Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Романтическая символика в поэмах М.Ю. Лермонтова

Тип: научная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Символ пути в поэмах "Кавказский пленник", "Корсар", "Беглец", "Боярин Орша" и "Мцыри". Характеристика образа-символа Демона в произведении "Демон". Место поэм М.Ю. Лермонтова в истории русского романтизма. Романтическая символика в произведении "Мцыри".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Московский государственный областной университет

Исследовательская работа

по истории русской литературы первой трети XIX века

Романтическая символика в поэмах М.Ю. Лермонтова

Подготовил:

Война Анастасия, студентка 21 гр,

ф-та русской филологии

Проверил:

Батурова Т.К.

Москва 2014

Содержание

Введение

1. Символ пути в поэмах «Кавказский пленник», «Корсар», «Беглец», «Боярин Орша», «Мцыри»

2. Романтическая символика в произведении «Мцыри»

3. Образ-символ Демона в произведении «Демон»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Символ -- (от древнегреч. symbolon -- знак, примета) -- многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).

В отличие от метафоры, образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.

Во многих произведениях Лермонтова часто появляются необычные и интересные романтические образы-символы. Символизация -- излюбленный прием поэта-романтика, размышляющего о судьбе человека в широком контексте мировой, вселенской жизни.

Михаил Юрьевич Лермонтов имел ярое пристрастие к жанру романтической поэмы в своём творчестве. Первая поэма, "Черкесы", была написана в 1828 году в Тарханах, когда поэту было всего 14 лет. Михаил Юрьевич написал около 30 поэм, законченных и незаконченных, не считая нескольких редакций одной и той же поэмы и несохранившихся поэм. Все они различаются по тематике, по сюжетам и стилям.

В своих поэмах М.Ю. Лермонтов много экспериментировал, осваивая образный словарь романтизма, учился мастерству сюжетосложения и психологических характеристик.

Самым любимым и часто воспеваемым в поэмах Лермонтова был такой романтический образ-символ, как путь. Часто Михаила Юрьевича называют именно поэтом пути, достаточно вспомнить его знаменитое стихотворение «Выхожу один я на дорогу», где данный символ занимает основное место в повествовании. Дорога является не только отображением долгого жизненного пути, но и символической гранью между реальным миром и миром «космоса», свободной, идеальной жизнью. Герои поэм Лермонтова («Кавказский пленник», «Корсар», «Беглец», «Мцыри» и др.) - это странники, беглецы, разбойники, которые при всей своей активности, вовлеченности в реальную жизнь так и остаются одинокими и мечтают о чем-то большем. Именно мечтательность осознание разрыва мечты и реальности - главная черта романтизма.

1. Символ пути в поэмах «Кавказский пленник», «Корсар», «Беглец», «Боярин Орша», «Мцыри»

Некоторые из ранних поэм, созданных в 1828-1830 гг., а именно: «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» являлись явными подражаниями Пушкину, Байрону и др. Но это не просто влияние данных поэтов на молодого начинающего писателя, а обращение к величию, дару своих предшественников.

Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1828 году. Полное сохранение названия, взятого из произведения А.С. Пушкина «Кавказский пленник» говорит об обращенности к гению - аллюзии. Однако Лермонтов создает свое произведение, включая пушкинскую поэму. Лермонтовское творение является своеобразным продолжением поэмы Александра Сергеевича, перекликается с ней, не редко даже вступает в полемику. Соответственно, сюжет у этих произведений одинаков. Есть и схождения в композиции. Только Лермонтовский «Пленник» заканчивается ещё трагичнее: погибает не только Черкешенка, но и сам Пленник. Его убивает отец героини, наказывая за побег. Эта смерть происходит раньше самоубийства девушки, тем самым, отец убивает собственную дочь. В отличие от произведения Пушкина, финал поэмы закрытый. Лермонтов показывает, что все пути героя привели к одному - к смерти.

Идут, идут; остановились,

Вздохнув, назад оборотились;

Но роковой ударил час...

Раздался выстрел - и как раз

Мой пленник падает. Не муку,

Но смерть изображает взор;

Кладет на сердце тихо руку...

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая,

Как вместе с ним поражена,

Без чувства падает она;

Как будто пуля роковая

Одним ударом, в один миг,

Обеих вдруг сразила их.

В поэме «Корсар», написанной в 1828 году, Лермонтов изображает символ чисто романтического пути, который для автора является образцом. Название поэмы Лермонтов взял из одноименного произведения Байрона. Такая отсылка так же является свидетельством преклонения поэта перед творчеством французского писателя. Сама поэма начинается с побега (после смерти брата главный герой просто убегает из дома без какой-либо цели и направления). Его влечет нечто неведомое, он движим мечтами, хочет опасностей, приключений, как типичный романтический герой.

Узнав неверной жизни цену,

В сердцах людей нашел измену,

Утратив жизни лучший цвет,

Ожесточился я -- угрюмой

Душа моя смутилась думой;

Не могши более страдать,

Я вдруг решился убежать.

Я в Грецию идти хотел.

Чтоб турок сабля роковая

Пресекла горестный удел.

Герой, в погоне за лучшей жизнью, становится разбойником. Такое бурное, но его бесцельное движение свидетельствует об отсутствии жизненного пути и его поиске.

В небольшой по объему поэме «Беглец», которая также написана в 1828, бегство рассматривается негативно, как трусость. В ней повествуется о побеге воина с поле боя, предательском его поведении по отношению к братьям и отцу, ведь оставив их трупы на поле брани, герой возвращается домой. Его поступок осуждает друг, возлюбленная и даже родная мать, не пуская на порог отчего дома. Герой убивает себя, но его душа, не обретшая покой на другом свете, становится скитальцем.

Ребята малые ругались

Над хладным телом мертвеца,

В преданьях вольности остались

Позор и гибель беглеца.

Душа его от глаз пророка

Со страхом удалилась прочь;

И тень его в горах востока

Поныне бродит в темну ночь…

Почти всегда с темой пути у Михаила Юрьевича взаимодействует мотивы свободы, судьбы, рока, рабства и даже любви. Герой-изгой в произведениях Лермонтова вмещает дух свободы, чувства, надежды. Таков и Арсений - герой еще одной поэмы, в которой присутствует романтический символ - путь, «Боярин Орша». Произведение написано в 1835-1836 гг. После смерти возлюбленной (убийства её родным отцом), герой уходит, ища новый путь.

Теперь осталось мне одно:

Иду! - куда? не всё ль равно,

Та иль другая сторона?

Здесь прах ее, но не она!

Иду отсюда навсегда

Без дум, без цели и труда,

Один с тоской во тьме ночной,

И вьюга след завеет мой!

Именно этот персонаж являлся прообразом главного героя одной из самых знаменитых поэм Лермонтова, «Мцыри».

2. Романтическая символика в произведении «Мцыри»

Особое развитие тема пути получает в произведении «Мцыри», написанном в 1839 году. Центральным событием в поэме является побег главного героя, Мцыри, из монастыря, точнее рассказ об этом. Мотив пути в этом произведении ассоциируется со свободой, потеря которой приравнивается к потере жизненного пути, смысла жизни.

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда

Не озаряла трудный путь.

Мне было весело вдохнуть…

Еще один романтический символ появляется в этом произведении - огонь. Огонь символизирует очищение, обновление жизни, силу, энергию, страсть. Пламя - типичное символическое отображение сердца. Огонь - основа образа Мцыри, это его любовь, мысли о свободе (выросший в стенах монастыря герой остается полным огня борьбы),...

Другие файлы:

Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
В лирических произведениях Лермонтова образ моря выступает символом страсти и свободы, в поэмах - предвестником смерти, а в прозе способствует раскрыт...

Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова
Кавказ в жизни поэта. Кавказ в художественных произведениях и живописи М.Ю.Лермонтова. Тема кавказской природы в стихах и поэмах М.Ю.Лермонтова. Леген...

Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова

Символы священной науки
Книга о древней сакральной символике и ее проявлениях в различных религиозно-культурных традициях. Из Содержания: Традиция символа и некоторые из ее в...

"Демон" и "Мцыри" М.Ю.Лермонтова
В настоящей статье ставится задача сравнительного рассмотрения некоторых тем и образов, получивших отражение в поэмах М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и "Демон"...