Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Проза И.В. Киреевского в контексте философско-эстетических воззрений русского славянофильства

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Предпосылки возникновения и философско-эстетическая концепция русского славянофильства. Эволюция православной историософии, литературно-критической и эстетической систем И.В. Киреевского. Творчество Киреевского и его место в русской литературе XIX века.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Дипломная работа по теме:

«Проза И.В. Киреевского в контексте философско-эстетических воззрений русского славянофильства»

Содержание

Введение

I. Предпосылки возникновения и философско-эстетическая концепция русского славянофильства

II. Эволюция и становление православной историософии, литературно-критической и эстетической систем И.В. Киреевского

III. Отражение философско-эстетических принципов И.В. Киреевского в его прозаических произведениях:

3.1 Воплощение категории «исторического рода» в прозаическом фрагменте «Царицынская ночь» (1827)

3.2 Синтез «мечты» и «действительности» в «волшебной сказке» «Опал» (декабрь 1830 г.)

3.3 Реализация концепции «утопического социализма» в повести «Остров» (1838)

IV. Заключение: художественно-эстетическая концепция творчества И.В. Киреевского и ее место в русской литературе и общественной мысли первой половины XIX века

Библиография

Введение

В первой половине XIX века русская литература, в силу ее особой роли в отечественной «образованности», не только решала эстетические задачи, но и проделывала огромную мировоззренческую работу и формировала общественное сознание в России. Благодаря этому русская литературная классика отличается философской глубиной и объективной аналитичностью.

Деятельность И.В. Киреевского, мыслителя и литератора, воплощает многие важные моменты этой мировоззренческой работы в русской литературе, особенно если брать во внимание прогрессивность и новаторство его идей в области философской мысли, эстетики, литературной критики, концепцию собственного творчества.

Данная работа представляет собой исследование литературного творчества И.В. Киреевского, в частности прозы, в свете эстетических и историко-философских воззрений автора.

Объектом исследования являются художественные прозаические произведения, авторство которых принадлежит непосредственно И.В. Киреевскому.

Предмет исследования: отражение философско-эстетической концепции И.В. Киреевского в его литературном творчестве.

В качестве метода исследования использован рецензионный анализ, комментарием к которому служат программные эстетические и философские труды И.В. Киреевского.

Исследование производится на основе текстов оригинальных прозаических произведений И.В. Киреевского, а также монографического материала научных работ, принадлежащих критикам, современникам и исследователям творчества данного деятеля русской культуры первой половины XIX века.

Целью научной работы является выявление целостности исследовательского, философского и творческого аспектов мировоззрения И.В. Киреевского, доказательство которой заключается в детерминированном использовании принципов его православной историософии и эстетики в конкретных художественных произведениях. Чтобы достичь данной цели, предполагается решить следующие задачи:

- репрезентировать философско-эстетическую систему русского славянофильства, поскольку И.В. Киреевский был одним из ее теоретиков;

- проследить эволюцию философско-эстетических воззрений и становление православной историософии И.В. Киреевского;

- проанализировать прозаические художественные произведения, авторство которых принадлежит данному деятелю русской культуры первой половины XIX века;

- выявить отражение философско-эстетических принципов И.В. Киреевского в его литературных трудах;

- смоделировать оригинальную художественно-эстетическую концепцию прозаического творчества И.В. Киреевского и определить ее место в русской литературе и общественной мысли первой половины XIX века.

Степень научной разработанности темы сводится к минимуму, поскольку большинство исследователей наследия Киреевского раскрывают философский аспект его деятельности. Тем не менее, к художественному творчеству мыслителя и писателя обращались такие ученые, как М. Альтшуллер, В.А. Котельников, В.А. Кошелев, В.И. Кулешов и другие.

Избранная нами тема является актуальной, поскольку современное литературоведение интересуют воплощение принципов философско-эстетической концепции одной из ключевых фигур славянофильской мысли первой половины XIX века, И.В. Киреевского, в его художественном творчестве. Идеи автора во многом определили дальнейшее развитие русской философии и остаются значимыми в современную эпоху, когда возрождение духовности и сбережение национальной самобытности, основывающейся на принципах православия, являются приоритетами культуры.

I. Предпосылки возникновения и философско-эстетическая концепция русского славянофильства

проза киреевский славянофильство

Резкое заострение философских вопросов и своеобразное ускорение мыслительного процесса в России XIX в. связано с совершенно конкретным случаем. В сентябре 1836 г. в № 15 журнала «Телескоп», издававшемся профессором Московского университета Н.И. Надеждиным - так называемым русским шеллингианцем, - было опубликовано первое «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева с резкой и односторонней критикой исторической России. Россия, несмотря на века своего исторического существования, представляется Чаадаеву страной «без прошедшего и будущего» - неоформленной, лишённой внутреннего развития, с заимствованной, всецело подражательной культурой. Существование России в истории, по Чаадаеву, - бессмыслица. Хотя письмо относится ещё к 1828 г., а к середине 30-х гг. Чаадаев уже скорректировал свою позицию, публикация выглядела прямой полемикой с официальной правительственной программой министра народного просвещения гр. С.С. Уварова (Православие, Самодержавие, Народность). А.И. Герцен впоследствии называл публикацию письма «выстрелом, раздавшимся в тёмную ночь», от которого «надо было проснуться». Первым тотчас по прочтении номера «Телескопа», Чаадаеву ответил А.С. Хомяков статьей «Несколько слов о философическом письме», готовившейся к публикации в журнале «Московский наблюдатель», но не вышедшей после цензурного запрещения. Кроме того, Хомяков счел невозможным, с нравственной точки зрения, выступать в печати против объявленного сумасшедшим и заключенного под домашний арест автора. По этой же причине следующее подготовленное им опровержение (статья «О старом и новом») не предназначалось для печати, но было прочитано на одной из сред в салоне А.П. Елагиной (т. е. в доме Киреевских) зимой 1838-1839 гг. Название её отсылало к спору о «старом» и «новом» слоге русского языка, произошедшим в начале века и ставшим своего рода прологом к теме, а также явно перекликалось с «Запиской о древней и новой России» (1811-12) Н. М. Карамзина - по сути первым произведением, сформулировавшим проблему Россия - Запад. Таким образом, публикация первого «Философского письма» Чаадаева послужила поводом к оформлению западничества и славянофильства в две официальные, принципиально противопоставленные друг другу философско-мировоззренческих системы.

Славянофилы вошли в историю как люди «сороковых годов». Их предшественниками считаются так называемые «самобытники» - литераторы и историки, входившие в редакцию журнала «Москвитянин» и выступавшие с критикой европеизации России. Славянофилы отличаются от них тем, что именно они подвели под идею самобытного русского пути философскую основу.

Лидеры славянофильства - Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Константин Сергеевич Аксаков, Юрий Федорович Самарин - выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Они исходили из того, что у России свой особый путь, определяемый ее историей, положением в мире, огромностью территории и численности населения, географическим положением и особенно своеобразными чертами русского национального характера, русской «души».

К этим чертам они относили: ориентацию на духовные (религиозные), а не материальные ценности, примат веры над рациональностью, первенствующее значение мотивов коллективизма - «соборности», готовность личности добровольно включать свою деятельность в деятельность целого - община, государство.

Тремя основами особого исторического пути России славянофилы считали православие, самодержавие и народность, но понимали их иначе, чем официальная правительственная идеология. Во-первых, из этих трех основ главной считалось православие, а не самодержавие (как в официальной правительственной идеологии). Во-вторых, над «самодержавием» понималась некая образцовая самодержавная монархия - совокупность идеальных принципов, на которых должно базироваться государство. Эти идеальные принципы, по мнению славянофилов, отнюдь не адекватно, а в ряде отношений искаженно воплотились в российской действительности, но их можно и должно исправить.

Под «православием» понималось основное содержание православной религии - воплощение вечных истин добра, справедливости, милосердия, человеколюбия. Это содержание не отождествлялось с «официальным» православием и с практикой православной церкви.

Славянофилы были не реакционерами, которыми их часто изображают, а скорее своеобразными утопистами. Свой идеал они видели в свободной от всякой вещной зависимости высоконравственной личности. Свобода личности предполагает, как независимость от рациональности мышления, так и независимость от какого-либо авторитета. Личность познает нравс...

Другие файлы:

Критика и эстетика
Настоящая книга представляет собой первое осуществляемое в советское время Собрание сочинений русского философа, эстетика и критика первой половины XI...

Добролюбов
В книге освещаются политические и правовые воззрения великого русского революционера-демократа, одного из предшественников социал-демократии в России,...

Словянофильская философия И.В. Киреевского
Влияние В.А. Жуковского на формирование миропонимания Ивана Киреевского. Выступление Киреевского в печати в качестве литературного критика. Выпуск Кир...

Славянофильство и либерализм (западничество). Опыт систематического обозрения
Предлагаемая читателю книга русского философа и богослова П.И.Линицкого посвящена исследованию социальной и культурной жизни России середины XIX столе...

Русские славянофилы А.С. Хомяков и И.В. Киреевский
Особенность философского творчества А.С. Хомякова, сущность его теории познания. Характеристика, основные вопросы и значение работы И.В. Киреевского "...