Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Проблема нравственного выбора в творчестве Ю. Бондарева 1970-х годов ("Берег", "Выбор")

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Путь становления писателя, этапы развития творчества и своеобразие художественного метода. Жанрово-композиционные особенности и образы романа "Берег", лирико-философское и героико-романтическое начало. Нравственный конфликт и проблема выбора в "Безумии".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ЮРИЯ БОНДАРЕВА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 1960-1980-х ГОДОВ

Творчество Ю. Бондарева в литературной критике 1960 - 200-х годов

1.2 Особенности литературного процесса 60 - 80-х годов XX века

1.3 Творческий путь писателя

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА

В РОМАНЕ Ю.БОНДАРЕВА «БЕРЕГ»

2.1 Жанрово-композиционные особенности романа

2.2 Система образов в романе

2.3 Лирико-философское и героико-романтическое начало в романе.

Никитин и Княжко

2.4 Нравственный конфликт и проблема выбора в «Безумии»

2.5 Безумие войны и «безумие» любви в романе

2.6 Война и современность в романе. Нравственные искания героя

ГЛАВА 3. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ВЫБОРА И ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ «ВЫБОР»

3.1 Нравственно-философская проблематика романа, жанрово-композиционное своеобразие

3.2 Система образов романа

3.3 Васильев - Рамзин. Проблема нравственной ответственности

3.4 Жизненная драма Рамзина

3.5 Связь прошлого и настоящего в «Выборе»

3. 6 Духовное перерождение Васильева и его нравственные поиски

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

План-конспект интегрированного урока литературы и истории в 11-ом классе

ВВЕДЕНИЕ

В восьмидесятые годы ХХ века в русской литературе все больше стало появляться произведений, для которых характерно возвращение к углубленному психологизму, возвращение к естественной нравственности, а не к нравоучительной морали, к оголенному действию, а не к поступкам героев среди надуманных обстоятельств.

Самое главное в литературе и на сегодня остается обновленное внимание к неизменно вечному предмету литературы - подробному и объективному исследованию человека в самых разнородных и предельно обостренных конфликтах, когда перед человеком стоит задача выбора, решения, поступка. И в зависимости от решения этой задачи, от того, что выберет герой произведения, мы судим о внутреннем содержании самого писателя, о его характере, о его нравственной значимости.

Во многих романах 80-90-х годов заострение различных общественных проблем читатель наблюдает через внутренний мир героя, когда перед ним стоит мучительный выбор перед лицом смерти. Как поступит герой, что его заставляет совершить тот или иной поступок, сделать тот или иной выбор - вот что интересует писателя, а вместе с ним и читателей.

Не громкие слова, не пророчество, не фанатичность толкают человека в атаку на смертоносную высоту. Этот миг - наивысшая точка нравственности, осознанной справедливости - не только критерий солдатского поступка в условиях войны, но и критерий любого характера наших дней. Но не только в условиях войны возможен этот решающий миг выбора: в жизни немало примеров, когда в мирное время перед человеком встает проблема выбора поступка, от которого зависит будущее героя. Каждый проходит в определенный срок по острейшей грани «быть или не быть?», по грани испытательного выбора, определяющего ценность личности в любви, в поисках добра, в борьбе против зла, на поле боя, в собственной квартире, в научной лаборатории.

С особой остротой проблема нравственного выбора человека звучит в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, потому что на войне чаще всего возникают ситуации, определяющие сущность человека, когда в один миг необходимо решить «или - или». Среди таких произведений можно назвать повести Валентина Распутина «Живи и помни», Василия Быкова «Сотников», «Обелиск», Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», «В списках не значился». Пристальное, обостренное внимание русской прозы к проблематике нравственно-философского характера, с нашей точки зрения, наиболее масштабное, полнокровное и многостороннее воплощение находит в прозе Юрия Бондарева.

Лучшие произведения Ю.Бондарева так или иначе связаны с фронтом, с судьбой военного поколения. В них мы тоже, как и во многих других произведениях о войне, встречаемся с проблемой нравственного выбора героев.

Темой нашей квалификационной работы является «Проблема нравственного выбора в творчестве Ю.Бондарева 1970-х годов («Берег», «Выбор»)».

Предметом исследования послужили размышления писателя о нравственности, о проблемах нравственного выбора и возможных вариантах решения данных проблем.

Объектом исследования явилось творчество Ю.Бондарева 1970-х годов, в частности, его романы «Берег» и «Выбор» в контексте решения проблемы нравственного и социального выбора в русской современной прозе этого периода.

Цель квалификационной работы видится в системном рассмотрении подходов к художественно-эстетическому освоению духовно-нравственных ценностей и современных аспектов взаимоотношений личности, природы, общества конца XX века, а также решения проблемы нравственного выбора в литературе на примере творчества Ю.Бондарева.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Систематизировать критический материал по творчеству Ю.Бондарева;

2. Описать особенности творчества Ю.Бондарева, отмеченные в исследовательских работах, посвященных его произведениям; показать актуальные проблемы и темы, поднимаемые в своем творчестве писателем; проследить развитие мастера слова от первых повестей до его монументальных произведений;

3. Определить, какая трактовка понятий нравственность и нравственный выбор дается в философии; как воспринималась и освещалась данная проблема в литературе 60-80 годов XX века;

4. На основе анализа романов Ю.Бондарева «Берег» и «Выбор» попытаться выяснить, как герои решают проблему нравственного выбора.

Актуальность данной работы состоит в том, что в последнее время проблема нравственности и нравственного выбора остро стоит перед современным человеком, особенно перед молодым поколением.

Результаты исследования могут послужить опорой для дальнейшего изучения творчества Ю.Бондарева в литературоведческом аспекте. Материалы работы могут применяться в школьных и вузовских курсах, спецкурсах и семинарах по истории отечественной литературы.

Теоретическая значимость работы состоит не только в раскрытии содержания понятия нравственность и нравственный выбор, но и в том, что предприняты попытки проанализировать и понять, как проблему нравственного выбора решают для себя герои Ю.Бондарева, как эту проблему решали представители интеллигенции периода оттепели, актуальна ли данная тема в современном обществе.

Рабочим материалом исследования послужили тексты романов Ю. Бондарева «Берег» и «Выбор», его публицистические произведения, а также научные статьи, исследования, монографии, содержащие критические отзывы о творчестве Ю.Бондарева.

В ходе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Сравнительно-исторический, с помощью которого были рассмотрены особенности эпох, нашедшие отражение в тематике и проблематике работы.

2. Метод описательной поэтики, способствующий раскрытию идейно-эстетической направленности романов «Берег» и «Выбор».

3. Сопоставительный, с помощью которого были проведены параллели между ранним творчеством писателя и его более поздними произведениями.

Цели и задачи исследования определили структуру кввалификационой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении определяются цель и задачи исследования, обосновывается актуальность проблемы, определены структура и методологические основы работы, отмечается теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе дается обзорная характеристика развития литературного процесса 1960-80-х годов, анализируется критический материал по творчеству Ю.Бондарева, прослеживается путь становления писателя, этапы развития его творчества, своеобразие его художественного метода.

Во второй главе раскрывается проблема нравственного выбора на примере романа Ю.Бондарева «Берег». Анализируется система образов героев романа, определяется их нравственный выбор в тех или иных обстоятельствах.

В третьей главе проводится анализ романа «Выбор». Рассматривается жанровое своеобразие романа, его проблематика. Сопоставляются герои романа, прослеживаются судьбы героев, раскрывается суть нравственного выбора, сделанного каждым из этих героев.

В заключении квалификационной работы подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные выводы, которые сформировались в ходе исследования.

Приложение представляет собой интегрированный урок литературы и истории в 11-ом классе, на котором рассматривается творчество Ю.Бондарева на примере романа «Горячий снег».

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ЮРИЯ БОНДАРЕВА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 1960-1980-х ГОДОВ

1.1 Творчество Ю.Бондарева в литературной критике 1960 - 2000-х годов

Ю.Бондарев принадлежит к числу писателей, в первооснове творчества которых лежит их собственный жизненный опыт и опыт целого поколения. Вся эволюция его творчества, от ранних до более зрелых повестей, представля...

Другие файлы:

Проблема метода и жанра в журналистском эксперименте (на материале "Литературной газеты" 1970-х годов)
Взгляды исследователей на понятия "метод" и "жанр" в журналистике. Анализ публикаций "Литературной газеты" 1970-х годов, представленных под рубрикой "...

Тема Великой Отечественной войны в произведениях Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева
Биографии Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева. Место проиведений в творчестве писателей. История содания романа и повести. Место действия. Прототипы герое...

Нравственный выбор героев в повести В. Быкова "Сотников"
Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников""Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л.Толстой, и мы вынуждены согл...

Проблема нравственного идеала в творчестве Диккенса
Тяжелое детство Чарльза Диккенса, годы его обучения. Тема голодного детства в "Очерках Боза", роман "Посмертные записки Пиквикского клуба", поиски нра...

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына Матренин двор