Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Поэты-современники в лирике Цветаевой

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Поэтический мир Цветаевой, факты ее биографии. Анализ стихотворных циклов, посвященных поэтам-современникам: "Стихи к Блоку" (разбор стихотворения "Имя твоё – птица в руке…"), "Ахматовой" (разбор стихотворения "О, Муза плача, прекраснейшая из муз!").
Краткое сожержание материала:

Размещено на

- 15 -

Размещено на

Поэты-современники в лирике

Цветаевой

План

цветаева стихотворный цикл поэт

1. ВВЕДЕНИЕ

а) Мой любимый поэт Марина Цветаева

2. Цветаева и поэты-современники

3. Два цикла стихотворений

4. ЦИКЛ: «СТИХИ К БЛОКУ»

а) Разбор стихотворения «Имя твоё - птица в руке…»

5. ЦИКЛ: «АХМАТОВОЙ»

а) Разбор стихотворения «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!»

ВВЕДЕНИЕ

Мой любимый поэт Марина Цветаева.

Три часа ночи, этой короткой зимней ночи. Мне 15 лет. Все спят, я - в своей комнате. На тёмной улице светится только несколько окон. Тишина. Редкий шум машн нарушает спокойствие. Прочитала стихи Марины Цветаевой. Я всё ещё под их впечатлением… у каждого, наверное, есть заветная, в самые горькие или самык счастлвые минуты открываемая книга. И тот, чей голос звучит с её страниц, - друг. Тот, кто сказал всё то. Для меня это - Марина Цветаева. Её стихи, проза, дневниковые записи - защита от злобы окружающего мира, глоток воздуха и азбука любви к жизни и людям. Когда сердце очерствело, когда «все равны» и «всё равно», достаточно открыть её том - и поэт словно угадал твои страхи и сомнения:

Клонится, клонтся лоб тяжёлый,

Колосом клонится, ждет жнеца.

Друг! Равнодушье - дурная школа!

Ожесточает оно сердца.

Она не была равнодушной ни к людям, ни к жизни, всегда щедро делилась всем, что имела, - куском ли хлеба, стихом ли:

Гляжу на след ножовый:

Успеет ли зажить

До первого чужого,

Который скажет: «Пить».

Как и её героиня, Цветаева не разделяет понятия «любовь» и «жалость», в ней сильно сознание того, что помочь должна она - и никто иной. Только в её поэзии мог возникнуть образ из стихотворения «Пожалей…»: жалость к умершему - жалость к потерявшим его - самопогребение рядом с ним, чтоб ему не было одиноко:

-Он тебе не муж? - Нет.

-Веришь в воскрешенье душ? - Нет.

-Так чего ж? Так чего ж поклоны бьёшь?

- Отойдёшь

- В сердце - как удар кулашный.

-Вдруг ему, сыночку, страшно

-Одному?

Любовь к людям, жалость к людям, помощь людям - Лилия.

… Сижу - с утра ни корки чёрствой -

Мечту такую полюбя,

Что - может - всем своим покорством,

Мой Воин! - выкуплю тебя!

Думается, верность Цветаевой брала начало в её гордости. Она передала - мужа ли, Родину ли, память ли о погибших, до конца выполнявших свой долг. И её собственная верность Долгу - лебединая (до смерти) - Лебедь.

А лира - символ её творчества. Цветаева сумела создать целый поэтический мир, в котором есть всё: «от высокоторжественных немот до полного поправления души», от её - женщины, матери, поэта - размышлений «о юности и смерти», о любви - до всемирного, над-мирного:

Благословляю ежедневный труд,

Благословляю еженощный сон.

Господню милость - и Господень суд,

Благой закон - и каменный закон.

И пыльный пурпур свой, где столько дыр…

И пыльный посох свой, где все лучи!

Образ любимого поэта для меня в этом «триединстве»: «Лилия - Лебедь - Лира».

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) писать стихи начала рано. Первая ее книга «Вечерний альбом» вышла в 1910 году. В дореволюционном творчестве Цветаевой можно выделить два периода: период ранних стихов, «полудетских», «девичьих признаний» (сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», 1912; «Из двух книг», 1913) и период 1915-1917 гг.

Судьба Марины Цветаевой была нелегкой. Она не смогла понять и принять Октябрьскую революцию и в 1922 году уехала за границу. В эмиграции была трудная жизнь материальных лишений, душевного прозрения, признания своих ошибок. В 1939 году поэтесса возвращается на родину.Поэзия Цветаевой, как и сама жизнь поэтессы, полна изломами, душевными надрывами, непониманием правды эпохи. Она волнует искренностью и глубиной чувств.Обращения Цветаевой к поэтам-современникам многочисленны и разнообразны. Цветаева обладала редким даром - удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Всегда чуждавшаяся всякого рода поэтических объединений, презиравшая богему, далёкая от окололитературной борьбы самолюбий и амбиций, она была счастливо лишена чувства творческой зависти или ревности.

Самозабвенным и безоглядным было её восхищение художником, соприкосновение с чужим вдохновенным словом рождало в ответ «небесный пожар» души.

Однако обращения Цветаевой к современникам были не только данью восхищения. Одним из первых на поэзию Цветаевой обратил внимание В. Брюсов, считая ее «несомненно талантливой» и при этом отмечая «жуткую интимность» ее стихов. Но по-настоящему поэтесса обрела свой подлинный поэтический голос в 1917-1916 гг., когда ею были созданы стихотворения, составившие циклы «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стенька Разин» и другие. Много ярких стихотворений было посвящено поэтам-современникам -- Ахматовой, Блоку. Стихи 1915-1917 гг. (лучшее, что написано Цветаевой до революции) печатались в журналах и альманахах, но отдельной книгой они вышли только в 1921 году («Версты»). Её стихотворения, очерки, воспоминания, статьи, посвященные поэтам, содержат тонкий и точный анализ творческой личности. Её оценки глубоки и оригинальны. Поэтому, знакомясь с творчеством многих авторов ХХ века, невозможно пройти мимо цветаевских отзывов. С их помощью можно лучше и яснее представить себе человеческую и художническую суть Владимира Маяковского и Константина Бальмонта, Андрея Белого и Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Валерия Брюсова. Касаясь творчества уже ушедших поэтов, она считала особо важным воссоздать живой облик поэта, вернуть его читателю. Символично в этом плане название очерка о Максимилиане Волошине - «Живое о живом» (1932).

Остановимся подробнее на двух цветаевских стихотворных циклах, посвященных потам-современникам,- «Стихи к Блоку» (1916, 1920, 1921) и «Ахматовой» (1916). Оба поэта занимали совершенно особое место в душе Цветаевой. Их творчество было для неё целым миром, их личность притягивала. Александр Блок, например, виделся ей не просто поэтом, но существом высшего порядка: «Божий праведник мой прекрасный». Кроме того, он был для Цветаевой идеальным воплощением, по выражению А.С. Пушкина, «взыскательного художника», поднявшегося на огромную нравственную высоту. Одно из стихотворений 1920 года Цветаева заключает строками: «предстало нам - всей площади широкой! -/ Святое сердце Александра Блока»

«СТИХИ К БЛОКУ»

Блоковский цикл насыщен реминисценциями из стихотворений самого поэта. Цветаева стремится постичь тайну духовной жизни художника. Это и рассказ о любви - в нем переданы тончайшие оттенки чувств лирической героини. Одна из отличительных черт этого цикла - музыкальность, что весьма символично, ведь и сам Блок придавал огромное значение музыке, которая воспринималась им как мировая стихия.

Об отношении Цветаевой к Блоку можно судить уже по первому стихотворению цикла «Стихов к Блоку» (1916) - трепетно воспринимается ею звук самого имени пота:

Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Анафора (единоначатие) усиливает восхищение цветаевской героини поэтом, подчёркивает, сколько сокровенного, драгоценного заключает в себе для неё даже звучание его имени. С бережностью и пристальностью любви найдены в стихотворении сравнения к звучанию его имени (оно сознательно не называется автором в стихотворении). Любовь к поэту живёт не только в глубине души героини, но и в приметах внешней жизни, напоминающих о нём, и образ поэта словно оживает в них. Все определения здесь роднит общая черта: они передают то, что длится не более короткого мига, но оставляет в сердце долгий след: неуловимы «птица в руке», могущая улететь; «льдинка на языке», которая вот-вот растает; «одно-единственное движенье губ», которое исчезает, едва прозвучав, наконец, «щелканье ночных копыт», замолкающее вдали. Связаны эти определения ещё одной характеристикой: все они отражают извечное стремление человека остановить прекрасное мгновение, удержать красоту. Поэтому - «птица в руке», «мячик, пойманный на лету».

Неподвижен только лик героя, который угадывается в словах про «нежную стужу недвижных век». Важен в стихотворении и мотив удивления чуду. Воплощенное чудо - прирученная певчая стихия («Имя твоё - птица в руке»), и сама возможность «присвоить» её, назвать по имени. «Льдинка на языке» - это щекочущий холодок тайны, прикосновение к самым сокровенным глубинам души. «Одно-единственное движенье губ» - изумление от того, что огромный поэтический мир рождается из семи нот на линейке. Но автор не довольствуется только этими обозначениями звука. Музыкальная палитра стихотворения чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелк курка. Все они передают динамику переживаний и чувствований героини. Появляется в стихотворении и сквозной для всего цикла мотив полёта, радостный и светлый:...

Другие файлы:

Фольклорные мотивы в лирике М.И. Цветаевой
Творческая биография русской поэтессы. Особенности и тематика лирики М.И. Цветаевой в период 1910-1922 г. Богатство языковой культуры поэтессы. Особен...

Ревность в любовной лирике Цветаевой

Смысл поэтического творчества в лирике М. И. Цветаевой

Трагические мотивы в лирике Марины Цветаевой

Что нужно человеку для счастья? (по лирике М. И. Цветаевой)