Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Система рассказчиков в цикле рассказов Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Способы передачи чужой речи в художественных произведениях. Сказ как форма повествования с установкой на чужое слово. Понимание и толкование цикла рассказов "Вечера на хуторе близ Диканьки". Отличительные признаки повествовательной манеры рассказчиков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы и журналистики

Курсовая работа

СИСТЕМА РАССКАЗЧИКОВ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»

Абайдуллина Татьяна Борисовна

Петрозаводск, 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Способы передачи чужой речи в художественных произведениях

1.1 Специфика художественной речи

1.2 Авторское повествование

1.3 Сказ как форма повествования с установкой на чужое слово

1.4 Система рассказчиков в цикле рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Глава 2. Отличительные признаки повествовательной манеры рассказчиков

2.1 Образ издателя сборника

2.2 Рассказчики отдельных повестей

2.3 Повествовательная манера рассказчиков

Заключение

Список использованной литературы

Введение

художественный произведение рассказ диканька

Понимание и толкование литературного текста - основа филологии и вместе с тем основа исследования духовной, а отчасти и материальной культуры. Путь к достижению полного и адекватного осмысления литературного произведения указывается и определяется тремя родственными дисциплинами: историей, языкознанием и литературоведением, их гармоническим взаимодействием.

Изучение литературных произведений невозможно без изучения творчества создавшего их писателя, его авторской личности, его героев, темы, идеи и образов, воплощенных в его языке. Щерба Л.В. Спорные вопросы русской грамматики // Русский язык в школе. 1939. - № 1. - С. 10.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Так, к примеру, Гоголь, являясь подлинным живописцем слова, с удивительной точностью и выразительностью рисует средствами языка характер, профессию, социальное положение своих героев.

Эту особенность поэтики произведений Гоголя рассматривали многие исследователи. В изучение особенностей художественной речи и в определении общих контуров её теории большой вклад внесли такие отечественные и зарубежные учёные, как В.В. Виноградов, А.А. Потебня, Л.В. Щерба, Б.М. Эйхенбаум, А.М. Пешковский, Г.О. Винокур, С.И. Машинский, О.И. Сенковский; К. Фосслер, Л. Шпитцер и многие другие.

Известен целый ряд работ, которые рассматривают преимущественно особенности произведений Н.В. Гоголя (Ю.В. Манн, Н.Л. Степанов, И.В. Карташова, В.М. Маркович, В.В. Зеньковский, К.В. Мочульский, Е.Н. Трубецкой и др.) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - Москва, 1927. - С. 162.

В последнее время в лингвистической и литературоведческой науке заметно увеличилось число исследований, посвящённых изучению индивидуальной манеры речи писателя или поэта. Однако язык Гоголя мало изучен, чем и объясняется актуальность данной работы.

Целью нашего исследования является выявление системы рассказчиков цикле рассказов Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу посвященную творчеству Гоголя;

- используя достижения современного языкознания описать способы передачи чужой речи в художественных произведениях;

- выявить систему рассказчиков цикле рассказов Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

Предмет исследования - система рассказчиков в цикле рассказов Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Объект исследования - цикл рассказов Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Глава 1. Способы передачи чужой речи

1.1 Специфика художественной речи

Специфика художественной речи обусловлена её подчинением задачам духовного освоения мира. От первоначального коллективного мифотворчества до современного многообразия личностных форм литературных произведений художественная речь развивается в условиях взаимодействия традиций и новаторства, развивается, прежде всего, как индивидуально-авторская, и писатель сам вырабатывает «норму» своей художественной речи. Он может значительно менять её от произведения к произведению, но обычно сохраняет существенное ядро языковых особенностей, позволяющее опознать его стиль.

У некоторых литературоведов есть склонность рассматривать язык литературного произведения и язык писателя лишь как совокупность или сумму речевых средств изображения действительности и ее характеров. По словам профессора Л.И. Тимофеева, «характер (как простейшая единица художественного творчества) и есть то целое, в связи с которым мы можем понять те средства, которые использованы для его создания, то есть язык и композицию». Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - Москва, 1959. - С. 337. Только от характера литературовед может идти к пониманию всех средств художественного изображения. Анализ характеров будто бы уясняет все языковые и композиционные формы литературного произведения. От различий методов обрисовки характеров - лирического, эпического и драматического - зависят различия жанров литературной художественной речи. Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Вопросы теории литературы. - Ленинград, 1977. - С. 45.

«В литературном произведении язык людей, в нем изображенных, прежде всего, мотивирован теми характерами, с которыми он связан, свойства которых он индивидуализирует». «Характер переходит в язык», определяя его особенности. «Язык есть часть характера». Ведь языковые особенности литературного произведения «художественно мотивированы теми характерами, которые в нем изображены». Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. - Ленинград, 1930. - С.159 - 160. «Если речь персонажей индивидуализирована соответственно каждому данному характеру, то и речь автора в силу этого имеет индивидуализированный оттенок. Поскольку язык есть <...> практическое сознание человека, часть его характера, то эта индивидуализированность авторской речи создает представление о новом своеобразном характере, о самом повествователе, который и выражает собой авторское отношение к жизни». Там же. - С.159.

Итак, сама авторская речь, являющаяся тем цементирующим материалом в языковой структуре произведения, который обусловливает его художественное единство, представляет собой «раскрытие определенного характера, характера повествователя как определенного типа». Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Вопросы теории литературы. - Ленинград, 1977. - С. 131.

Здесь хотелось бы сразу подчеркнуть различие категорий «автор» и «рассказчик». Само слово «автор» (от латинского auctor) означает «основатель», «созидатель», «сочинитель», тогда как narrator - всего лишь «рассказчик», «пересказчик» и даже просто «перечислитель». Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. - Санкт-Петербург: Норинт, 1998. Автор создает нечто новое, еще не бывшее; рассказчик же только пересказывает увиденное и услышанное, так сказать, воспроизводит перечень фактов. Он противостоит автору, как регистратор - творцу, и конечно, занимает низшую ступень в иерархической структуре произведения. Знаменателен в этом отношении как пример цикл рассказов Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанный в сказовой манере. «Устраняясь из повествования, автор как будто ограничивает свою роль тем, что записывает народный эпос. - Отмечает Степанов Н.Л.: Представленная «мистификация» настолько удалась автору, что долгое время его сказ и впрямь воспринимался как запись, или, по крайней мере, аранжировка народной легенды и внимание критиков и исследователей было направлено не столько на истолкование собственно гоголевской художественной мысли, сколько на поиски прямых источников сюжета этого произведения в устном народном творчестве». Столярова И.В. В поисках идеала. - Москва, 1978. - С. 154

1.2 Авторское повествование

Главная фигура в любом произведении - автор. Его волей формируется весь текст; его целями, особенностями, уровнем мастерства, эстетическими пристрастиями и т.п. определяется повествовательная структура произведения; его образ отражается в повествовании даже тогда, когда он не выделен в сюжете в качестве одного из героев.

Анализ авторского повествования непосредственно связан с одной из самых сложных проблем литературоведения - проблемой автора. Проблеме автора, соотношению речи автора и героя в общей структуре повествования посвящено довольно много статей и монографий, среди которых наиболее интересные и существенные принадлежат М.М. Бахтину, В.В. Виноградову, Г.А. Гуковскому и др. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - Москва: Советский писатель, 1970. - 224 с. В дальнейшем их идеи получили развитие, например, в работах Б. Успенского и Б.О. Кормана.

Повествование «от автора» обладает большим количеством раз...

Другие файлы:

Вечера на хуторе близ Диканьки
ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ - одно из ранних произведений Н.В.Гоголя, сразу принесших ему всеобщее признание. Созданные под обаянием украинских по...

Соотношение лирического и эпического начал в раннем творчестве Н.В. Гоголя на примере сборника повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Развитие понятий о литературных родах. Понятие эпического и лирического в литературе. Неповторимое сочетание народной легенды и быта, реального и идеа...

Вечера на хуторе близ Диканьки
Великолепная "украинская" проза Николая Васильевича Гоголя сделала его одним из самых заметных российских писателей. Блистательное знание души Малорос...

Фольклорные традиции в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Николая Васильевича Гоголя
Эволюция творчества Н.В. Гоголя как движение от романтизма к реализму. Художественные особенности "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Истоки романтичес...

Фольклорные традиции в произведениях Гоголя
Влияние фольклора на творчество Н.В. Гоголя. Источники фольклорных элементов в сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки" и повести "Вий". Изображение...