Поэтика Юкио Мисимы и современная русская проза
Краткое сожержание материала:
Размещено на http:///
Размещено на http:///
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ПОЭТИКА ЮКИО МИСИМЫ И СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА
Работу выполнил К.В. Штейнбах
Нормоконтролер доц., канд. филол. Наук М.П. Блинова
Краснодар 2012
Содержание
Введение
1. Сопоставительный анализ романов Юкио Мисимы «Золотой Храм» и Захара Прилепина «Санькя»
1.1 Вступление
1.2 Художественные миры романов
1.3 Внешние и внутренние портреты главных героев
1.4 Основные конфликты романов
1.5 Финалы романов
1.6 Отношения главных героев романов с женщинами
2. Сопоставительный анализ повестей Юкио Мисимы «Исповедь маски» и Эдуарда Лимонова «Молодой негодяй»
2.1 Вступление
2.2 Художественный метод
2.3 Образы главных героев
2.4 Мотив игры
2.5 Любовные линии повестей
3. Повесть П. Пепперштейна «Пражская ночь» в контексте современной культуры и поэтики Юкио Мисимы
3.1 Вступление
3.2 Главный герой
3.3 Художественный мир
3.4 Особенности структуры
Заключение
Библиографический список
Введение
В нашей дипломной работе мы рассмотрим творчество Юкио Мисимы и современных русских прозаиков: Захара Прилепина, Эдуарда Лимонова, Павла Пепперштейна.
Предмет исследования - конкретные тексты авторов: «Золотой Храм» - «Санькя», «Исповедь маски» - «Молодой негодяй» и «Пражская ночь». Данные тексты были выбраны по причине того, что, на наш взгляд, позволяют наиболее полно изучить авторский стиль всех четырех авторов. Цель нашей дипломной работы - выявить характерные черты произведений Юкио Мисимы, Захара Прилепина, Эдуарда Лимонова и Павла Пепперштейна.
Объект нашей дипломной работы - литературный экстремизм всех четырех авторов, находящего выражение как в индивидуальных авторских стилях каждого из них, так и в определенной философской системе, выстраиваемой в ходе повествования. Под экстремизмом мы понимаем не только и не столько участие в определенных политических движениях, сколько яркую, вызывающую позицию авторов по отношению к обществу, в котором они живут и творят; причем одними лишь произведениями, как правило, протест не заканчивается не ограничивается. Но вначале неплохо было бы дать то понятие экстремизма, с которым мы и будем работать. Со-координатор Международного Движения по защите прав народов В. Д. Трофимов-Трофимов, выдвигает следующее понятие экстремизма, как нельзя более совпадающее с нашим пониманием этого явления: «Экстремизм - это идеология допустимости использования крайних мер (экстремумов социального поведения) для получения желаемого эффекта. Оно шире всех общепринятых определений экстремизма, которые сводятся к политике. Экстремизм не ограничивается политикой и выходит далеко за ее рамки»[30]. Данное определение соответствует линии поведения и творчества писателей, рассматриваемых нами в данной дипломной работе.
Сама традиция литературного экстремизма не так уж молода, как может показаться; ее родоначальником, пожалуй, можно назвать маркиза Донасьена Альфонса Франсуа де Сада; несмотря на сомнительную литературную ценность его произведений, нельзя отрицать, что его жизнь и творчество несли в себе немалый заряд экстремизма, а главная цель его текстов - эпатаж и шокирование читателей. Экстремизм, вовремя примененный, порой является весьма эффективным способом привлечь внимание читателей, а в широком плане - и просто окружающих. Юкио Мисима, несомненно, частично воспользовался уроками де Сада - но лишь для того, чтобы создать свою собственную манеру письма, подчас шокирующую читателя откровенностью самоанализа героев, а также для создания собственной манеры поведения, порой шокировавшей японское общество середины 20 века. Но есть и одно существенное различие между этими двумя фигурами в литературе: если для маркиза де Сада полюсом всего творчества являлась свобода личности в ее желаниях, то для Мисимы подобным центром является Красота. Она в той или иной форме является главным героем практически всех произведений японского классика.
Впрочем, что справедливо для Мисимы, не всегда применимо для всех остальных изучаемых нами авторов. К примеру, если Лимонов в значительной мере подпадает под категорию писателей эпатажных, то Прилепин - нет, ибо в своих произведениях и жизни хоть и проводит определенную линию поведения, но линия эта скорее противостоит в общем-то нездоровому, неестественному, эстетскому стилю Лимонова и Мисимы. Пост-модернист Пепперштейн вообще стоит особняком в данной компании, ибо воспринимать его произведение как достоверное попросту не имеет смысла, ибо оно является скорее системой символов, чем литературным произведением в привычной смысле этого слова.
Однако и Лимонов, и Прилепин, и Пепперштейн имеют свои точки соприкосновения с Юкио Мисимой. Так, Лимонова с ним объединяет установка на эпатажность, позерство, в какой-то мере - сходство литературного стиля и жизненного пути, а также принадлежность к кругам политических экстремистов (не случайно эти две личности зачастую ассоциируются друг с другом); Прилепина - тип главного героя и общий конфликт «герой-мир». Пепперштейн же, творчество которого, казалось бы, практически не связано с японским классиком, близок к нему чуть ли не в самой основной черте - эстетизации действительности. Причем Пепперштейн, подобно Мисиме, оценивает тот или иной образ не в системе понятий добра и зла, а по принципу эстетичности-неэстетичности. Правда, в отличие от японского писателя, сфера деятельности Пепперштейна лежит не столько в области эстетства, сколько в области эксперимента со словом.
Все четверо выдвигают определенную позицию в своих произведениях, и следуют ей не только в рамках текста, но и выносят ее реальную жизнь. Это вызывает у нас уважение, ибо далеко не у каждого человека хватит решимости следовать своим собственным словам.
Основной исследовательский метод, применявшийся нами в ходе изучения творчества данных авторов - сравнительно-сопоставительный. Мы брали для сопоставления конкретные тексты Юкио Мисимы и сопоставляли их с произведениями определенных современных русских прозаиков, пытаясь тем самым найти закономерности в творчестве всех исследуемых писателей. Таким образом, можно говорить и об использовании метода дедукции в нашей дипломной работе - то есть путем систематизирования отдельных элементов поэтики данных писателей мы выведем общие закономерности их творчества. Мы прибегли и к анализу, так как при разборе данных произведений вполне логичным было вычленение отдельных образов и стилистических приемов.
Основные задачи нашей дипломной работы:
- выявить особенности стиля Юкио Мисимы, равно как и стилей Захара Прилепина, Эдуарда Лимонова и Павла Пепперштейна через их конкретные произведения;
- показать их на конкретных примерах, найденных в текстах данных писателей;
- на основании данных примеров выстроить авторские философию и мировоззрение;
- найти сходство и различие в стиле и философии Юкио Мисимы с одной стороны и Захара Прилепина, Эдуарда Лимонова и Павла Пепперштейна - с другой;
- подвести итог нашему исследованию.
1. Сопоставительный анализ романов Юкио Мисимы «Золотой Храм» и Захара Прилепина «Санькя»
1.1 Вступление
В данном разделе нашей дипломной работы мы попытались проанализировать и сопоставить два романа - «Золотой Храм» японского писателя Юкио Мисимы и «Саньку» русского публициста и писателя Захара Прилепина. Этот выбор был сделан специально; несмотря на множество внешних и внутренних различий, у этих двух произведений все же много общего, как и у их авторов. Если Юкио Мисима - один из самых известных японских писателей, а его роман «Золотой Храм» - самое его читаемое произведение, то имя Захара Прилепина стало известно не так давно; лишь в 2005 году вышла его первая книга - «Патологии».
И тот, и другой роман имеет свой совершенно особый художественный мир, пройти мимо которого просто нет возможности. Мы попытались осмыслить и проанализировать каждый, и об этом пойдет речь во втором разделе курсовой работы - «Художественные миры романов».
Каждый роман имеет своего героя. В данных же романах, на наш взгляд, это не просто герой, а еще и частичка души самого автора (как Прилепина, так и Мисимы); оба автора оставили часть своего далеко не самого спокойного характера в главных героях. Главные герои описаны в третьем разделе, названном «Внутренние и внешние портреты главных героев романов».
Жизнь и творчество Юкио Мисимы
Краткие сведения о жизненном пути и деятельности японского писателя и драматурга Юкио Мисимы. Литературный дебют и "Исповедь маски". Перестройка тела...
Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или Как уничтожить храм
Вступительная статья к книге Юкио Мисимы «Золотой Храм»....
Юкио Мисима. Золотой храм
Произведение Юкио Мисимы (1925-1970) отчасти основано на реальных событиях: в 1950 году молодой монах сжег знаменитый Золотой храм в Киото. Для героя...
Доклад Юкио Мисимы императору
Юкио Мисима....