Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Своеобразие метафоры в романе Е. Замятина "Мы"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Теоретические основы использования специальных изобразительных средств языка в литературных произведениях. Троп как фигура речи. Структура метафоры как изобразительного средства. Анализ языкового материала в романе Е. Замятина "Мы": типология метафор.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Актуальность. Россия на протяжении ХХ века перенесла страшные и даже роковые социальные и политические потрясения. Изменение политического строя в начале ХХ века влекло за собой огромные человеческие жертвы, но упоение новой «революционной» идеологией, желанием построить новое общество, создать человека будущего «ослепляло» умных, талантливых передовых людей того времени. Именно на волне этого «ослепления и упоения» победой, в литературе и искусстве появилось огромное количество фантастически талантливых произведений.

Е. Замятин принял революцию с восторгом. Вернувшись в Петроград в 1917 году, он включается в построение светлого будущего и ведет большую культурную работу. Современники заметили резкую перемену в творчестве Замятина в 20-х годах - из абсолютно восторженного сторонника революции он превратился в человека, видящего жестокую реальность.

На смену революции пришел военный коммунизм с его вынужденной, а чаще и неоправданной жестокостью, насилием, попранием личности, с удушливой атмосферой доносов и липкого страха за жизнь своих близкий и друзей. Замятин столкнулся с Россией, которую его современники вскоре назовут «кровью умытая», с насилием, жестокостью, принуждением, огромным количеством жертв. Он стал свидетелем гигантских общественных сдвигов, когда отдельная личность перестала быть самодовлеющей ценностью.

Крушение традиционного гуманизма, обоюдная жестокость, какая только и может быть явлена именно в гражданской, то есть братоубийственной войне, машина подавления инакомыслия - все это амальгамой вошло в ткань главной книги Замятина.

Главным произведением Замятина первых послереволюционных лет был фантастический роман «Мы», воспринятый современниками как злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.

Еще не ведая, а лишь предугадывая, какие тернии впереди и какие жертвы будут принесены во имя искомой заветной цели, Замятин стремился предупредить о грозящих опасностях, которые всегда подстерегали первопроходцев.

В конце ХХ века Россия вновь вступила на новый путь развития. Роман Замятина «Мы» служит предостережением не повторить ошибок, не следовать антигуманным целям, не выдвигать ложных и пустых лозунгов, чтобы следующим поколениям не пришлось с горечью говорить и думать о прошлом.

Слова «образность», «образный» используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление.

Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. «Слово в художественном произведении, - писал акад. В. В. Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении. (...) Поэтому оно [слово] двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно».

Более узкое понимание образности речи основано на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Своеобразие метафоры в романе Е. Замятина «Мы»».

Объектом нашего исследования метафоры как один из основных тропов.

Предмет исследования - своеобразие метафоры в романе Е. Замятина «Мы».

Цель работы провести классификацию метафор в романе Е. Замятина «Мы» и выявить функции метафор в этом произведении.

Гипотеза исследования: в романе Е. Замятина «Мы» автором используются различные типы метафор, которые выполняют определенные функции.

Методы исследования

1. Анализ теоретической литературы.

2. Обобщение.

3. Контекстуальный анализ.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературоведческую литературу по теме исследования.

2. Провести контекстуальный анализ метафор в романе Е. Замятина «Мы».

3. Выявить типы метафор и их функции в романе Е. Замятина «Мы».

Наше исследование состоит из

ь Теоретических изысканий

ь Выдвижения гипотезы

ь Организации и проведения исследования

Глава 1. Теоретические основы использования специальных изобразительных средств языка в литературных произведениях

1.1 Троп как фигура речи

Учение о фигурах речи возникло еще в античной риторике, где они разделялись на фигуры мысли и фигуры слова. К последним относились и тропы, так называемые фигуры переосмысления. В современной науке чаще используются термин «стилистические фигуры».

В широком смысле слова - это любые языковые средства, включая тропы, придающие речи образность и выразительность. В узком понимании фигур тропы из них исключаются, в этом случае говорят о синтаксических фигурах, то есть синтаксических средствах выразительности речи - повторах, параллелизме, инверсии, анафоре и др. [3;15].

Слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, называются тропами (гр. tropos - поворот, оборот, образ). Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений

Троп - употребление слова (высказывания) в переносном значении. В тропе совмещается буквальное значение и значение ситуативное, относящееся к данному случаю, - что и создает образ [12;45].

Простейшие виды тропов, с достаточной стертой образностью, часто используются в разговорной речи.

Выступая как тропы, обыкновенные слова могут приобрести большую выразительную силу. Однако неверно было бы считать, что тропы используются писателями лишь при описании необычных, исключительных предметов и явлений. Тропы могут быть ярким средством создания реалистических картин

Тропы встречаются и в описаниях явлений неэстетических, вызывающих отрицательную оценку читателя

Для стилистической оценки тропов важна не их условная «красивость», а органичность в тексте, обусловленность их содержанием произведения, эстетическими задачами автора

Речь, оснащенная тропами, называется металогической (от гр. meta -- через, после, logos - слово); она противопоставлена речи автологической (от гр. autos - я, сам и logos - слово), в которой тропы отсутствуют.

Иногда неверно полагают, что только металогическая речь может быть высокохудожественной, отсутствие же в стиле тропов будто бы свидетельствует о недостаточном мастерстве писателя. Это суждение в корне ошибочно. Высокохудожественной может быть и автологическая речь.

Даже в поэзии можно найти немало примеров эстетически совершенного использования слов в их прямых лексических значениях (достаточно вспомнить проникновенные стихи позднего С. Есенина: Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать. ..;Ты меня не любишь, не жалеешь...; Может, поздно, может, слишком рано...; До свиданья, друг мой, до свиданья...).

Предпочтение тропам или отказ от них еще не дают основания говорить о степени мастерства автора -все зависит от того, как используются тропы, насколько оправдано обращение к ним в контексте, убедительные, достоверные или слабые, фальшивые образы создает писатель.

Предметом литературоведческого анализа являются индивидуальные, или авторские тропы. С их помощью достигается эстетический эффект выразительности, нестандартности слова в художественной, ораторской и публицистической речи.

Количество тропов - их множественность, малочисленность или даже полное отсутствие в каком-либо тексте - не является показателем его художественности. Однако характер тропов, их частотность у какого-то писателя существенны для изучения художественного мышления автора, ибо составляют особенности его поэтики [5;17].

В современной науке состав тропов определяется по-разному. В узком смысле к торам относят метафору, метонимию и синекдоху (как разновидность метонимии). Мотивируя это тем, что только в данных топах наблюдается совпадение в одном слове прямого и переносного значений.

Некоторые исследователи расширяют данный ряд за счет случаев контрастного изменения значений слова - и тогда в состав тропов включают иронию, гиперболу и литоту [6;23].

С некоторыми оговорками в состав тро...

Другие файлы:

Комическое в романе Е. Замятина «Мы»
Описание:В центре этой книги, созданной по материалам докторской диссертации, - роман Евгения Ивановича Замятина «Мы», неожиданно оказавшийся сегодня...

Жанровое своеобразие романа Замятина Мы

Биография Е.И. Замятина
Ознакомление с детскими годами жизни и революционной молодостью русского писателя Евгения Замятина; начало его литературной деятельности. Написание ав...

Природа и функции метафоры
Основной признак метафоры - ее семантическая двойственность. Расширение денотативной области метафоры. Логическая сущность метафоры. Функция характери...

Жанровое своеобразие романа Евгения Замятина Мы