миша, - чтобы пьеса была готова не позже августа... Нам очень, очень нужно, чтобы к началу сезона ее уже можно было прочесть» Булгаков М. А. Театральный роман // Сборник: Собачье сердце. М.: АСТ, 2009, с. 288.. Дописывающуюся на берегах Евкинского порта пьесу, «безупречно точный в своих обязательствах автор» Смелянский А. Михаил Булгаков в Художес...

Другие файлы:

Тема боли и страданий в прозе Булгакова
Исследование мотива Боли и Страданий в произведениях М.А. Булгакова "Записки юного врача" и "Театральный роман" ("Записки покойника"). Динамика физиче...

М. А. Булгаков. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
В том входят инсценировки и драматические переложения М.А.Булгакова ("Мертвые души", "Война и мир", "Дон Кихот" и др.), а также романы "Жизнь господин...

Москва 30-х годов в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Москва 30-х годов в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита 2

Жизнь и творчество М.А. Булгакова
Завязка основного действия, особенности характеров главных персонажей в историческом романе Булгакова "Белая гвардия". Философская проблематика повест...