Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Роман Т. Толстой "Кысь" как текст, относящийся к русскому постмодернизму

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Постмодернизм как эстетическая теория второй половины ХХ века, основные его истоки и главные особенности эстетики. Художественное своеобразие романа "Кысь": природа языка, модель мира, проблема духовности. Сущность мифологической концепции романа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Постмодернизм не ограничивается присутствием в каком-либо виде искусства, например, в кино, литературе, музыке или телевидении. Это явление более глобальное, существующее как отдельное мировоззрение, философия, постепенно принимающая массовые формы, проникая в сознание общества. И, как результат, проявление этого мировоззрения в культуре, искусстве и других сферах жизни.

Искусство постмодернизма охватывает всю совокупность художественных течений, развивавшихся после мировой войны до настоящего времени. Как художественное явление, постмодерн был зафиксирован и рассмотрен на Западе. Его теоретиками выступили такие исследователи, как Лесли Фидлер, Ж. Делез, Ф. Гуаттари, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар. Каждый из них, анализируя новые тенденции, выделил свои особенности, а в целом их исследования составили хоть и не конкретную, но довольно подробную картину особенностей западного, или классического постмодернизма. Большинство их наблюдений относятся к литературе, и тексту, как ее продукту.

В нашей стране феномен постмодернизма также нашел свое место. Правда, здесь существовали совсем другие предпосылки, условия возникновения и развития постмодернистских тенденций, несмотря на то, что основными образцами, оказавшими влияние, были тексты западных писателей. В связи с этим, а так же учитывая особенный менталитет, традиции и мировоззрение населения России будет закономерно предположить некоторые отличия российского постмодернизма от западного. Эта проблема уже и рассматривалась немногочисленными исследователями, в основном, ее теоретические аспекты. Глубоко занимаются этой проблемой А. Генис, И. Ильин, В. Курицин, В. Лавров, М. Липовецкий, Г.Л. Нефагина, С. Рейнгольд, К. Степанян, М. Эпштейн. Судя по их исследованиям и наблюдениям за современной русской культурой, можно сделать вывод о все возрастающей роли тенденций постмодернизма в нашей жизни. В литературе это проявляется более концентрированно и ярко, поэтому на ее примере, а точнее на примере творчества Т. Толстой, вполне можно рассмотреть особенности русского постмодернизма, его роль в культуре и перспективы развития.

Предмет исследования: роман Т. Толстой «Кысь» как текст, относящийся к русскому постмодернизму.

Объект исследовании: русский постмодернизм.

Цель исследования: выявить особенности русского постмодернизма на примере романа Т. Толстой «Кысь».

Задачи исследования:

Обозначить особенности эстетики русского постмодернизма;

выявить художественные особенности романа «Кысь» как постмодернистского текста;

определить мифологическую основу романа «Кысь».

Методы исследования:

1) Культурно-исторический

2) Историко-функциональный

3) Дистрибутивный

Методологическую основу исследования составляют монографические труды по теории и истории постмодернизма, раскрывающие причины его возникновения и философские основы, а также критические и литературоведческие статьи, посвященные творчеству Т.Толстой.

Практическая значимость исследования состоит в анализе произведения с точки зрения эстетики постмодернизма. Материалы исследования могут быть использованы в изучении курса по русской литературе.

Теоретическая значимость работы - в расширении знаний в области литературоведения и теории литературы.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Постмодернизм как эстетическая теория второй половины 20 в.

1.1 Истоки постмодернизма

Постмодернизм - совокупное обозначение наметившихся в последние 25-30 лет тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм буквально означает то, что после «модерна», или современности.

Однако понятие «современность» не имеет строгого общепризнанного определения. Исток «современности» усматривают то в рационализме Нового времени, то в Просвещении с его верой в прогресс и опорой на научное знание, то в литературных экспериментах второй половины XIX в., то в авангарде 10-20-х гг. XX в. - соответственно ведется и отсчет «постсовременности».

Задача усложняется тем, что термином Postmodern обозначаются две различные тенденции нынешней культуры. Чтобы их не спутать, приходится воспользоваться двумя возможностями русского перевода - «постмодернизм» и «постсовременность».

Генеалогия термина «постмодерн» восходит к 1917 г. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры. Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека». Следующим этапом, непосредственно ведущим к современным спорам, была литературоведческая дискуссия шестидесятых годов в США. Первоначально в ходе ее «постмодерн» указывал на кризисное состояние авангардистской литературы. Затем, однако, в термин вложили положительный смысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса, в частности, разрыва между элитарной и массовой культурой. Этот термин все чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве.

Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг. - прежде всего, благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии. Но философии постмодернизма как таковой не существует, так как постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности последней как некоего мировоззренческо-теоретического и жанрового единства.

Следовательно, уместно говорить не о «философии постмодернизма», а о «ситуации постмодернизма» в философии, которая сопоставима с «ситуацией постмодернизма»[21.стр12] в культуре вообще.

Основные черты и особенности культуры постмодернизма имеют онтологические, гносеологические, историко-культурные и эстетические параметры. В онтологическом плане феномен постмодернизма связан с осмыслением того обстоятельства, что предмет противится человеческому воздействию, отвечая на него противодействием: «что порядок вещей мстит нашим попыткам его переделать, обрекая на неизбежный крах любые преобразовательские проекты.»[21.стр15]

Постмодернизм возникает как осознание исчерпанности онтологии, в рамках которой реальность могла подвергаться «насильственному преображению, переводу из «неразумного» состояния в «разумное».[21.стр30] Понимание такой онтологии как «модернистской» и исторически исчерпавшей себя является провозглашение новой эпохи - постмодернизм. Постмодернизм отстраняется от преобразования мира, что влечет за собой отказ от попыток его систематизировать, то есть мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Суть антисистематичности постмодернизма заключается в объективной невозможности зафиксировать жесткие, самозамкнутые системы, касается это сферы экономики, политики или исскуства.

Возникновение постмодернизма вызвано также и изменением эпистемологической ситуации, связанной с критикой классической философской парадигмы неклассической философией (марксизм, психоанализ, структурализм). Результатом этой критики был распад субъекта как центра системы представлений (репрезентаций), постмодернизм не только фиксирует, но и максимально заостряет эту ситуацию, создавая «скандальный», с точки зрения классических мыслительных навыков, тип философствования - философствование без субъекта.

Противостояние постсовременности и постмодернизма (как жизни и смерти культуры) особенно заметно в философии, где оно возникло в самое последнее время. Первыми «э» сказали французы. Франсуа Лиотар выступил с концепцией постмодернистского знания. В двух словах ее суть - «война целому» (именно так заканчивается его статья «Ответ на вопрос, что такое постмодернизм»).

Гегель когда-то провозгласил: «истина - это целое. Для постмодернистов дело обстоит наоборот: целое - опасное заблуждение мысли, идея тотальности ведет к тоталитаризму, а там и до террора рукой подать

Человек - чаще случай, чем выбор. Тут уже выпад против тех разновидностей индивидуализма, которые делают ставку на свободную личность, сознательно избирающую свою судьбу. В постмодернизме исчезает понятие субъекта, наделенного сознательными целеполаганием и волей. На первый план выходят бессознательные компоненты духовной жизни. Отсюда живой интерес к мифу как панацее от рационалистических бед нашего времени. Но миф опять-таки рассматривается как форма утверждения неповторимого, не как способ объединить людей: ткой соли». Но нет шутки, за которой не скрывалась бы позиция.

В постмодернистской философии остается без внимания важнейшая категория нового мышления - время. Именно поэтому неудачной выглядит попытка постмодернистов опереться на Хайдеггера - великого немецкого философа. Он велик как философ культуры, предчувствовавший тот рубеж, которого культура ныне достигла. Он давно говорил о времени как об исполненном, как о некой целостности, в которой будущее, настоящее и прошлое сливаются воедино,

Вот знаменитое место из книги «Бытие и время» Хайдеггера, шокирующее рационалистически-механическое мышление: «Времяпроявление не означает «смены» экстатических состояний. Будущее не позднее бывшего, а последнее не ранее настоящего. Времяположенность обнаруживает себя как буду...

Другие файлы:

Кысь
"Кысь" - первый роман Татьяны Толстой, получивший в номинации "Проза 2001" книжного "Оскара". Татьяна Толстая также автор книг: "Ночь", "День", "Двое"...

"Чужое" слово в художественном тексте (на материале романа Т. Толстой "Кысь")
Интертекстуальность как категория художественного мышления, ее источники и подходы к изучению. Интертекстуальные элементы, их функции в тексте. "Чужая...

Жанрово-стилистическое своеобразие романа Т. Толстой "Кысь"
Основные этапы творческого пути Татьяны Толстой, отличительные признаки ее художественного стиля. Общая характеристика и описание романа "Кысь", опред...

Фольклорные начала в романе Т. Толстой "Кысь"
Определение смысла и роли фольклора в тексте романа Т. Н. Толстой "Кысь". Фольклор – народное творчество, совокупность народных действий. Проблема рол...

Типы и функции новообразований в прозе Т.Н. Толстой
Словарный состав современного русского языка. Отражение процессов, происходящих в обществе, в лексике языка. Использование авторских неологизмов: сема...